вторник, 05 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Зачем к нам приезжал новый узбекский президент? (видео)

Первый государственный визит в Астану Шавката Мирзиёева «насторожила» нашего министра экономики.

Цитату казахского министра экономики, которую в своей статье: «Активность Ташкента насторожила Астану» привела известная российская журналистка Виктория Панфилова, каждый понял по-своему. Кому-то показалось, что за этим стоит некая казахская зависть, кому-то почудились алармистские настроения. На самом же деле, это наша типичная казахская стратегия – хвалить соседей, чтобы «свои» приняли к сведению.

Главный вывод, который делают в Казахстане – нам выгодно сотрудничать с Узбекистаном, нам выгоден сильный сосед. Причем, пишут об этом в соцсетях, где политкорректность или дипломатичность совершенно не требуется.

Водный вопрос, границы, харизматичность во власти

Как узбекская сторона оценивает результаты первого государственного визита Мирзиёева в Астану? С этими и другими вопросами Exclusive.kz обратился к известному узбекскому эксперту Бахтиёру Эргашеву.

- Бахтиёр, как вы считаете, что осталось за рамками визита? Какие вопросы сегодня не решены между Казахстаном и Узбекистаном? В частности, на какой стадии решение водного вопроса в нашем регионе?

- Водный вопрос в Центральной Азии - это не проблема между Узбекистаном и Казахстаном. Это проблема между Таджикистаном и Киргизией – с одной стороны и Узбекистаном, Казахстаном и Туркменистаном – с другой. Узбекистан, Казахстан и Туркменистан, как страны, расположенные в нижнем течении Сырдарьи и Амударьи – имеют общую позицию относительно планов регулирования стока данных рек со стороны Таджикистана и Узбекистана путем строительства целого ряда ГЭС в верховьях Амударьи и Сырдарьи. И заявления президентов двух стран в ходе их личной встречи показывают, что позиции Узбекистана и Казахстана в этом вопросе по-прежнему едины.

У Узбекистана с Казахстаном таких секторов, где национальные производители конкурировали бы между собой – почти нет.

Узбекистан и Казахстан - это две самые крупные страны региона, крупнейшие экономики, с самым большим населением, и от состояния отношений между этими двумя странами во многом зависит состояние дел в регионе в целом. Экономики Узбекистана и Казахстана не конкурируют между собой, а во многих отраслях дополняют друг друга. В отличие от той же России, с которой у Казахстана есть серьезная конкуренция производстве и экспорте зерна и нефти, у Узбекистана с Казахстаном таких секторов, где национальные производители конкурировали бы между собой – почти нет.

Если с этой точки рассматривать отношения между нашими странами, то главный вопрос, который надо решить, это совершенствование внешнеторгового режима, поощрения и защиты взаимных инвестиций, оптимизации вопросов налогообложения. Узбекистан, реализующий стратегию экспорториентированного развития с упором на ускоренную индустриализацию, и Казахстан, реализующий программу ФИИР и приступивший к реализации третьего этапа модернизации – находятся на качественно новом этапе развития национальных экономик. Есть огромное поле для работы, совместных инициатив и инвестиций. И нужно убирать препоны на этом пути.

Расширение сотрудничества в сфере транзита грузов между Узбекистаном и Казахстаном - это настоятельное требование экономики.

У Казахстана и Узбекистана существует взаимозависимость в транспортной сфере. Транзит из Узбекистана в северном и восточном направлении идет через Казахстан, а значительная часть все более усиливающегося товаропотока из Казахстана в южном направлении – проходит через Узбекистан. И расширение сотрудничества в сфере транзита грузов между Узбекистаном и Казахстаном - это настоятельное требование экономики.

Как у сильных личностей, у Каримова и Назарбаева была определенная личная конкуренция.

- В бытность президента Каримова эксперты любили писать о некой конкуренции между президентами Казахстана и Узбекистана. Второй узбекский президент из другого поколения политиков. Как вы считаете, как будут складываться личные отношения Мирзиёева и Назарбаева с учетом нашего среднеазиатского менталитета уважения к старшим?

