Ставит ли Казахстан палки в колеса Армении в ОДКБ?
Разброд и шатания царят в Организации договора о коллективной безопасности, если верить американскому аналитическому центру Stratfor. Все дело в том, что на протяжении последних месяцев из разных закрытых и анонимных источников поступает информация, что, якобы Астана и Минск блокируют назначение нового генерального секретаря организации. Это может быть связано с тем, что Москва пообещала Еревану назначить на пост уходящего Николая Бордюжа представителя Армении, что явно не устраивает Азербайджан, у которого тесные связи с двумя другими важными членами ОДКБ – Казахстаном и Белоруссией.
Американские аналитики убеждены, что, несмотря на то, что ОДКБ будет оставаться жизнеспособной платформой для совместных военных учений и других форм узкого сотрудничества в области безопасности, Россия в значительной степени будет полагаться на другие методы расширения своего влияния в регионе, так как военная структура так и не стала аналогом «НАТО» на постсоветском пространстве. Они считают, что, несмотря на все усилия России, ОДКБ не стала мощным инструментом, как того хотела Москва. Постоянные расколы между государствами-членами по-прежнему ограничивают эффективность организации, а сам Кремль не решается на его участие в зарубежных конфликтах.
Ярче всего раскол проявился в декабре 2016 года, когда прошло очередное заседание ОДКБ в Ереване. Туда, кстати, не поехал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, в то время он болел, а ранее на встречу представителей организации не приехал и глава Белоруссии Александр Лукашенко.
Согласно данным американской частной разведки, главным камнем преткновения остается вопрос выбора следующего генсека ОДКБ. Формально до апреля, когда должно пройти очередное заседание организации, ее может возглавлять заместитель Николая Бордюжа.
Американские аналитики убеждены, что в надежде построить имидж «великой державы», Россия начала позиционировать ОДКБ как противовес НАТО. Военные учения членов блока начали становиться все масштабней и происходить все чаще, а создание коллективных сил оперативного реагирования в 2009 году повысило авторитет и престиж ОДКБ на мировой арене. Между тем, они отметили, что нежелание ОДКБ вмешиваться в конфликты в Кыргызстане и Таджикистане породило вопросы об истинной миссии и возможностях военного блока, так как волнения в обоих государствах создали самые серьезные вызовы безопасности, когда-либо существовавшие в границах альянса, и все же ОДКБ мало что сделала для их устранения.
По данным американской секретной разведки Россия пообещала представителю Армении пост генсека ОДКБ, что должно подтвердить поддержку Москвой Еревана, после того как Кремль занял позицию нейтралитета в апреле прошлого года в возобновившемся конфликте между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Поскольку Казахстан и Беларусь поддерживают сильные связи с Азербайджаном, ходят слухи, что эти две страны не хотят принимать кандидата от Армении в качестве следующего генерального секретаря ОДКБ, отметили в Stratfor.
Предположительно, Москва лоббирует на пост генсека ОДКБ Сейрана Оганяна, бывшего министра обороны Армении. Хотя новый генсек ОДКБ должен был быть назначен еще в сентябре 2015 года, когда Армения стала председателем организации. 14 октября 2016 года, когда должны были в очередной раз избрать нового генсека, была предпринята отчаянная попытка достигнуть консенсуса в декабре и снова ничего не получилось.
Любая попытка привести к руководству в ОДКБ представителя Армении вызывает серьезное раздражение в Азербайджане. Так, выступая на заседании Кабинета министров, президент Ильхам Алиев заявил, что лица, руководившие до сих пор Организацией Договора о коллективной безопасности, просто допустили большую политическую ошибку, высказав проармянскую позицию и неприемлемые мысли.
Правда, в этом ряду Баку явно не имел в виду Казахстан и Беларусь, которые, скорее, поддерживают проазербайджанскую позицию. Эксперты считают, что Астана видит несколько слабых сторон в лоббировании Москвой армянского кандидата. В первую очередь Сейран Оганян участвовал в Карабахском конфликте, что уже ставит сразу всех участников ОДКБ, в том числе Казахстан изначально в некое невольное и нежелательное противостояние с Азербайджаном. К тому же Казахстану важно сохранять баланс на Каспии и не понятно, какую линию здесь может занять армянская сторона, учитывая интересы Азербайджана на Каспии.
Стоит отметить, что хорошие отношения Баку и Астаны ни для кого не являются секретом и часто армянская сторона упрекала Казахстан в том, что он занимает проазербайджанскую позицию. Вместе с тем, Астана всегда подчеркивала, что воспринимает членство с Арменией в том же Евразийском союзе как экономическое взаимодействие, а не политическое.
Кстати, во время вступления Армении в ЕАЭС именно Нурсултан Назарбаев поднял вопрос о необходимости присоединения к организации в международно-признанных границах, то есть без Нагорного Карабаха.
«Чтобы там одного еще нашего товарища не возбуждать в Азербайджане, вы так вступали в ВТО, нужно и в Евразийский союз вступить в рамках зафиксированных в ООН границ. Мы получили письмо президента Азербайджана о том, что в ВТО Армения вступила с оговоркой, что положения должны распространяться на территорию Армении в рамках ее международных границ, признанных ООН. Это для обсуждения», - заявил тогда Нурсултан Назарбаев.
В ответ на это президент Армении Серж Саргсян выступил с гневным спичем.
«Что касается заявления Назарбаева. Во-первых, априори ошибочно говорить о границах. О каких границах идет речь? Таможенный союз не решает проблемы Карабаха. А кто сказал, что мы вместе с Карабахом вступаем в ТС? Такого не было и не может быть, поскольку Карабах, по меньшей мере, согласно нашему законодательству, нашим преставлениям, на сегодня не входит в состав Армении. А то, что членство в Таможенном союзе способствует решению проблемы Нагорного Карабаха, – это однозначно. Конечно, заявление Назарбаева было неприятным, однако оно не может нанести нам какого-либо вреда», - заявил Саргсян, по сути, признав, что Армения не считает Нагорный Карабах своей территорией.
Впоследствии в Армении все чаще стали говорить о «недружественных» шагах Казахстана, включая прямые оскорбления и обвинения с переименованием улиц, названных в честь Назарбаева. Очевидно, что такая политика Еревана явно не способствует тому, чтобы Астана поддерживала кандидатуру представителя Армении в ОДКБ.
Так или иначе, военное объединение стало перед серьезной дилеммой, разрешить которую может лишь выдвижение кандидатом на пост генсека ОДКБ представителя нейтральной стороны, у которой нет конфликтов ни с кем. Вероятно, именно за это как раз и ратуют Астана и Минск, которым явно не нужна дополнительная головная боль из-за амбиций Москвы относительно нового генсека ОДКБ.