суббота, 23 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Что буржуям хорошо, то казахам – смерть

Некоторые эксперты справедливо считают, что базовой причиной системного экономического кризиса на Западе является нарушение норм протестантской этики, заложенной в капитализме. Казалось бы, какое это имеет отношение к Казахстану? Валихан Тулешов считает: самое прямое. Права и свобода личности – это более чем экономические категории.  До тех пор, пока мы это не осознаем, квазигосударственный сектор не способен стимулировать  институциональное  развитие Казахстана.

Мы привыкли рассматривать институциональный подхода как сугубо экономическую категорию. А ведь это понятие гораздо более широкое: это и государственно-правовые, культурно-исторические и мировоззренческие основы.  Ярчайшим примером  классического действия института является протестантская этика, которая помогла развить дух капитализма.

Во-первых, самыми важными  институциональными формами экономического развития европейских стран является система прав и свобод личности, закрепленная в Декларации, из которой в экономическом смысле выделяется право частной собственности, а также либерализм и демократия. Все права и свободы личности, принципы демократии и нормы либерализма в ЕС защищаются судом.

Во-вторых, важными метафизическими институциональными формами  выступают  религия, философия и политика. Политический, религиозный и философско-мировоззренческий плюрализм играют в странах Европы не менее важную роль, чем нормы законов ЕС. Они создают прочную основу для эффективного функционирования гражданского общества, мультиплицирующего социальные последствия экономического развития.

Институты развития (как у нас принято называть организации экономического профиля) в виде инвестиционных фондов, фондов содействия развитию малого и среднего бизнеса, ЖКХ, кредитования, а также госкорпораций, агентств, венчурных и страховых, являются вторичными (от институциональных форм) инструментами государственной политики. Разные по своим экономическим функциям, они, как правило, часто друг с другом не коррелируют, тем самым приводя к деградации экономической модели в целом.

 И, если основная цель этих, так называемых институтов развития - преодоление кризисных явлений в различных сферах экономики, то основной целью институциональных форм является формирование целостной модели экономического развития, эффективная координация ее основных элементов.

 Именно поэтому институты развития, созданные у нас в таком количестве, не обеспечили целостность модели экономического развития на постсоветском пространстве в целом и в Казахстане в частности. Сложилась парадоксальная ситуация: институты есть, а институционального развития нет. Темпы падения ВВП, уровня и качества жизни,  абсолютно перестали соответствовать оптимизму Кабинета министров и президентской Администрации.

 Именно поэтому все государственные программы экономического развития, а также блок политико-идеологических программ, перестали быть сколько-нибудь эффективными. Когда минимальная заработная плата сравнялась с пособием по безработице и с минимальным прожиточным уровнем, люди стали понимать, что разницы между самозанятыми и безработными практически не существует.

Напротив, к примеру, в немецкой модели экономического развития основной политико-правовой институциональной формой является целостная социал-демократическая (лишь отчасти христианско-демократическая) политико-идеологическая и правовая платформа. Она позволяет глубоко сочетать и гармонизировать такие основные элементы модели экономической политики как высокий уровень государственного воздействия на экономику, прогнозирование основных макроэкономических показателей, незначительное различие в уровне заработной платы главы фирмы и служащих, социальную направленность экономической модели с чаяниями всей германской нации.

Кстати сказать, японская модель по основным элементам практически не отличается от немецкой, хотя имеет свои социо-культурные и исторические особенности, что является лишь дополнительным подтверждением передовых позиций Германии и Японии по ВВП в мире. Как и в Германии, японская модель состоит из четырех основных элементов. Это высокий уровень государственного воздействия на основные области экономики, составление планов развития экономики, незначительное различие в уровне заработной платы главы фирмы и служащих и социальная направленность модели, которые уже длительное время гармонично связаны в политико-идеологической платформе Либерально-демократической партии Японии. Такое передовое положение Японии  (Япония имеет третий в мире после США и КНР ВВП) явилось культурно-историческим следствием длительного процесса усвоения и имплементации германского опыта государственного строительства и модернизации. Еще в конце XIX - начале XX века японским императором Мэйдзи была по примеру Прусской Конституции Германии принята первая Японская Конституция и в дальнейшем сформирована ось Германия - Япония. Даже,  после Второй Мировой войны японцы долго учились у немцев создавать свои промышленные и, прежде всего, автомобильные корпорации, разбирая на мельчайшие детали новые немецкие «мерседесы» и формируя идеологию собственного промышленного производства.

