суббота, 23 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

В тени Бжезинского

В 3 часа утра 19 ноября 1979 года советника президента США по национальной безопасности Збигнева Бжезинского разбудил его помощник Билл Одом: «Простите, сэр. Ядерная атака. 30 секунд назад 200 советских ракет выпущены в сторону Соединенных Штатов».

Две минуты на проверку информации. 4 минуты на то, чтобы разбудить президента, доложить ему об обстановке, получить решение. Бжезинский попросил Одома еще раз перепроверить информацию и перезвонить и заодно убедиться в том, что стратегическое авиационное командование находится в состоянии боевой готовности.

Впоследствии Бжезинский вспоминал, что он был абсолютно спокоен в течение тех секунд, что он ждал повторного звонка своего помощника: какие-нибудь минуты оставались до всеобщей гибели, это было сложно осознать. Одом перезвонил и сообщил, что тревога была ложной.

Не каждому дано пережить в ноябре 1979-го повторение октября 1962-го, да еще по причине ошибки системы. А если бы Збиг, как его называли, не дал команду перепроверить информацию? Он не включал специальным образом в ту долю секунды свой аналитический аппарат, но именно этот аппарат и в отключенном виде дал ему понять, что, несмотря на все напряжение с Советами и закончившуюся разрядку, мотивации для ядерной атаки у Советов не было.

Если бы мир был плоским, как в представлениях древних, он бы стоял на плечах гигантов — Збигнева Бжезинского и Генри Киссинджера.

Двух советников по национальной безопасности, очень по-разному понимавших основы Realpolitik, реалистического подхода к мировой политике.

Представить себе Бжезинского, целующегося с Ясиром Арафатом, невозможно, а Киссинджер без проблем одаривал своей доверительной и одновременно всепонимающе-ироничной улыбкой диктаторов. Бжезинский мог сыграть в Кэмп-Дэвиде в шахматы с Менахемом Бегином, при этом едва покинув теннисный корт и не сняв майки, шорт и теннисной обуви, но вряд ли стал бы охотиться на кабанов вместе с Брежневым, как это делал Киссинджер, выслушивая от советских вождей антисемитские шуточки light и понимая, что в них нет ничего личного — просто его теперь держат за равного в своей компании.

Стал бы Бжезинский строить «треугольник» США-Китай-СССР, как Киссинджер? Нет, на его «великой шахматной доске» Китай был более важной фигурой, чем Советской Союз. И в то же время он понимал, как и Киссинджер, исторические и культурные истоки сегодняшней внешней политики России, а двадцать лет назад в бестселлере «Великая шахматная доска» предсказал неизбежность притязаний России на Украину как зону своего влияния.

Стал бы Збиг строить back-channel, тайный канал с руководством СССР/России? Киссинджер вместе с послом Советского Союза в США Анатолием Добрыниным проложил такой канал и не погнушался тайным (в том числе от Госдепа — в бытность свою секретарем по национальной безопасности) визитом в Москву. И этот канал стал одним из инструментов разрядки.

Повторить успех пытались, как выяснилось из очередной, совсем недавней, утечки (а они сотрясают теперь Вашингтон в буквальном смысле ежедневно, ко времени начала формирования завтрашних бумажных выпусков газет), зять Дональда Трампа Джаред Кушнер и российский посол в США Сергей Кисляк. Но мало того, что канал в результате не был сформирован, никто даже и не вспомнил о прежнем опыте сверхдержав, и, соответственно, новость прошла отнюдь не по разряду обновления отношений США и России, а как еще одно свидетельство вмешательства РФ в дела Соединенных Штатов. Возможно, масштаб переговорщиков не слишком напоминал тяжеловесов Киссинджера и Добрынина, но, главное, любой шаг администрации Трампа, отягощенный русскими фамилиями, оценивается исключительно под углом зрения предательства национальных интересов.

Химзавод по производству личной «химии» нынешних американских и российских политиков работает на полную проектную мощность, но не дает никакого, вообще никакого конкретного результата.

Украина, Сирия, даже возвращение российской стороне посольских дач в идиллическом Мэриленде — ни один из этих вопросов не решается, а повестка потенциальной встречи Трамп-Путин не наполняется конкретикой.

