Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» провело в последней декаде марта этого года экспертный опрос, направленный на получение максимально объективных оценок возможностей определенных представителей политической элиты выступать в качестве вероятных преемников Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на посту главы государства.
Рейтинговое исследование проводилось в отношении 23 представителей политической элиты Казахстана. Вместе с тем экспертам было предложено указать свои варианты по персоналиям, также способным претендовать на рассматриваемую позицию.
Кроме того, в рамках исследования была учтена значимость 9 основных факторов, способствующих продвижению соответствующих политиков в качестве вероятных преемников.
При этом сбор данных проводился без учета личных планов действующего Президента РК, который, по всей видимости, намерен оставаться на своем посту как минимум до окончания текущего президентского срока.
Всего в рамках исследования путем анкетирования было опрошено 41 человек, являющихся высококвалифицированными специалистами в области изучения политических и социально-экономических процессов в республике.
Результаты исследования обработаны при помощи универсальной статистической программы SPSS с применением дескриптивных статистик, путем вычисления средних баллов.
Для оценки возможностей каждого из представленных политиков претендовать на позицию следующего главы государства была использована 7-мибалльная система с ранжированием от «1» (наименьший) до «7» (наибольший) баллов. Факторы, способствующие данным возможностям этих лиц, оценивались в соответствие с их количеством по 9-тибалльной системе с ранжированием от «1» (наименьший) до «9» (наибольший) баллов.
Для расчета общего рейтинга вероятных преемников Президента РК были применены арифметические действия к результатам исследования. Данная процедура была проведена с применением «весов», путем суммирования и выведения среднеарифметических баллов.
При этом результаты настоящего исследования
приведены в сравнении с показателями аналогичного рейтинга, составленного ИА «Рейтинг.kz» на основе той же методики в мае 2012 года. Первоначально результаты прошлогоднего исследования носили закрытый характер. В настоящее же время было решено обнародовать их с целью сравнения показателей исследуемой ситуации в прошлом итекущем годах.
Оценка факторов
Согласно ответам экспертов, факторы, способствующие возможностям соответствующих представителей политической элиты Казахстана выступать вероятными преемниками Президента РК Н.А. Назарбаева, ранжируются следующим образом:
№
|
Факторы
|
Баллы
|
2013
|
2012
|
1
|
Доверие Президента РК Нурсултана Назарбаева
|
7,61
|
8,43
|
2
|
Приемлемость для других групп влияния и ключевых персон внутри правящей элиты
|
6,68
|
6,69
|
3
|
Политическое влияние
|
6,29
|
6,23
|
4
|
Наличие близких соратников (группы влияния) в высших эшелонах власти
|
6,08
|
5,89
|
5
|
Влияние в силовом блоке
|
5,82
|
5,37
|
6
|
Возможности получения поддержки внешних сил, лидеров мировых держав
|
5,26
|
5,51
|
7
|
Экономическое влияние
|
5,43
|
8
|
Профессиональные качества (образование, управленческий опыт и т.д.)
|
4,32
|
5,09
|
9
|
Узнаваемость и популярность в обществе
|
5,06
|
Таким образом, в первую тройку соответствующих факторов попали доверие Президента РК Нурсултана Назарбаева по отношению к своему вероятному преемнику (7,61 баллов), приемлемость последнего для других групп влияния и ключевых персон внутри правящей элиты (6,68 баллов) и его политическое влияние в целом (6,29 балла).
Очевидно, что такие оценки максимально отражают «правила игры», установленные внутри властвующей элиты Казахстана. Так как ключевой и доминирующей фигурой в политико-властной системе страны выступает действующий глава государства и именно он обеспечивает баланс между различными группами влияния внутри властвующей элиты, без его принципиального решения никто из представителей его ближайшего окружения не в состоянии претендовать на позицию следующего, второго, Президента РК. Попытки же в разное время бывших соратников главы государства (Рахат Алиев, Акежан Кажегельдин, Мухтар Аблязов, Алтынбек Сарсенбайулы, Жармахан Туякбай и т.д.) повлиять в определенной форме на положительное решение данного вопроса в свою пользу или в пользу других, аффилированных с ними персон были жестко пресечены.
При этом сам глава государства, скорее всего, определит подходящего преемника с обязательным учетом настроений ведущих групп влияния и отдельных влиятельных персон во властвующей элите. В противном случае в выстроенной им здесь системе взаимоотношений и противовесов позиции будущего второго Президента РК будут очень неустойчивыми без поддержки со стороны большей части ключевых внутри элитных игроков.
Немаловажное значение будет иметь и уровень политического влияния вероятного претендента на президентский пост. Хотя без учета двух первых факторов шансы соответствующих персон, независимо от занимаемых ими позиций в политико-властной системе Казахстана, стать следующим главой государства будут равны нулю.
