Афганский излом
На днях по инициативе Фонда Ф. Эберта (Германия) в Алматы состоялась встреча экспертов, посвященная обсуждению возможных сценариев развития ситуации в Афганистане и в регионе в целом после 2014 года. С афганской стороны в ней принял участие один из известных афганских политиков, представитель умеренных оппозиционных кругов правительству Хамида Карзая, быший вице-министр иностранных дел этой страны, а затем посол Афганистана в Австралии Махмуд Сайкал. Он любезно согласился дать интервью журналу Exclusive.kz.
-Господин Сайкал, что сегодня происходит в Афганистане, есть ли признаки улучшения ситуации?
- Как вы знаете, Афганистан сегодня проходит через три этапа преобразований, касающихся проблем безопасности, политических и экономических изменений. Все эти три процесса должны быть завершены в 2014 году. И афганцы, и граждане других стран региона задаются вопросом: что произойдет, когда международные силы в конце 2014 года покинут Афганистан? Некоторые люди обеспокоены, некоторые смотрят на эту будущую ситуацию с оптимизмом. Но до конца 2014 года еще немало времени, чтобы воспользоваться рядом «карт», которые есть в нашей «колоде». Если правильно разыграть эти карты, то ситуация может значительно улучшиться. Если же не воспользоваться имеющимися благоприятными возможностями, то ситуация, наоборот, может резко ухудшиться.
Что это за «карты»? В первую очередь, нам нужно быть уверенными в том, что наши силы безопасности хорошо подготовлены и могут эффективно отвечать на угрозы. На данный момент нашим силам безопасности не хватает вооружения и снаряжения, не хватает опыта участия в операциях и не хватает устойчивости. Для того, чтобы ликвидировать эти недостатки наших сил безопасности, нам нужна международная поддержка.
Второй важный процесс, проходящий в Афганистане – политические изменения. Он распадается на две важные части: президентские выборы в следующем году и переходный мирный процесс.
Согласно афганской конституции, нынешний Президент Хамид Карзай не имеет права выдвигать свою кандидатуру на следующий срок. И поэтому очень важно провести честные, свободные выборы, которые помогут создать в стране новее правительство. С этим у нас есть проблемы.
Вторая часть – это переходный мирный процесс. Речь идет о переговорах с силами вооруженной оппозиции, прежде всего – с «талибами». За последние три года, несмотря на ряд попыток, этот процесс, к сожалению, не привел ни к каким положительным результатам. На данный момент эта ситуация выглядит следующим образом: «талибы» все время что-то выигрывают, а мы все время что-то теряем. Мы потеряли руководителя Совета по достижению мира, который стал жертвой убийц. Также еще целый ряд политиков и представителей силовых структур были убиты «талибами». И процесс этот продолжается. Даже в тот день, когда я вылетел в вашу страну из Кабула, один из политических лидеров стал жертвой нападения «талибов». В прошлый вторник был убит мой друг, который был экспертом по сельскому хозяйству. Так что, пока мы только теряем, а они наращивают давление. Сложно назвать это мирным процессом или тенденцией стремления к миру.
- Но появились сообщения, что «талибы» согласились на переговоры и даже, с одобрения США, в одной из арабских стран должна была состояться встреча делегаций «талибов» и правительства Афганистана?
- Мы все с надеждой ожидали открытия в Катаре Контактного Бюро, которое должно было стать определенной платформой для переговоров высшего Совета по достижению мира с «талибами». Американцы гарантировали нам, что это Бюро предназначено только для мирных переговоров. К большому нашему сожалению, когда это Бюро было открыто, мы увидели, что оно было поименовано как официальное представительство «Исламского Эмирата». «Исламский Эмират Афганистана» - это то название, которым «талибы» пользовались во время своего правления в нашей стране. В Афганистане прошла волна публичного возмущения, афганское правительство быстро отреагировало на эту ситуацию. Двусторонние переговоры с США о договоре по обеспечению безопасности на данный момент приостановлены. И Афганистан официально заявил, что не направит свою делегацию на переговоры в Катар. Мы считаем, что сам факт открытия этого Бюро было под таким названием должен настораживать и даже пугать не только нас, но и всех жителей данного региона. Мы ожидаем реакцию стран Центральной Азии на этот факт.
Создалась «патовая» ситуация. На данный момент мирный процесс поэтому стоит. Если Контактное Бюро не будет работать на тех условиях, о которых мы договаривались, никто не готов вести переговоров с «талибами».