В шведской модели, также, за некоторым различием, социальная направленность экономики, сокращение имущественного неравенства через распределение национального дохода, забота о малообеспеченных слоях населения, активное вмешательство государства в процесс ценообразования, установление фиксированных цен и высокий удельный вес государственного сектора координируются шведской социал-демократической политико-идеологической и культурно-правовой платформой.

 В целом, в Евросоюзе, преобладание социал-демократической идеологической и политико-правовой платформы различается незначительно от страны к стране и страновые модели экономического развития выравниваются посредством формирования общей политики Евросоюза в разных экономических сферах. В современном Европейском Союзе происходит процесс конвергенции (сближения) социальных моделей жизни и потребления, когда наименее развитые страны пытаются подтянуть свои показатели до среднего уровня по ЕС, а наиболее успешные - уменьшить расходы на некоторые социальные нужды, которые еще десять лет назад признавались как основные.

  Однако, даже при том, что социальные программы в ЕС оптимизируются, гражданское общество государств-членов ЕС, тем не менее, не стремится вступить в более сильное противостояние с властями, поскольку демократический процесс постоянно приводит в соответствие политику властей с общественным мнением населения, которое, собственно, и формирует эту политику. Демократические институты оказываются настолько важными для экономического развития (как это показал недавний политический кризис в Греции), что люди готовы изменять экономические модели в соответствии с условиями экономики их стран. Поэтому, эта связь между моделью демократии и моделью экономического развития и есть самая прямая и конкретная, она является самой важной институциональной основой любого государства.

В Казахстане же, со времени обретения независимости, данная связь оказалась неочевидной, абстрактной. Здесь сформировалась смешанная - «народно-демократическая», вернее сказать, авторитарная идеолого-политическая платформа, которая, по сути,  материализовала модификационную, а не модернизационную, структуру управления народным хозяйством и сформировала эклектическую модель экономического развития. Основными ее элементами (при том, что в Конституции была закреплена демократическая форма правления) стали доминирующее положение государства в экономике (превосходящая доля госсектора, главными бенефициарами которой выступает бюрократия), экономический авторитаризм (псевдорыночная, иррациональная, неинновационная модель управления), псевдосоциальная направленность модели (со значительной долей уравнительных и безадресных социальных программ, с модифицированной советской пенсионной системой и поверхностно реформированными иными системами социального обеспечения, образования и здравоохранения), а также скрытая форма присвоения собственности и, соответственно, значительное расхождение в уровне доходов собственников и работающего персонала. Как следствие, возникли обратные отрицательные социальные эффекты - коррупция, рейдерство, политическая ангажированность экономических проектов и невосприимчивость технологических инноваций экономическими субъектами и т.д.

 Но самое главное, со времени обретения независимости в Казахстане не состоялась и демократическая модель управления с легитимной передачей власти, что способствовало искривлению всей политико-правовой системы в сторону авторитаризма. Это привело к тому, что гарантом Конституции стал один, хотя, возможно, и самый умный из политиков, человек - Президент, а не институт - Конституционный суд. Вместо суда был создан с правами рекомендательно-совещательного голоса Конституционный Совет, который по определению не мог осуществлять правоконституционную деятельность, то есть непосредственно защищать конституционные права и свободы граждан. Ветви власти оказались в иерархическом подчинении Главе государства, который единолично стал решать все важнейшие вопросы государственного и национального развития. Вопрос не в том, правильно ли он это делает или неправильно, вопрос в самой дефункционализации  системы равенства и действенности ветвей власти, нивелировании их роли и значения. Что, в свою очередь, привело к деформации всей системы общественных отношений, ниспровержению демократии, замене ее эрзац-моделями и удушению гражданского общества, которое практически перестает оппонировать режиму. Патрон-клиентские отношения в таком государстве становятся доминирующими, приводя к самым худшим последствиям и для развития экономики страны, падению ее конкурентоспособности, удушению социальной инициативы. Такое государство тем более не может пожать плоды наступившей 4 промышленной революции и не может иметь длительных перспектив существования в информационной формации, потому что инновации не могут быть поддержаны старой авторитарной политической системой, желающей получать плоды, не меняя системы общественных отношений и не раскрепощая людей по- настоящему.

