Секретный, но не совершенно, документ по земле
Редакция Exclusive располагает актуальным документом под названием «ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ВОПРОСАМ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ».
Циркуляр из недр бюрократического аппарата предназначен либо для внутреннего пользования, либо является инструкцией для чиновников, которые вскоре будут объясняться по столь щепетильному вопросу перед СМИ и иностранными коллегами. И создан он, чтобы, как говорится, избежать разноголосицы. Это во-первых, а во-вторых, чтобы сформировать единую национальную повестку по столь важному для всех вопросу.
Редакция посчитала, что не имеет права не опубликовать отдельные фрагменты его содержания.
Разъяснительный материал написан от первого лица, например, употребляются такие обороты «хочу подчеркнуть». Что лишний раз подтверждает его предназначение. Здесь это словосочетание не только грамматическая категория, а, скорее, некая установка.
Опус эмоциональный, в нем используется народническая риторика, слово в слово повторяющая лозунги, звучавшие на несанкционированных митингах.
Автор послания часто сбивается на множественное число первого лица, то ли желая подчеркнуть таким образом собственную значимость, то ли просто от волнения:
«Мы понимаем, что земля для казахстанцев - сакральная тема. Сейчас значение не имеет аренда или продажа. Земля - это мать. Мать не продается и не дается в аренду».
Первое положение отвечает на вопрос: «Кто может купить землю в частную собственность?».
«Ни один иностранец не имеет права покупать ни сантиметра земли Казахстана.
Казахстанцы могут купить землю сельхозназначения в частную собственность, во-первых, по льготной цене (50%), выкупая арендованную землю с рассрочкой до 10 лет, и во-вторых, через аукцион. На иностранцев данная норма не распространяется. Хочу подчеркнуть, что из 100,8 млн га земель сельхозназначения, которые сейчас находятся в обороте, 1,3 млн га. земли находятся в частной собственности у граждан Казахстана, а 99,5 млн га - в аренде..."
И далее:
"... По итогам 2015 года объем сельхозпроизводства в денежном выражении составил 2,7 трлн. тенге. Из 99,5 млн га у иностранцев находится всего лишь 65 тыс. га земли – а это приблизительно 0,06% - и только в аренде. Но стоит отметить, что из них наибольшая часть – 45 тыс. га - арендована совместными предприятиями, долями в которых напрямую владеют казахстанцы.
При этом россияне арендуют 10 236 га, резиденты Китая - 282 га, ОАЭ - 859 га, Турции - 7 га и прочие».
В оправдательной речи незримого автора так же есть ответы на опасения, которые могут возникнуть у представителей титульной нации по поводу возможных ухищрений для приобретения их земли со стороны граждан других государств:
«Если иностранец попытается приобрести земельный участок в собственность, используя ухищрения, такие как фиктивный брак, покупка доли в ТОО или просто захочет купить землю на вторичном рынке, то в органах юстиции ему в любом случае будет отказано в регистрации таких прав. Юридически, без такой регистрации, право собственности не возникает. Таким образом, государство через процедуру регистрации в органах юстиции контролирует соблюдение ограничений, установленных для иностранцев».
Далее можно убедиться, что подозрения людей о том, что в правительстве не слышат голосов улиц беспочвенны:
«В обществе существует такое опасение, что иностранцы могут получить земельные участки в собственность посредством приобретения доли в казахстанском юридическом лице, имеющем землю на праве собственности. Так ли это? Данный вопрос следует рассматривать с двух аспектов. Первый. Если доля, приобретаемая иностранцем, будет превышать 50%, то земельный участок такого юридического лица будет подлежать в течение трех месяцев отчуждению или должен быть переоформлен на право землепользования (аренды). В случае неисполнения данного требования, акимат подает иск о возврате земельного участка государству. Государство, в свою очередь будет выявлять такие факты посредством взаимодействия информационных систем, которые содержат информацию о размерах долей участников юридических лиц и всех юридических лиц - собственников земельных участков. В случае выявления юридических лиц, имеющих на праве собственности земельные участки, доля иностранцев в которых превышает 50%, эта информация будет отправляться в Акимат для проведения работ по отчуждению, переоформлению земельного участка на право аренды или обращения в суд с иском о его возврате. Второй. Если доля иностранца будет менее 50%, то никаких последствий для этого юридического лица не наступит. В случае, если иностранец захочет выйти из состава участников и получить свою долю землей, у него это не получится, так как он просто не сможет зарегистрировать свои права на землю», - говорится, в частности, в документе.
При разъяснении следующего вопроса используется излюбленное выражение социалистов «хищнически», что так же характеризует культурную среду из которой вышел автор.
Оговариваются условия возврата земли в государственную собственность в случае нарушения условий пользования:
«Может ли государство отобрать землю? Да, может. В случаях, если земля не используется по назначению, например, она не обрабатывается, на ней не производиться продукция, то государство имеет право изъять ее. Второе, если контроль над качеством показывает, что земля используется не надлежащим способом (используются запрещенные химикаты), в результате чего земля превращается в песок. Земля также изымается в том случае, если хищнически эксплуатируется. Все эти меры принимаются вне зависимости от того, находится ли земля в частной собственности или в аренде».