Трампа часто сравнивают с Ричардом Никсоном, недавно это сделала в одной из лекций и Хиллари Клинтон. Но это лишь внешнее поведенческое сходство. Никсон был опытным партийным политиком и государственным деятелем, способным сформулировать собственную внешнеполитическую доктрину. К тому же рядом с ним был Киссинджер. Трамп — не политик, и доктрины у него нет, не говоря уже о том, что он не может доукомплектовать штат Госдепа и больше комментирует гудящий у него фоном в кабинете телевизор, чем аналитические записки.

А главное, и Никсон, и Брежнев, как следует из мемуаров свидетелей зарождения разрядки, в том числе того же Киссинджера, действительно очень хотели улучшения отношений и мира. Чтобы чего-то достичь, надо а) понимать, чего именно хочется достичь и б) очень-очень этого хотеть.

Ничто в действиях российской власти и ее дипломатии не указывает на то, что она хочет достичь детанта с Америкой как таковой, а не личных «дружок-с-дружком» отношений с представителями нынешней администрации США. Чего хочет Трамп — вообще нельзя понять за частоколом фотожаб и за километрами рецензий на наряды Иванки и Меланьи в разделах «Стиль» ведущих мировых газет.

А главное, Трамп не может преодолеть сопротивление системы сдержек и противовесов, институтов американской демократии, а также очевидных недоброжелателей в государственных структурах, у которых свой back-channel, ведущий прямо в «Нью-Йорк таймс» и «Вашингтон пост». Эта пневмопочта безотказно работает в ежедневном режиме.

Даже если Трамп желает на свой манер добра своей нации, в это уже никто не верит. Нет ничего устойчивее, чем сложившиеся стереотипы.

Американский президент, впрочем, нужен как партнер Европе, которая оправилась от победы Трампа на выборах и от «Брекзита» --благодаря Эмманюэлю Макрону и предсказуемо прочным позициям Ангелы Меркель. И, похоже, Макрон — единственный человек на Европейском континенте, который в силу своего прагматического мышления финансиста выдержал чрезмерно крепкое рукопожатие Трампа и готов признать за ним способность слушать и даже учиться.

А вот это уже многое объясняет в отношении нового французского президента к Владимиру Путину. Главная забота европейских грандов — перезапуск, refondation европейского проекта. Раскол Европы, во всяком случае пока, не удался. Но континентальному политическому руководству нужно, как говорилось когда-то по другому поводу, сосредоточиться. Сконцентрироваться на внутриевропейских проблемах — от миграции до несколько экзотического поведения руководства Польши и Венгрии.

Поэтому сейчас Европе не до Путина. Решение видится, вероятно, в его некотором умиротворении — ровно этим и занялся Макрон как новое лицо, на которое российский президент может смотреть с некоторым интересом, а не с нескрываемой скукой.

Раз уж рамка плохих отношений сложилась, главная задача — не ухудшать их, чтобы не развалить стартап «Европа 2.0». После череды поражений ультраправых, возможно, такой вариант устраивает и российский политический класс, некоторые представители которого уже не раз в последнее время напоминали об очевидном: ЕС остается главным торговым партнером России, даже несмотря на санкции (не говоря уже об импорте услуг в Россию: доля Европы по итогам 2016 года составила 44,8%, а доля «дружественного» Китая --3,2%).

В некотором смысле это возвращение к модели «мирного существования», которая описывалась во времена гигантов Бжезинского и Киссинджера как «что мое — то мое, а что ваше — это вопрос переговоров». Гиганты учили прагматике, но и твердости. Интуитивно такой стратегии следует Макрон, который не постеснялся при живом Путине после всяких рукопожатий сказать: санкции будут усилены в случае эскалации на Украине.

Так что перед нами новая комбинация, хотя, возможно, и ситуативная на «великой шахматной доске». Жаль Бжезинский умер, ему было бы что сказать.

