Транзит пошел. Какая женщина может возглавить Казахстан?
На полях международного экономического форума в Санкт-Петербурге, где приглашенным гостем был президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, у него поинтересовались перспективами для женщин республики возглавить государство.
«Почему вы считаете, что в Казахстане не может быть женщина-президент? Вполне может быть. Гендерная политика развивается нормально, в правительстве есть женщины, 30% депутатов парламента тоже женщины. Так что это вполне возможно и, тем более, что есть такие подготовленные женщины. Учитывая, что у меня трое дочерей, у меня к женщинам особое отношение», - сказал Нурсултан Назарбаев.
С одной стороны, в самом ответе не было ничего экстраординарного. Конституция Казахстана действительно не создает никаких гендерных препятствий для представительниц слабого пола в политике, с другой, эксперты сразу же заговорили, что, возможно, мы стали свидетелями плавного начала операции по транзиту власти, и в этом контексте «женский вопрос» куда более интригующий.
Стоит отметить, что женщины уже возглавляли государство в Центральной Азии, здесь первопроходцем стал Кыргызстан, с Розой Отунбаевой, которой выпала сложная миссия руководить страной в один из самых тяжелых периодов истории соседнего государства. На последних выборах президента Таджикистана выделялась кандидат Ойнихол Бобонозарова. Ходят слухи, что после неудачной политической карьеры старшей дочери президента Узбекистана Гульнары Каримовой, которую называли наиболее вероятной преемницей отца, президент решил делать ставку на младшей дочери, Лоле Каримовой, которая сейчас считается негласной преемницей действующего узбекского лидера. Запомнилась в свое время, как политически активная женщина, и дочь первого кыргызского президента, Аскара Акаева - Бермет. Не говоря уже о том, что женщина-лидер - уже давно тренд в европейской политике, а теперь высока вероятность, что представительница слабого пола впервые станет главой американского государства. Да и в Азии таких примеров немало, причем и исторических – от Беназир Бхутто и Индиры Ганди, до нынешнего президента Южной Кореи Пак Кын Хе.
Политолог, эксперт в области внешней политики, обороны и безопасности, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук заметил, что в Центральной Азии, на современном этапе, уже была попытка вхождения женщины в сферу политики - Розы Отунбаевой, которая являлась президентом КР переходного периода. Но до конца она так и не пошла, не став главой республики, и сегодня можно сказать, что это был стратегически правильный шаг. Если брать другие регионы постсоветского периода, то аналогично заметными женщинами-политиками являлись, например, Юлия Тимошенко и Нино Бурджанадзе. Но и они не стали пока президентами. По его словам, проблема не в самой постановке вопроса, может или не может женщина быть президентом на постсоветском пространстве, так как на этот счёт существует однозначный закон, не дискриминирующий женщин в их праве на власть, а в том – удержит ли она власть в нестабильное время.
«Казахстан, как мы помним по раннему «перестроечному» времени, является не самым спокойным местом в плане передаче власти: собственно, с волнений по поводу назначения Геннадия Колбина и начались тогда массовые протесты в СССР. И сегодня придётся эту особенность иметь в виду, так как успешный «транзит власти» в Казахстане, от Нурсултана Назарбаева к его преемнику, во многом является залогом стабильности Центральной Азии вообще. О Дариге Назарбаевой давно говорят, как о возможном преемнике своего отца, но, думаю, что главным сомневающимся в правильности такого шага является сам Нурсултан Абишевич. Он прекрасно понимает, что при его жизни этот проект можно осуществить достаточно безболезненно, естественным путём. Однако главным вопросом всё-таки остаётся единственный: а что будет после? Сможет ли преемница удержать эту власть, с учётом того, какие внутренние толчки проявляются на огромной территории страны уже сегодня? И вот в этом случае фактор женщины может проявить себя в полной мере. Хотя, как мы помним, многие женщины-правители в истории были на порядок сильнее мужчин. Достаточно вспомнить весь, полностью, XVIII век в России, когда представительницы слабого пола приходили к власти исключительно через переворот, и жёстко контролировали всех мужчин, даже теоретически способных стать конкурентами. Если брать в целом, то возможный эксперимент с появлением женщины-президента в одной из стран Центральной Азии может стать одним из наиболее интересных проектов нового времени. Президент Назарбаев озвучил своё видение этой проблемы в Санкт-Петербурге, так как площадка Экономического форума стала одной из наиболее удобных для стратегических заявлений Астаны по целому ряду вопросов, в том числе касающихся существования Казахстана в «вилке» Россия-Запад», - подчеркнул Григорий Трофимчук.
По его словам, глава Казахстана рассчитывает на то, что Европа, США и Запад в целом выделяют его страну из всей региональной пятёрки, и даже в чём-то поддержат Астану, если та пойдёт на новый цивилизационный эксперимент, связанный с появлением здесь женщины-президента. На данный момент пока ещё ничего не решено, но уже проводятся тесты, на этот счёт активно «прощупывается почва», заметил он.