Вместе с тем, по сравнению с результатами прошлогоднего исследования, наблюдается заметное изменение в показателях и обусловленной ими иерархии рассматриваемых факторов. Прежде всего, обращает на себя внимание снижение влияния фактора личного доверия главы государства по отношению к своим вероятным преемникам. Тогда как значимость политического влияния непосредственно самих претендентов на его место повысилась.
Такие изменения в соответствующих оценках респондентов можно объяснить следующим образом. На фоне сложных и неоднозначных процессов и событий в стране и внутри правящей элиты, произошедших за последний год, они, видимо, склонны наблюдать определенное сокращение возможностей руководства страны относительно контроля ситуации в республике в целом и обеспечения будущей преемственности верховной власти, в частности. Тогда как в этих же условиях естественно повышается персональный политический вес и потенциал тех представителей элиты, которые способны взять на себя ответственность как за текущее положение дел, так и особенно за будущее развитие страны.
Факторы, попавшие во вторую тройку, хотя и представляют второстепенное значение по отношению к трем первым, также играют большую роль для тех лиц, которые могут претендовать на позицию преемников Президента РК.
В условиях раздробленности политической элиты Казахстана на группы влияния и их постоянное соперничество за контроль над политическими и экономическими ресурсами страны равноудаленность от них вероятных претендентов на президентский пост сама по себе не в состоянии гарантировать им успешность достижения данной цели. Поэтому данным персонам важно иметь близких соратников или хотя бы потенциальных союзников в высших эшелонах власти (6,08 баллов). При этом с 2012 года значимость данного фактора увеличилась.
Примечательно, что в рассматриваемую группу факторов попало влияние соответствующих персон в силовых структурах страны (5,82 балла). В связи с этим данный фактор переместился с 7-го места, занимаемого в 2012 году, на 5-е. Все это дает основание предполагать, что за последний год произошло определенное изменение в положении силовых структур в политико-властной системеКазахстана. Скорее всего, речь идет об увеличении уровня влияния в отношении них со стороны отдельных внутри элитных групп или влиятельных персон.
Для будущего главы государства также очень важно получить признание не только внутри властвующей элиты, но и со стороны стратегически значимых внешнеполитических партнеров Казахстана, особенно из числа мировых держав (5,26 балл).С учетом того влияния, которое оказывают на Казахстан, в частности, Россия, Китай, США и Европейский Союз, совсем не учитывать их мнение при отборе подходящего кандидата, способного стать новым Президентом РК, нельзя. Во всяком случае, если Казахстан рассчитывает сохранить и наращивать существующий формат своих отношений с ними.
Наличие собственных или подконтрольных экономических ресурсов (5,26 баллов) тоже создает серьезные дополнительные преимущества для вероятных преемников главы государства. Тем не менее, этот фактор все же представляется малозначимым по сравнению с пятью предыдущими. К тому же его важность, по сравнению с 2012 годом, понизилась.
Последние два фактора, раскрывающие профессиональный уровень рассматриваемых политиков, а также их узнаваемость и популярность (4,32 баллов), в большей степени рассчитаны на признание этих людей со стороны общества. Тогда как с учетом преобладания только трех первых факторов роль всех остальных граждан республики как избирателей будет носить преимущественно формальный характер в процессе прихода в будущем того или иного представителя властвующей элиты на президентский пост.
Оценка возможностей
По результатам экспертных оценок возможностей каждого из представленных ниже представителей политической элиты Казахстана претендовать на позицию следующего главы государства был составлен настоящий рейтинг:
№
|
Имя и фамилия
потенциального претендента
|
Доверие Президента РК
Нурсултана Назарбаева
|
Политическое влияние
|
Экономическое влияние
|
Влияние в силовом блоке
|
Узнаваемость и популярность в обществе
|
Профессиональные качества (образование, управленческий опыт и т.д.)