Андрей Колесников

Оригинал статьи был опубликован в Газете.r

Оставить комментарий

Политика

Зачем Тиллерсон ездил в Москву и что США приготовили Северной Корее и Ирану? Зачем Тиллерсон ездил в Москву и что США приготовили Северной Корее и Ирану?
Аскар Муминов
Американский политолог пророчит войну в Центральной Азии Американский политолог пророчит войну в Центральной Азии
Ботагоз Сейдахметова
Третья мировая?! Трамп бьет по целям Астанинского процесса (видео) Третья мировая?! Трамп бьет по целям Астанинского процесса (видео)
Аскар Муминов
Зачем Нурсултан Назарбаев собрался в Азербайджан? (видео) Зачем Нурсултан Назарбаев собрался в Азербайджан? (видео)
Аскар Муминов
Зачем к нам приезжал новый узбекский президент? (видео) Зачем к нам приезжал новый узбекский президент? (видео)
Ботагоз Сейдахметова
Пятая Республика готовится к тою Пятая Республика готовится к тою
Ботагоз Сейдахметова
Путин и революция. Что привез с собой в ЦА президент России Путин и революция. Что привез с собой в ЦА президент России
Аскар Муминов
Перуашев: дайте дорогу «Ак Жолу» Перуашев: дайте дорогу «Ак Жолу»
Бакытжан Ильясов
Трамп – обыкновенный психопат? Трамп – обыкновенный психопат?
Ботагоз Сейдахметова
Аудиозапись территориальных претензий депутата РФ к Казахстану (видео) Аудиозапись территориальных претензий депутата РФ к Казахстану (видео)
Мирас Нурмуханбетов
Российская Госдума претендует на территорию Казахстана (видео) Российская Госдума претендует на территорию Казахстана (видео)
Мирас Нурмуханбетов
Ставит ли Казахстан палки в колеса Армении в ОДКБ? Ставит ли Казахстан палки в колеса Армении в ОДКБ?
Аскар Муминов
Великий или ужасный? Великий или ужасный?
Ботагоз Сейдахметова
Казахстан вне глобальных интересов Китая Казахстан вне глобальных интересов Китая
Аскар Муминов
Дембельский аккорд Барака Обамы (видео) Дембельский аккорд Барака Обамы (видео)
Ботагоз Сейдахметова
Айсултан Назарбаев. Прорывы кланового подсознания Айсултан Назарбаев. Прорывы кланового подсознания
Карлыгаш Еженова
Тажина вернули, чтобы сохранить лицо власти, – эксперты Тажина вернули, чтобы сохранить лицо власти, – эксперты
Аскар Муминов
Провал мажилиса Провал мажилиса
Аскар Муминов
В Турции появился свой Путин (видео) В Турции появился свой Путин (видео)
Ботагоз Сейдахметова
Каким будет 2017 год для Центральной Азии? Каким будет 2017 год для Центральной Азии?
Мирас Нурмуханбетов
«Из-за выхода на пенсию». Как закатилась звезда Аслана Мусина «Из-за выхода на пенсию». Как закатилась звезда Аслана Мусина
Мирас Нурмуханбетов
Я памятник себе воздвиг… Я памятник себе воздвиг…
Редакция Exclusive
Побег из ада. Уникальные откровения человека, сбежавшего из Северной Кореи Побег из ада. Уникальные откровения человека, сбежавшего из Северной Кореи
Аскар Муминов
Кланам становится тесно Кланам становится тесно
Аскар Муминов
Новый статус Казахстана в ООН – буфер от влияния России и Китая Новый статус Казахстана в ООН – буфер от влияния России и Китая
Редакция Exclusive
Госдепартамент США подсчитал деньги Национального фонда Казахстана Госдепартамент США подсчитал деньги Национального фонда Казахстана
Редакция Exclusive
ОЭСР: Комплексный страновой обзор Казахстана. Предварительная оценка. Часть 1. ОЭСР: Комплексный страновой обзор Казахстана. Предварительная оценка. Часть 1.
Редакция Exclusive
Сохранит ли Казахстан статус лидера региона? Сохранит ли Казахстан статус лидера региона?
Редакция Exclusive
Что буржуям хорошо, то казахам – смерть Что буржуям хорошо, то казахам – смерть
Валихан Тулешов
Зачем Минэнерго рассказывает сказки про Кашаган? Зачем Минэнерго рассказывает сказки про Кашаган?
Аскар Муминов
Преемника из семьи не будет (видео) Преемника из семьи не будет (видео)
Аскар Муминов
Найдут ли «гюленовских террористов» в турецких лицеях Казахстана? Найдут ли «гюленовских террористов» в турецких лицеях Казахстана?
Аскар Муминов
НАТО уходит из Ташкента и Астаны НАТО уходит из Ташкента и Астаны
Аскар Муминов
Закат «узбекской принцессы». Кому выгодно «убийство» Гульнары Каримовой? Закат «узбекской принцессы». Кому выгодно «убийство» Гульнары Каримовой?
Мирас Нурмуханбетов
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33