- Первые президенты Узбекистана и Казахстана - покойный Каримов и здравствующий Назарбаев - это сильные харизматичные лидеры, во многом определившие стратегию развития своих стран. И как у сильных личностей, у них, несомненно, была определенная личная конкуренция.

«Схватки тигров на азиатском ковре» не случилось.

Они разработали и реализовали во многом различные между собой модели политических и экономических реформ. Они различались между собой в выборе внешнеполитических приоритетов. Т.е. различия были большие. Но при этом, благодаря мудрости и прагматичности двух лидеров, Узбекистан и Казахстан смогли выстроить прагматичные отношения, уйти в 1990-ые годы от навязываемой двум странам стратегии борьбы за региональное лидерство (можно вспомнить, как определенные авторы писали об ожидаемой «схватке тигров на азиатском ковре»). Но этого не случилось.

Узбекистан и Казахстан пришли к тому, что на сегодня у двух стран нет непримиримых противоречий в вопросах безопасности. В частности, Узбекистан и Казахстан, имея огромную общую границу (свыше 2 тысяч км.), решили почти все вопросы по общим границам еще в нулевые годы. Кроме того, по вопросу вододеления крупнейших рек региона - Сырдарьи и Амударьи, имеющего серьезнейших конфликтогенный потенциал, у Узбекистана и Казахстана общие позиции. И это тот фундамент, который позволяет новому президенту Узбекистана выстраивать новый формат отношений, направленный на активизацию казахско-узбекского экономического и политического партнерства.

Прорывной, интересной и многообещающей инициативой является создание Виртуальной приемной и.о. президента в октябре прошлого года.

- Какие первые инициативы нового узбекского президента вы могли бы отметить особо? С чем граждане Узбекистана связывают свои надежды с приходом нового президента?

- С точки рения изменения политической стилистики, большей прозрачности системы управления - на мой взгляд, прорывной, интересной и многообещающей инициативой является создание Виртуальной приемной и.о. президента в октябре прошлого года.

Сейчас этот механизм институционализирован, и его начинают распространять на уровень руководителей органов государственной власти на местах (хокимияты) и на уровень министерств и ведомств.

В результате реализации данной инициативы достигаются следующие результаты:

Во-первых, глава государства получил доступ к информации о реальных проблемах. Если научиться нормально анализировать информацию, полученную по результатам жалоб, руководство получает шанс вживую ощутить пульс жизни страны. И теперь не нужно думать, где в каких сферах наибольшие проблемы - они видны по тем жалобам и обращениям, которые поступают в виртуальные приемные.

Во-вторых, президент получил новый канал получения реальной информации. Этот доступ прямой и никто не сможет ограничить/блокировать возможности главы государства по получению реальной информации.

И, самое важное, виртуальные приемные, в случае реализации заложенного в них потенциала, могут стать серьезным инструментом контроля и оценки эффективности деятельности чиновников, особенно на региональном уровне, со стороны главы государства.

Даже частичные меры, направленные на решение проблем бизнеса в сфере валютного контроля – серьезный прорыв. 

Несомненно, очень важна та часть инициатив нового президента Узбекистана, которая направлена на снятие ограничений и препонов, которые мешают работе малого бизнеса и частного предпринимательства. Только за последние полгода были решены такие важные для частного бизнеса вопросы как снижение размера обязательной продажи валютной экспортной выручки (с 50% до 25%), разрешение на свободное распоряжение субъектами малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям своими валютными средствами.

Пока, в силу многих объективных причин, нет возможности унификации валютных курсов и введения свободной конвертации валюты в ближнесрочной песпективе. Но, даже частичные меры, направленные на решение проблем бизнеса в сфере валютного контроля – серьезный прорыв. И я думаю, что эта тенденция будет продолжена.

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33