|
Наличие близких соратников (группы влияния) в высших эшелонах власти
|
Приемлемость для других групп влияния и ключевых персон внутри правящей элиты
|
Возможности получения поддержки внешних сил, лидеров мировых держав
|
1 |
Нуртай Абыкаев |
6,22
|
5,8
|
4,18
|
6,15
|
4,85
|
5,49
|
5,7
|
4,63
|
4,37
|
2 |
Карим Масимов |
5,8
|
5,65
|
5,56
|
4,54
|
5,34
|
5,17
|
4,79
|
3,72
|
4,85
|
3 |
Тимур Кулибаев |
5,05
|
4,78
|
5,98
|
3,82
|
5
|
4,39
|
5,59
|
4
|
4,9
|
4 |
Имангали Тасмагамбетов |
4,68
|
5,27
|
4,75
|
3,46
|
6,22
|
5,63
|
4,75
|
3,87
|
4,21
|
5 |
Марат Тажин |
5,61
|
5,29
|
2,87
|
4,41
|
4,29
|
5,56
|
4,1
|
3,93
|
4,2
|
6 |
Булат Утемуратов |
5,59
|
4,56
|
5,54
|
3,58
|
3,85
|
4,37
|
4,45
|
3,91
|
3,51
|
7 |
Дарига Назарбаева |
5,76
|
4,54
|
4,27
|
2,77
|
5,85
|
4,22
|
4,76
|
3,16
|
4,02
|
8 |
Серик Ахметов |
4,76
|
4,34
|
4,38
|
3,49
|
4,59
|
5,15
|
4,08
|
4,21
|
3,21
|
9 |
Касым-Жомарт Токаев |
5,12
|
3,61
|
2,45
|
2,37
|
5,1
|
5,58
|
3,95
|
4,82
|
4,79
|
10 |
Ахметжан Есимов |
5,63
|
4,29
|
4
|
3,08
|
3,54
|
3,73
|
4,78
|
3,55
|
2,77
|
11 |
Адильбек Джаксыбеков |
4,73
|
3,88
|
3,51
|
4,09
|
3,76
|
4,2
|
4,05
|
3,79
|
3,24
|
12 |
Умирзак Шукеев |
4,58
|
4,18
|
4,54
|
3
|
4,05
|
4,02
|
4,6
|
3,2
|
2,62
|
13 |
Нурлан Нигматулин |
4,88
|
4,38
|
3,38
|
2,77
|
4,4
|
4,4
|
4,15
|
3,32
|
3,05
|
14 |
Кайрат Мами |
4,53
|
4,05
|
2,95
|
3,8
|
3,51
|
4,41
|
4,3
|
3,62
|
2,76
|
15 |
Кайрат Кожамжаров |
4,13
|
3,48
|
3,03
|
4,4
|
3,48
|
4
|
3,72
|
2,95
|
3,37
|
16 |
Асет Исекешев |
4,33
|
3,22
|
4,21
|
2
|
4,25
|
3,61
|
4,01
|
3,56
|
3,05
|
17 |
Аслан Мусин |
3,38
|
4,03
|
3,7
|
3,49
|
4,13
|
4,54
|
3,95
|
2,72
|
2,78
|
18 |
Кайрат Сатыбалдыулы |
4,95
|
3,3
|
3,36
|
3,85
|
2,78
|
3,24
|
4,13
|
2,77
|
2,49
|
19 |
Бахытжан Сагинтаев |
4,4
|
3,55
|
3,26
|
2,31
|
3,33
|
4,18
|
3,67
|
3,32
|
2,47
|
20 |
Кайрат Келимбетов |
4,38
|
3,41
|
4,18
|
2,15
|
2,59
|
4,59
|
3,09
|
3,11
|
3,04
|
21 |
СаматАбиш |
5,05
|
2,78
|
2,56
|
4,17
|
1,79
|
3,36
|
4,03
|
3,19
|
2,37
|
22 |
Бахыт Султанов |
3,97
|
2,84
|
3,14
|
1,94
|
2,57
|
3,92
|
2,97
|
2,8
|
2,26
|
23 |
Бауыржан Байбек |
4
|
2,56
|
1,76
|
1,54
|
3,08
|
2,82
|
2,95
|
2,38
|
1,79
|
Следует отметить, что по сравнению с результатами рейтинга 2012 годом количество и состав исследуемых представителей политической элиты Казахстана изменились. Так, в связи с изменением должностного положения в настоящий рейтинг не был включен депутат Мажилиса Парламента Серик Умбетов (на момент проведения прошлогоднего исследования он занимал пост управляющего делами Президента РК – прим.). В то же время сюда вошли Кайрат Кожамжаров и Бахытжан Сагинтаев, назначенные секретарем Совета безопасности и первым заместителем премьер-министра - министром регионального развития соответственно.
Общий рейтинг вероятных преемников
Место
|
Фамилия и имя потенциального претендента
|
Среднее значение
(апрель 2013)
|
Среднее значение
(май 2012)
|
1
|
Нуртай Абыкаев |
30,54
|
30,68
|
2
|
Карим Масимов |
28,91
|
29,38
|
3
|
Тимур Кулибаев |
27,69
|
28,8
|
4
|
Имангали Тасмагамбетов |
26,88
|
28,49
|
5
|
Марат Тажин |
25,84
|
25,17
|
6
|
Булат Утемуратов |
25,37
|
23,12
|
7
|
Дарига Назарбаева |
25,07
|
27,2
|
8
|
Серик Ахметов |
24,31
|
23,04
|
9
|
Касым-Жомарт Токаев |
23,99
|
26,5
|
10
|
Ахметжан Есимов |
23,06
|
25,27
|
11
|
Адильбек Джаксыбеков |
22,67
|
23,28
|
12
|
Умирзак Шукеев |
22,27
|
25,33
|
13
|
Нурлан Нигматулин |
22,23
|
23,35
|
14
|
КайратМами |
21,85
|
21,93
|
15
|
Кайрат Кожамжаров |
20,80
|
—
|
16
|
Асет Исекешев |
20,57
|
18,13
|
17
|
Аслан Мусин |
20,57
|
26,49
|
18
|
Кайрат Сатыбалдыулы |
20,14
|
18,13
|
19
|
Бахытжан Сагинтаев |
19,59
|
—
|
20
|
Кайрат Келимбетов |
19,54
|
21,45
|
21
|
Самат Абиш |
19,35
|
13,4
|
22
|
Бахыт Султанов |
16,95
|
15,56
|
23
|
Бауыржан Байбек |
14,83
|
12,32
|
Группа лидеров
С учетом приведенных выше рейтинговых показателей определилась следующая группа лидеров:
1. Нуртай Абыкаев, председатель КНБ РК.