Если разрыв между технологически развитыми государствами мира и развивающимися государствами критически возрастает, то  и сравнение институциональных форм экономического развития европейских стран и РК обязательно должно проводиться прежде всего по социально-политическим, правовым и демократическим параметрам. Вот почему, например, так важно прислушиваться к выводам БДИПЧ ОБСЕ после каждых парламентских и президентских выборов.

В противном случае, если под институтами понимать лишь инструменты государственной экономической политики, а также организации, которые  призваны, к примеру, лишь катализировать частные инвестиции в приоритетных секторах, банки развития, агентства, госкорпорации и фонды, венчурные, лизинговые и другие фонды, то произойдет микширование, формальное сравнение, которое лишь покажет различие в производительности труда и уровне жизни в пользу развитых демократических стран. Но если же сравнивать  политические и социально-экономические системы вместе, то тогда становится понятной вся гигантская разница между институциональными формами экономического развития европейских стран и Республики Казахстан, а также другими постсоветскими государствами, между экономиками развитых и неразвитых государств.

Если в ЕС долговременная политика в экономической сфере опирается на незыблемость частной собственности и современных ее форм, при этом учитывая прежде всего мнение гражданского общества и многочисленных политических субъектов, то в Казахстане и на постсоветском пространстве в целом  власти хотят получить готовый результат без соответствующего исторического и полит-экономического развития гражданского общества.

Профессор MIT (США) Лорен Грэхем, автор книги «Одинокие идеи», обозначил такой политический подход развивающихся стран по меньшей мере архаичным. В таких государствах как Россия (читай и Казахстан),  по его мнению, «не удавалось выстроить общество, где блестящие достижения граждан могли бы находить выход в экономическом развитии. Все руководители России со времен царизма до нынешних времен полагали, что ответ на проблемы модернизации - сама технология. Все считали, что ответ именно в  технологиях, а не в социо-экономической среде, которая способствует развитию и коммерционализации технологий. Идеи как таковые - этого мало».

Приводя в пример Массачусетский Технологический Институт (Massachusetts Institute of Technology, MIT), который больше всех в мире создает новые технологии, Грэхем пояснил, что «ключ к успеху MIT не просто в культуре MIT, но в культуре Бостона и США в целом. Что это за элементы культуры такие, которые позволяют идеям разрабатываться и выливаться в высокоуспешные предприятия? Демократическая форма правления, свободный рынок, где инвесторам нужны новые технологии, защита интеллектуальной собственности, контроль над коррупцией и преступностью, правовая система, где обвиняемый имеет шанс оправдать и доказать свою невиновность. Культура эта позволяет критические высказывания, допускает независимость. В ней можно потерпеть неудачу, чтобы еще раз попытаться. Вот некоторые из неосязаемых характеристик инновационного общества».

Наконец, он конкретно высказывается относительно России: «В настоящий момент руководители России пытаются провести модернизацию к сожалению в русле своих предшественников - царя и советских руководителей. Они пытаются отделить технологии от социо-политических систем. Они говорят, что они поддерживают Сколково - этот амбициозный и дорогой клон Силиконовой долины рядом с Москвой. Но в то же время… они запрещают демонстрации, подавляют политических оппонентов и предпринимателей, у которых скопилось достаточно власти, чтобы бросить им вызов. Они перекашивают правовую систему в своих целях, они подписывают законы, в которых обвиняют русских, которые сотрудничают в научных разработках с другими. И они поддерживают авторитарные режимы. Такого рода политика не может привести к развитию общества, где процветают рисковые предприниматели и инноваторы. Такая политика может привести только к возникновению общества, где люди втягивают голову в плечи, опасаясь быть наказанными. Модернизация, к сожалению, означает для них получение новых технологий при отказе от экономических и прочих принципов, которые эти технологии продвигают и доводят до успеха в других местах. Им нужно «молоко без коровы». И до тех пор, пока остается эта политика, научный гений русских людей, которых я уважаю, останется экономически нереализованным» .

Таким образом, модернизация не может обойтись лишь копированием технологий, или переносом каких-то предприятий из страны в страну, если она не пытается быть модификацией. Точно также, открытие новых экономических структур не может называться процессом институционального развития. Смена экономической модели развития прямо предполагает глубокие общественные реформы: в случае Казахстана и России - замену авторитарной формы правления демократической.

Валихан Тулешов, Вашингтон

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33