Следующая цитата предназначена для того, чтобы зародить в чиновниках уверенность в собственной правоте при разгоне митингов против продажи земли «на время».
«Всем известно, что земля - мать богатства, а труд - отец его! Труд и земля – главные источники богатства. Страна тем богаче, чем больше создает продукты. Источник богатства следует искать в самом производстве. Казахстан обладает огромными сельскохозяйственными ресурсами. Земельный фонд нашей страны составляет 272,5 млн. гектаров. Это бесценное национальное богатство, которым, к сожалению, до сих пор мы не можем эффективно воспользоваться. Земля не обрабатывается годами и, как следствие, деградирует и зарастает сорняками. Трудясь и возделывая землю, она становится истинным богатством и достоянием нашей страны. Именно с этой целью мы создаем все условия, чтобы на нашей земле взрастить своих крепких хозяйственников, умело использующих передовые мировые технологии. При этом, квота предусматривает привлечение квалифицированных работников, дефицит которых отмечается на отечественном рынке труда. Из них только 2054 человек приехало для сельскохозяйственных работ».
Название документа не отражает сути претензий, содержащихся в вопросах, связанных с эксплуатацией Российской федерацией космодрома «Байконур» и использованием иностранной рабочей силы на казахстанских нефтяных месторождениях.
Рассматриваемое послание содержит ответы на наиболее острые претензии к правительству Казахстана со стороны гражданских активистов.
По сути, оно является методическим руководством для политработы с госслужащими, нацеленным на избежание сочувствия протестующим.
«Почему такая низкая арендная плата за использование комплекса «Байконур»?
«В соответствии с Договором аренды комплекса «Байконур» между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 10 декабря 1994 года, арендная плата за использование комплекса «Байконур» составляет 115 млн. долларов США в год. Однако, Договор аренды комплекса «Байконур» отличается от классических договоров аренды тем, что Договором аренды комплекса «Байконур» помимо ежегодной арендной платы предусмотрено финансирование Арендатором затрат на текущий, капитальный ремонт и реконструкцию арендуемых объектов (п. 6.2 Договора аренды), а также финансирование жизнедеятельности г. Байконыр (п. 6.10 Договора аренды). В этой связи, помимо арендной платы Российская Федерация ежегодно вкладывает порядка 6 млрд. рублей (92 млн. долларов США по нынешнему курсу, 200 млн. долларов США по старому курсу) на поддержание и развитие космодрома «Байконур» и города Байконыр. Таким образом, в денежном выражении Российская сторона платит арендую плату в сумме свыше 200 млн. долларов США в год».
Сколько составляет площадь земель, переданных России в рамках аренды комплекса «Байконур»?
«В соответствии с Договором аренды комплекса «Байконур» от 10 декабря 1994 года, общая площадь арендуемых российской стороной земель составляет 4 млн. 805 тыс. 978 га, в том числе в качестве районов падения отделяющихся частей ракет-носителей - 4 млн. 136 тыс. га (50 районов падения отделяющихся частей ракет-носителей). Из 669 тыс. 978 га, занимаемых комплексом «Байконур», выведены из аренды земельные участки площадью 11,6 тыс. га для социально-экономического развития поселков Торетам и Акай. Из 4 млн. 136 тыс. га земельных участков, занимаемых районами падения отделяющихся частей ракет-носителей, 2 млн. 224 тыс. 100 га или 53,7% не используются арендатором. Неиспользуемые земельные участки могут быть использованы для отгонного животноводства».
Далее идет речь идет о контроле за долей иностранной рабочей силы. Учитывая казахстанские реалии, тема больше связана больше с недропользованием, а не, так сказать, с поверхностью земли:
«Кто контролирует долю иностранной рабочей силы в стране? Есть также опасения, что иностранцы займут рабочие места при создании совместного предприятия. По притоку иностранных граждан в Казахстан хотелось бы пояснить, что за 5 лет количество иностранцев, прибывающих в Казахстан, практически не меняется. Ежегодно у нас в республике в среднем с различными целями въезжает (регистрируется) более одного миллиона иностранных граждан. Это туристы, командировочные, студенты, рабочие и пр. Из них в основном (80-90%) - это граждане стран СНГ. Трудовая деятельность иностранных работников в Казахстане регулируется через квоты, т.е. постановлением правительства устанавливается максимальное количество иностранцев, приезжающих в нашу страну на заработки. Эта квота не превышает 0,7% от экономически активного населения. Например, в 2016 году квота составила 63 тыс. человек. В предыдущем году размер квоты был примерно такой же, однако в 2015 году было выдано всего 32 тыс. разрешений. Таким образом, квота была освоена всего на 50%»
Данные формуляра по идее должны входить в пресловутые «изменения и дополнения» законодательных норм. Его положения должны быть доступны всем гражданам, что, по нашим данным, вскоре и произойдет.
Однако хотим отметить, что хитроумные служебные отписки не снимают необходимости начинать реформы политической системы Казахстана.
Следите за нашими публикациями.