2. Карим Масимов, руководитель Администрации Президента РК.
3. Тимур Кулибаев, председатель Казахстанской ассоциации организаций нефтегазового и энергетического комплекса «KAZENERGY».
4. Имангали Тасмагамбетов, аким города Астана.
5. Марат Тажин, государственный секретарь РК.
6. Булат Утемуратов, внештатный советник Президента РК.
7. Дарига Назарбаева, председатель Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК.
8. Серик Ахметов, премьер – министр РК.
Нуртай Абыкаев по сравнению со всеми остальными исследуемыми политиками выступает безусловным лидером по уровню доверия Президента РК (6,22 балла) и личного политического влияния (5,8 баллов). Очевидно, что свою роль в этом играет его исключительно личная преданность к Нурсултану Назарбаеву, а также большой опыт работы на разных ключевых постах в госаппарате, максимальное дистанцирование от ведущих групп влияния и большие способности выступать в качестве посредника в отношениях между ними. Несмотря на серию довольно тревожных прошлогодних инцидентов вокруг вверенных ему пограничных войск, общая позиция Абыкаева в рассматриваемом рейтинге практически не изменилась. Немаловажно также его лидирующее положение по линии влияния в силовом блоке (6,15 баллов) и одно из первых мест по уровню приемлемости в качестве вероятного преемника главы государства внутри властвующей элиты (4,63 балла). Высокий средний балл Абыкаева по данному критерию во многом объясняется его возрастом. Это позволяет ему выступить в качестве своеобразной транзитной фигуры в постназарбаевский период.
Общий рейтинг Карима Масимова сохранился с прошлого года на 2-м месте. При этом выросли показатели некоторых ключевых позиций, на что, безусловно, повлияло занимаемое им с сентября 2012 года положению руководителя президентской администрации. В результате Масимов находится также на 2-м месте, после Нуртая Абыкаева, по уровню доверия главы государства (5,8 баллов), политическому влиянию (5,65 баллов) и влиянию в силовом блоке (4,64 балла). В последнем случае важную роль явно играет фактор его пребывания с мая прошлого года во главе комиссии по аттестации сотрудников правоохранительных органов. Немаловажно и то, что Масимов занимает вторую позицию по степени экономического влияния (5,56 баллов) после Тимура Кулибаева.
Что касается самого Кулибаева, то, несмотря на его отстранение в декабре 2011 года от должности председателя правления Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» вследствие событий в Жанаозене, в 2012 и текущем году он стабильно занимает 3-е место среди потенциальных преемников главы государства. В его пользу говорят сохранение им сравнительно высокого уровня доверия главы государства (5,05 баллов) и политического влияния (4,78 баллов). Кроме того, Кулибаев опережает всех остальных ранжируемых персон по уровню экономического влияния (5,98 баллов), а также занимает 2-е место по наличию в высших кругах властвующей элиты близких соратников, объединенных в возглавляемую им группу влияния (5,59 баллов). Наконец, он больше, чем остальные политики из данной группы, может рассчитывать на поддержку со стороны внешнеполитических партнеров Казахстана (4,9 баллов).
Общее 4-е место в рейтинге с прошлого года сохраняет за собой аким столицы республики Имангали Тасмагамбетов. Его явными преимуществами являются узнаваемость и популярность в обществе (6,22 балла) и профессиональные качества (5,63 балла). Среди исследуемых политиков Тасмагамбетов также занимает 4-е место по уровню политического (5,27 баллов) и экономического (4,75 баллов) влияния. Последнее обстоятельство, судя по всему, учитывается, благодаря экономическим активам зятя астанинского градоначальника КенесаРакишева. Единственно, что он меньше всех в рассматриваемой группе может рассчитывать на доверие и поддержку главы государства (4,68 баллов).
По сравнению с результатами 2012 года рейтинговые позиции Марата Тажина увеличились вдвое посредством его перемещения с 10-го места на 5-е. Очевидно, что главную роль в этом сыграло его назначение в январе этого года на пост государственного секретаря РК, причем с выходом на публичный уровень. В пользу Тажина свидетельствуют довольно высокие показатели доверия к нему со стороны главы государства (5,61 балл), политического влияния (5,29), а также профессиональных качеств (5,56 баллов). К тому же он занимает 3-е место по уровню влияния в силовых структурах страны (4,41 балл), что, видимо, обусловлено его продолжительным пребыванием на посту секретаря Совета безопасности РК.
