Унесенные нефтью, или конституция во сне и наяву
Отгремели фанфары по случаю очередной годовщины Конституции Республики Казахстан. Празднования прошли, как обычно, помпезно, масштабно и затратно. Признаться, трудно отыскать страну, которая так возлюбила бы и почитала Основной закон, что устраивала бы грандиозное шоу, к удовольствию граждан пополнив календарь еще одним красным днем. Еще труднее отыскать страну, проводящую смотр вооруженных сил именно в День Конституции. Подавляющее большинство стран, во всяком случае развитого мира, такие мероприятия не организуют вообще, оставшиеся приурочивают военные парады либо ко Дню независимости, либо к Дню армии. В чем логика и где прямая связь между Конституцией и вооруженными силами, автору этих строк доподлинно не известно. Можно только предположить, что если под Конституцией подразумевается законность, то под армией — сила, способная защитить конституционный строй.
Между тем, рассуждая о самой Конституции, мы как бы парим в небесах: по-детски восхищаемся правами и свободами, которые дарованы ею, превозносим заложенные в ней нормы и принципы общественного устройства, всецело разделяем конституционные гарантии и ценности, высшими среди которых являются человек, его права, благополучие и гармоничное развитие. Однако стоит опуститься на землю, как эти базовые постановки начинают меркнуть на фоне каждодневной рутины и обычной прозы жизни.
Не стану утомлять читателя перечислением подобных нестыковок и противоречий во всех сферах нашей жизни, а остановлюсь лишь на одной, хотя весьма показательной стороне. Речь о нефтяной индустрии Казахстана, считающейся локомотивом отечественной экономики. Соответственное общественное мнение утвердилось и в отношении привилегированного положения наших граждан, занятых в этой сфере: высокие зарплаты, социальный пакет, всяческие пособия и т. д. Неудивительно, что Интернет так и пестрит комментариями наподобие «Ну что неймется этим нефтяникам, получают больше учителей и врачей в несколько раз, а недовольны, все бастуют и требуют больше»«, «Этих смутьянов надо жестко приструнить, а не угомонившихся уволить», «Ты попробуй объяснить, в чем здесь соль, дорожным строителям в Алматы, торговцам на барахолке, студентам, врачам, учителям. Растолкуй им, почему они должны поддерживать обслуживающий персонал на нефтяном месторождении, который получает в месяц 200 тысяч тенге. Расскажи им, какие льготы есть на месторождениях — бесплатные путевки в санатории, трехразовое питание, премии и медстраховка» и проч.
У каждого правда своя, потому нет резона вступать в словесную перепалку. Ограничусь только сопоставлением тех самых конституционных норм и гарантий с реальным положением вещей. Причем сопоставлением, в котором нет ни единого слова самого автора. В левом столбце таблицы даны статьи из действующей Конституции Казахстана, в правом — выдержки из отчетов официальных органов, в том числе судов и прокуратуры, а также экспертов. В интересах корректности автор попытался избежать заявлений и комментариев независимых профсоюзов и оппозиционных партий, оценки которых носят гораздо более обличительный, эмоциональный и острый характер.
«Почему среди топ-менеджеров иностранных компаний отсутствуют казахстанские граждане и почему мы до сих пор тысячами привлекаем иностранную рабочую силу, хотя иностранные компании заявляют, что ежегодно выделяют десятки миллионов долларов на подготовку национальных кадров? Факты обескураживают: за несколько лет, если посмотреть статистику, иностранцами создано 2 тыс. 600 мест, или всего по 9 мест на компанию, — говорит начальник департамента по надзору за законностью в государственных органах Генеральной прокуратуры Андрей Кравченко. — Переобучение для последующей замены иностранных специалистов прошли всего 839 человек, а работу получили лишь 15 (!) из них».
По запасам углеводородов Казахстан входит в десятку ведущих стран в мире, по уровню добычи занимает 16-е место;
доказанные запасы Казахстана: нефти — 5,3 млрд тонн, газа — 3,3 трлн кубометров.