Политолог Султанбек Султангалиев считает, что данное заявление Нурсултана Назарбаева можно рассматривать как стратегический маневр. Он заметил, что у Дариги Назарбаевой есть много плюсов, среди которых, в первую очередь, политическая воля, лидерская харизма. Однако как государственный деятель она пока не сформировалась, считает он. Среди минусов эксперт выделил совершенно непродуманное реформирование в системе образования, беспорядок в здравоохранении, всё возрастающую остроту социальных вопросов, что не лучшим образом сказывается на имидже вице-премьера, поэтому, по его словам, позиции Дариги Назарбаевой не кажутся такими уж незыблемыми, и оппоненты это с удовольствием используют.
«Конечно же, женщина-президент Казахстана - очень увлекательный проект, особенно перспективный, если учитывать грядущую победу Хиллари Клинтон на президентских выборах в США. Однако Казахстан - не Америка, и здесь - это вам не там. Заявление президента многофункционально, как впрочем, и всё, что он делает. Во-первых, это моральная поддержка дочери в этот непростой для неё период. Во-вторых, проверка на лояльность политических тяжеловесов. В-третьих, ожидание возможной реакции как населения и экспертного сообщества, так и правящей элиты. В-четвертых - это пробный шар для лидеров РФ, КНР и Запада и ожидание их мнений. Президент всегда имеет несколько вариантов развития процесса, и проект с Даригой Нурсултановной не является исключением. Но уже то, что данный проект получил озвучивание, говорит о том, что он уже не будет претворен в реальности», - считает Султанбек Султангалев.
Политолог Айгуль Омарова сказала, что рада тому, что впервые прозвучали слова о том, что президентом в Казахстане может быть женщина. Во-первых, это признание того, что женщины в стране наравне с мужчинами. Во-вторых, пора заканчивать с гендерным шовинизмом, который, еще имеет место быть во всех странах постсоветского пространства.
«Отдельные «эксперты» поспешили заявить, что слова президента Назарбаева были не экспромтом, а домашней заготовкой и являются пробой пера, тем более, что они прозвучали на международном экономическом форуме. Что же, пусть будут и домашней заготовкой. И если речь идёт о преемственности в том смысле, что пост президента может занять Дарига Назарбаева, то почему бы и нет? Давайте вспомним партию «Асар» и признаем, что создание партии показало эффективность г-жи Назарбаевой, как менеджера. И неважно, помогали ли ей строить партию политтехнологи, или свою роль сыграли большие деньги. Мы знаем немало примеров, когда партии пытались создавать люди, у которых были целые команды политтехнологов и огромные средства. Однако у них ничего не вышло. Так что, почему бы и не доверить ей управление государством? Но следует отметить, что любой другой президент после Нурсултана Назарбаева не будет обладать такими широкими полномочиями, как у него. И это правильно. Необходимо осуществить конституционные изменения с перераспределением полномочий, чтобы ответственность за судьбу страны делили президент, парламент и правительство. Что касается первой женщины – президента в Центральной Азии, то она уже была. Напомню, что в соседней КР президентом являлась Роза Отунбаева. Каким она была главой государства – решать нашим соседям. Нам нужно думать о своей стране. Лично я не вижу ничего плохого в том, если президентом станет Дарига Назарбаева. И скажу сразу, что лет 10 назад о таком, я и говорить не стала бы. Но сегодня ситуация настолько изменилась, что об этом не только говорить надо, но и поддерживать. Мне припоминаются слова социолога Сабита Жусупова, который в начале 2000-х годов предполагал подобное развитие событий. Обидно, что к его словам не прислушались тогда. А Сабит Евентаевич оказался прав. Хотелось, чтобы здравый смысл победил. Нужно, очень нужно извлекать уроки из того, что происходило и происходит в других странах мира. Мне бы не хотелось распада Казахстана на отдельные территории, и чтобы здесь лилась кровь. А судя по последним событиям, кому-то этого очень хочется. И не могу не подчеркнуть, что женщин в Казахстане более 50 процентов. Умных, талантливых, образованных женщин у нас немало. И им пора открывать дорогу на политический Олимп», - сказала она.
Бывший дипломат Казбек Бейсебаев считает, что вопрос «кто будет следующим» также одинаково волнует нашего главного партнера по Евразийскому союзу. По его мнению, на таких мероприятиях такие вопросы просто так не задаются, они готовятся, так же, как и ответы на них. Возможно, что по истечению определенного времени, вновь будет поднят вопрос о передачи части президентских полномочий правительству и парламенту. Также возможно, что в планах создание некого тандема, который, в отличие от российского опыта, будет не сменяющим друг друга, а постоянно действующим, сказал он.
«У нас так сложилось, что наша система управления страной построена одним конкретным человеком и также конкретно под него. Для того, чтобы Казахстан продолжал существовать в прежнем режиме управления, нужны два условия - точно такого же человека, как действующий глава государства, а с этим проблематично. И еще эту власть нужно разделить между, как минимум, двумя значимыми персонами, что возможно. Полагаю, что такой вариант предусматривается, но как будет с реализацией - это большой вопрос», - заключил Казбек Бейсебаев.