Довольно неожиданным стало вхождение в рассматриваемую группу наиболее вероятных преемников главы государства Булата Утемуратова. По сравнению с рейтингом 2012 года его текущие позиции, по мнению экспертов, возросли почти в два раза, благодаря перемещению с 13-го места на 6-е. Как известно, его с Президентом РК связывают довольно тесные взаимоотношения, обусловленные выполнением им ряда личных поручений главы государства. Отсюда и достаточно высокий уровень доверия последнего к нему (5,59 баллов). Можно предположить, что в условиях возрастания различных критических моментов в политико-властной системе Утемуратов может оказаться востребованным Президентом Н.А. Назарбаевым. К тому же активная деятельность Утемуратова в сфере транснационального бизнеса, делающая его публичной фигурой, дезавуирует его прежний образ «серого кардинала». Тем самым он фактически находится над схваткой представителей различных групп влияния.
7-е место в рейтинге заняла Дарига Назарбаева, переместившись сюда с прошлогодней 5-й позиции. Данное ослабление объясняется отсутствием ожидаемого назначения на высокопоставленную должность в структуре исполнительной власти. Очевидно, что положение старшей дочери главы государства не обеспечивает ей должного политического влияния, по степени которого она находится опять жена 7-м месте. По уровню доверия со стороны Президента РК (5,76 баллов) она уступает Нуртаю Абыкаеву. Наконец, меньше всех в данной группе она может рассчитывать на признание и поддержку со стороны других представителей властвующей элиты (3,16 баллов).
Завершает группу лидеров рейтинга Серик Ахметов. При этом факт его назначения в сентябре 2012 года премьер-министром РК позволил ему подняться среди остальных вероятных преемников главы государства с 14-го на 8-е место.Он также занимает 3-е место по уровню приемлемости в качестве потенциального претендента на пост главы государства во властвующей элите (4,21 балл).
Вместе с тем в рассматриваемой группе по ключевым позициям Ахметов не вышел на уровень выше среднего (5-6 баллов). Это обстоятельство отражает отсутствие у него на занимаемом посту каких-либо серьезных достижений, позволяющих расширить свое влияние. В отличие от своих предшественников, Серик Ахметов не берет на себя ответственность за провалы и промахи в работе правительства. В результате волна негатива направляется либо на его непосредственных подчиненных, либо проецируется лично на главу государства. Это позволяет ему планомерно наращивать свой политический капитал в качестве потенциального преемника.
Группа «запасных»
Во вторую группу вероятных преемников Нурсултана Назарбаева на посту главы государства вышли:
1. Касым-Жомарт Токаев, заместитель генерального секретаря ООН
2. Ахметжан Есимов, аким города Алматы.
3. Адильбек Джаксыбеков, министр обороны РК.
4. Умирзак Шукеев, председатель правления Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына».
5. Нурлан Нигматулин, председатель Мажилиса Парламента РК.
6. Кайрат Мами, председатель Сената Парламента РК.
7. Кайрат Кожамжаров, секретарь Совета безопасности РК.
8. Асет Исекешев, вице-премьер - министр индустрии и новых технологий РК.
Как уже отмечалось выше, Касым-Жомарт Токаев из всех вероятных преемников главы государства устраивает практически все ведущие группы влияния и отдельных влиятельных персон во властвующей элите (4,82 балла). Он также опережает двух лидеров рейтинга – Имангали Тасмагамбетова и Серика Ахметова - по уровню доверия со стороны Президента РК (5,19 баллов). В пользу Токаеваговорит и 3-е место по возможному получению признания и поддержки со стороны внешних игроков (4,79 баллов). Единственно, что он уступает большинству вероятных претендентов на президентский пост по уровню политического влияния (3,61 балл). Скорее всего, это обусловлено сравнительно мягким стилем деятельности Токаевав политико-властной системе страны, отсутствием собственных экономических ресурсов, максимальным протеканием карьеры во внешнеполитической сфере и его настоящим пребыванием за рубежом.
Ахметжан Есимов, несмотря на большой карьерный опыт и родственные отношения с Президентом РК, может пользоваться только высоким ресурсом доверия главы государства (5,63 балла). По остальным показателям он не вышел на уровень выше среднего. Скорее всего, на соответствующие оценки респондентов повлияло недостаточное выполнение Есимовым обязанностей в качестве акима Алматы, что ознаменовалось рядом серьезных проблем в развитии мегаполиса и повышения протестного социального градуса.
Повышение позиции Адильбека Джаксыбекова (с 12-го места в 2012 году на 11-е), скорее всего, обусловлено снижением позиций находящихся в прошлом году выше него Умирзака Шукеева и Нурлана Нигматуллина. Обращает также на себя внимание то, что, занимая ключевой пост в силовом блоке политико-властной системы, он уступает по степени своего влияния (4,09 баллов) здесь, в частности, Кариму Масимову, Марату Тажину и Кайрату Кожамжарову. Это обстоятельство лишний раз демонстрирует второстепенное положение силовых структур по отношению к центрам влияния на политические решения (Администрация Президента, Совет безопасности и т.д.).
Рейтинговые показатели Умирзака Шукеева понизились с 2012 года на четыре позиции – с 8-й на 12-ю. Возможно, что на изменения соответствующих оценок респондентов повлияло недостаточное руководство «дочерними» компаниями вверенного ему холдинга, чья деятельность («Казпочта», «Казахтелеком», «Эйр Астана», КТЖ и т.д.) не выдерживает никакой критики. Вместе с тем в силу своего должностного положения Шукеев лидирует в рассматриваемой группе по степени экономического влияния (4,54 балла). Хотя сам по себе этот фактор не в состоянии способствовать его продвижению на позицию вероятного преемника главы государства.
По сравнению с данными 2012 года рейтинг Нурлана Нигматулина снизился на две позиции - с 11-го места на 13-е. Очевидно, что свою роль в этом сыграло отстранение его от должности первого заместителя председателя Народно-демократической партии «Нур Отан». Вместе с тем по уровню доверия со стороны главы государства (4,88 баллов) и политическому влиянию (4,38 баллов) Нигматулин опережает другого высокопоставленного выходца из Карагандинской области Серика Ахметова.
Примечательно, что Кайрат Мами, несмотря на занятие им поста, который согласно Конституции РК стоит на первом месте в иерархии высших должностей, призванных в случае определенных обстоятельств обеспечить преемственность верховной власти в стране, находится на предпоследней позиции в данной группе. Номинальной роли при высоком официальном статусе данной персоны соответствуют и оценки его возможностей стать в перспективе реальным преемником главы государства, которые не выходят на уровень 5 баллов и выше.
Что касается Кайрата Кожамжарова, то его присутствие в настоящем рейтинге обусловлено занятием в январе этого года поста секретаря Совета безопасности РК. При самом низком, по оценкам респондентов, среди других находящихся в данной группе персон уровне доверия со стороны главы государства (4,13 баллов) его основным ресурсом является сравнительно высокое влияние в силовом блоке (4,4 балла). При этом можно ожидать роста этого влияния в связи с возложенной на Кожамжарова задачей проведения аттестации в пограничных войсках КНБ РК.Однако меньше всего здесь Кожамжаров может рассчитывать на поддержку среди властвующей элиты (2,95 баллов), что, видимо, во многом обусловлено довольно жесткими действиями в отношении ряда высокопоставленных персон во время его руководства финансовой полицией.
Замыкающее положение в данной группе занимает Асет Исекешев. Хотя по уровню доверия главы государства (4,33 балла) и политического влияния (3,22 балла) он уступает многим участникам рейтинга, динамика изменения его позиций в ранжировании позволяет при определенном стечении обстоятельств рассматривать Исекешева в качестве вероятного претендента на первый пост в государстве. Подобно Серику Ахметову он умело дистанцировался от инициированных им непопулярных мероприятий (повышение коммунальных тарифов в обмен на инвестиции, проект строительства горнолыжного курорта «Кок-Жайляу» и т.д.) и волна возмущений в обществе в итоге отразилась на других чиновниках и других ведомствах. Ему также удается оттенять провалы госпрограммы ФИИР, позитивно позиционируясь в рамках развития новых технологий и туризма. Эти обстоятельства косвенно свидетельствуют о наличии у Исекешева скрытых политических амбиций.
Возможности остальных персон
Среди тех людей, которые в меньшей степени способны выйти на позицию вероятного преемника Президента РК, согласно экспертным оценкам, оказались:
1. Аслан Мусин, председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета.
2. Кайрат Сатыбалдыулы, секретарь Народно-демократической партии «НурОтан».
3. Бахытжан Сагинтаев, первый вице-премьер - министр регионального развития РК.
4. Кайрат Келимбетов, вице-премьер РК.
5. Самат Абиш, заместитель председателя Комитета национальной безопасности РК
6. Бахыт Султанов, заместитель руководителя Администрации Президента РК.
7. Бауыржан Байбек, первый заместитель председателя Народно-демократической партии «НурОтан».
Очевидно, что, за исключением Мусина и Сагинтаева, все эти люди в силу своего возраста и относительно небольшого опыта работы в госаппарате являются политиками молодого поколения. Во всяком случае, по сравнению с выходцами из партийно-комсомольской номенклатуры советского периода, которые преобладают в первых двух группах вероятных преемников главы государства. В связи с этим они обладают низким уровнем политического влияния и приемлемости для других внутриэлитных игроков.
Единственными в этой группе, кто может конкурировать с рядом представителей «старой гвардии» за доверие Президента РК, являются Самат Абиш (5,05 баллов) и Кайрат Сатыбалдыулы (4,95 балла). Это обстоятельство во многом связано с их родственными отношениями с главой государства. Тогда как по уровню политического влияния даже в рамках рассматриваемой группы Абиш (2,78 балла) и Сатыбалдыулы (3,3 балла) уступают, в частности, Кайрату Келимбетову (3,41 балл). Кстати, их позиции в общем рейтинге вероятных преемников Президента РК с прошлого года не изменились. Разве что Самат Абиш в силу своего недавнего назначения на пост заместителя председателя КНБ РК заметно опережает других представителей группы по степени влияния в силовом блоке (4,17 баллов).
Лидирующие позиции в данной группе естественным образом занял Аслан Мусин, чей рейтинг, по сравнению с результатами 2012 года, упал на 10 позиций – с 7-го на 17-е место. Данное обстоятельство демонстрирует, что он утратил не только свою предыдущую должность руководителя Администрации Президента РК, но и прежнее доверие главы государства. Не случайно, что уровень этого доверия, по оценкам экспертов, составляет сегодня всего 3,38 баллов. Кроме того, среди всех потенциальных преемников он занимает 2-е, после Бауыржана Байбека, место по степени расположения со стороны других ведущих игроков внутри властвующей элиты (2,72 балла). Единственно, что из остальных вероятных претендентов на президентский пост в рассматриваемой группе Мусин выделяется по уровню политического влияния (4,03 балла).
С 2012 года рейтинг Кайрата Келимбетова снизился на четыре позиции – с 16-го на 20-е место. Несмотря на заметный карьерный рост и настоящее положение в правительстве, он демонстрирует серьезные недостатки на вверенных им участках работы. Так, Келимбетов отвечает в правительстве за проведение непопулярной в обществе пенсионной реформы, предполагающей повышение пенсионного возраста женщин наравне с мужчинами (до 63 лет) и создание единого пенсионного фонда. В этом качестве он вряд ли представляется сегодня востребованным в качестве вероятного преемника главы государства среди властвующей элиты.
Еще один заместитель главы правительства Бахытжан Сагинтаев опережает Асета Исекешева и Кайрата Келимбетова по уровню доверия Президента РК (4,4 балла) и политического влияния (3,55 баллов). Судя по всему, он оказался в данной группе вследствие сравнительно небольшого по времени, начиная с сентября 2012 года, пребывания на ключевых позициях в политико-властной системе страны. В связи с этим его потенциал как возможного преемника главы государства фактически еще не раскрылся.
Бахыт Султанов, несмотря на занимаемый пост, является единственным среди всех ранжируемых политиков, чьи рейтинговые показатели ни по одной из 9 позиций не дошли даже до среднего уровня (4 балла). К тому же с 2012 года его положение в общем рейтинге вероятных преемников главы государства снизилось с 20-го на 22-е место.
Завершает рассматриваемый рейтинг Бауыржан Байбек, который, в частности, имеет средний уровень доверия главы государства (4 балла), а также самые низкие среди остальных исследуемых персон показатели политического влияния (2,56 баллов) и приемлемости среди властвующей элиты (2,38 баллов).
Общие выводы
Прежде всего, данное исследование выявило разделение вероятных преемников Президента РК Н.А. Назарбаева на три группы, что в целом соответствует уровню раздробленности и конкуренции внутри властвующей элиты Казахстана. При этом за занятие позиции именно потенциального преемника главы государства
наибольшее соперничество наблюдается между лицами, находящимися с ним в родственных отношениях, представителями бывшей комсомольской номенклатуры и молодого поколения политиков, сформировавшихся в конце 1990-х – начале 2000-х гг.
По сравнению с результатами аналогичного исследования, проведенного в мае 2012 года, количество и персональный состав наиболее вероятных претендентов на позицию второго Президента РК изменились. Прежде всего, число таковых увеличилось с 7 до 8 человек. В персональном отношении из данной группы выбыли Касым-Жомарт Токаев и Аслан Мусин, чьи рейтинговые позиции в силу отмеченных выше причин понизились. Вместе с тем сюда вошли Марат Тажин, Булат Утемуратов и Серик Ахметов.
Все это демонстрирует
высокий уровень актуальности в обществе и среди политической элиты Казахстана вопроса относительно будущей преемственности верховной власти в стране. Причем, если для представителей властвующей элиты данный вопрос важен в основном с точки зрения сохранения своего личного статус-кво, то для значительной части казахстанцев гораздо значимым представляется незыблемость официального политического курса, ориентированного на поддержание политической стабильности в стране.
Общий рейтинг показывает безусловное лидерство среди исследуемых политиков Нуртая Абыкаева. Судя по всему, он востребован в первую очередь самим главой государства, знающим его
в качестве не только своего давнего и надежного соратника, но и опытного управленца, способного объективно оценивать имеющиеся и вероятные риски внутри властвующей элиты и национальной безопасности, а также адекватно противостоять им. При этом, будучи представителем «старой гвардии», Абыкаев занимает достаточно выгодное и устойчивое положение в команде Нурсултана Назарбаева. Поэтому
у него нет какой-либо «острой» необходимости конкурировать с другими представителями властвующей элиты ни за влияние на главу государства, ни тем более за выход на позицию его преемника.
С учетом изложенного выше в невыгодном свете представляются вероятные претенденты
из числа ближайших родственников Президента РК. Общей характеристикой для всех соответствующих лиц является то, что
практически никто из них не обладает опытом государственной деятельности и уровнем политического влияния для того, чтобы выстроить и поддерживать более-менее оптимальный баланс внутри властвующей элиты.
Это лишний раз подтверждает востребованность не только в обществе, но и в самой властвующей элите лиц, способных выступать при необходимости в роли антикризисных менеджеров и «громоотводов». В данном случае показательна деятельность Карима Масимова и Марата Тажина. Они вкупе с Нуртаем Абыкаевым демонстрируют способности к достижению компромиссов при отсутствии выраженных политических амбиций.
Все это, а также большой управленческий опыт и равноудаленность от различных групп влияния, делают всех троих персон востребованными не только главой государства, но и другими представителями властвующей элиты Казахстана, в качестве
наиболее подходящих на определенный переходный период гарантов относительно цивилизованного занятия поста Президента страны реальным претендентом. В последнем случае речь идет о вероятном создании в Казахстане при соответствующих условиях аналога института регента в монархиях только в коллективном формате (триумвират Абыкаев – Масимов - Тажин).
Вместе с тем при таком раскладе
возрастает вероятность обострения противостояния различных групп влияния по принципу «все против всех», включая активизацию аппаратных интриг и информационных «войн» в целях дискредитации тех лиц, которые станут так или иначе позиционироваться в качестве претендентов на позицию будущего главы государства. Соответствующие риски при этом обусловлены тем, что ряд исследуемых политиков имеют
довольно уязвимые места, в том числе связанные с их ангажированностью с группами и персонами с сомнительной репутацией.
Например, одним из самых уязвимых мест Дариги Назарбаевой является то, что она фактически еще не преодолела негативные моменты в своей политической карьере, которые связаны с ее бывшим супругом Рахатом Алиевым. Кроме того, она, хотя и в меньшем масштабе, фактически повторяет те же самые методы продвижения себя на политической арене страны, что и в ее бытность председателем Республиканской партии «Асар». Однако тем самым она дает повод своим потенциальным оппонентам внутри властвующей элиты сознательно спровоцировать новое недовольство ею со стороны Президента РК и политической элиты.
В связи с этим
любые заметные движения тех или иных политиков на позицию вероятного преемника, даже в случае явного или скрытого одобрения их соответствующих действий самим главой государства, будет встречать жесткое противодействие со стороны их оппонентов внутри властвующей элиты. Причем главным козырем последних в этом противодействии способна стать
дискредитация данных претендентов перед Президентом РК и, как следствие, его отказ рассматривать и поддерживать этих людей в качестве своих возможных преемников.
Наглядным примером этого является ситуация с Тимуром Кулибаевым, чье беспрецедентное политическое и медийное продвижение в течение 2011 года привело к резкому сбою вследствие жанаозенских событий. Правда, в настоящее время Кулибаев стремится взять реванш. Одним из проявлений этого является введение в руководящий состав партии «Руханият» человека из его ближайшего окружения.
Определенному риску подвергается политическая карьера Имангали Тасмагамбетова вследствие недавнего появления в информационном пространстве республики скандального письма к Президенту РК якобы за подписью 150 известных представителей национальной интеллигенции и общественных деятелей с призывом официально выдвинуть акима Астаны в свои преемники. С другой стороны, посредством недавних кадровых назначений он стремится развеять сформировавшийся образ бескомпромиссного политика, что свидетельствует о его стремлении расширить круг потенциальных сторонников.
В целом, при всех представленных выше рейтинговых оценках настоящее исследование дает лишь общую приблизительную картину расстановки сил в высших кругах политической элиты Казахстана с точки зрения обеспечения преемственности верховной власти в стране. При этом представляется, что
любые попытки определенных групп влияния выдвинуть и «раскрутить» претендентов на пост главы государства, во всяком случае в краткосрочной перспективе, станут заведомо проигрышным проектом.
Такой вывод в первую очередь обусловлен тем, что действующий Президент РК, обладая беспрекословным авторитетом и сильными позициями в стране,
не допустит каких-либо шагов по решению вопроса о преемственности своей власти без его прямой санкции. К тому же на сегодняшний день ни внутри властвующей элиты, ни в оппозиции фактически нет ни одного политика, способного составить ему равноценную альтернативу.
В связи с этим положительное решение вопроса о преемственности верховной власти и подборе вероятного преемника Н.А. Назарбаева во многом будет зависеть от того сценария, который либо выберет и будет руководить его реализацией сам глава государства, либо, что совсем не исключено, в силу определенных обстоятельств будет осуществлен вне его волеизъявления.
В развитие данной тематики Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» намерено в ближайшее время провести исследование и представить всеобщему вниманию рейтинг вероятных сценариев транзита (перехода) верховной власти в Казахстане в обозримом будущем.