-Что происходит сегодня в экономике Афганистана?
- Третье направление, о котором я говорил – это экономические преобразования. Ситуацию здесь нельзя назвать нормальной. Как вы знаете, за последние 12 лет у нас в экономике раздувались различные «пузыри». Она состояла, большей частью, из трат на проведение боевых действий. Например, в 2011 году только на боевые действия были израсходованы 110 млрд. долларов. Малой доли от этой суммы хватило бы, чтобы продублировать весь ВВП Афганистана.
Второй «пузырь» - это внешняя финансовая помощь. Третий «пузырь» - это наркотики. Конечно, какая-то малая часть экономики все же основывается на реальном производстве продукции в стране. Но она мала. В тот момент, когда многонациональные силы покинут Афганистан, экономика, связанная с войной, «схлопнется» и исчезнет. Точно также исчезнет или резко сократится помощь из-за рубежа. В такой ситуации мы ожидаем появление в экономике «вакуума». Для нас очень важно, чем его заполнить. Если не развивать нормальную экономику, этот «вакуум» неизбежно займут наркотики.
Афганистану нужно примерно 10 миллиардов долларов в год. Половину этой суммы займут расходы на безопасность, половина пойдет на развитие экономики и социальные нужды. Международное сообщество сделало определенные обещания в этом отношении. Предполагается, что Афганистану в год будет предоставляться помощь примерно в 8,1 миллиарда долларов. Но это только обещание! Некоторая часть этих средств ассигнуется только до конца 2013 года, а будет ли все остальное – здесь мы вступаем на зыбкую почву… Кроме того, здесь есть еще ряд обстоятельств, на которые мы никак не можем повлиять. Например, американская помощь зависит от Конгресса, который может и не утвердить эти расходы. Нам сложно сказать, как будет в 2015-2016 году Конгресс США относиться к ситуации в Афганистане. Кроме того, все знают, что помощь из-за рубежа всегда зависит от успехов страны в борьбе с коррупцией и построении эффективных государственных механизмов. Здесь в Афганистане тоже много проблем. Короче говоря: сегодня мы не имеем твердых гарантий, что мы получим указанные деньги.
- Что же может заполнить этот экономический «вакуум»?
- Мы, конечно, рассчитываем на наши внутренние ресурсы, конкретно речь идет о нефти, газе, меди и других полезных ископаемых, которые есть в стране. Но геологическая разведка и начало реальной добычи могут занять немалое время. Поэтому минимум до 2015 года мы не ожидаем существенных доходов от добывающего сектора. Нам нужно серьезно улучшить налоговую систему, повысить эффективность нашей экономики. И добиваться того, чтобы к нам пошли зарубежные инвестиции. Но сегодня зарубежные инвестиции, в связи с ситуацией с безопасностью в стране, проблематичны. Так что, по всей видимости, финансовых проблем Афганистану не избежать.
-А как развивается ситуация вокруг Афганистана?
- Если выйти за пределы Афганистана, на региональный уровень, то основной угрозой здесь является терроризм. Где он рождается? Практически все знают и этому накоплено множество свидетельств, что терроризм и экстремизм проникает в регион из Пакистана. Практически ежедневно на территории Афганистана происходят теракты смертников, которых готовят в многочисленных религиозных школах и специальных тренировочных лагерях на территории Пакистана. Те из смертников, которых удается захватить живыми и допросить, рассказывают, что их посылают из Пакистана. Там проходит «промывка мозгов» сотням смертников. В Пакистане для террористов создан надежный тыл, база, где их готовят, тренируют, снабжают оружие и рассылают по всему региону.
Можно задаться вопросом: зачем Пакистан это делает? Здесь я вижу две причину. Эта страна очень резко реагирует по отношению к любым действиям Индии и роли Индии в Афганистане. Что бы Индия не делала в Афганистане, Пакистан отрицает напрочь.
Кроме того, привычка использовать насилие для достижения политических целей стала частью культуры правящих кругов в Пакистане. Таким образом, многочисленные трения и конфликты между Пакистаном и Индией превратили Афганистан в место, где Пакистан пытается реализовать свои геополитические планы.
Другой большой конфликт, который есть в регионе – это противоречия между Ираном и США. Как вы знаете, эти отношения еще более ухудшились в связи с ядерной программой Ирана и ситуацией в Сирии. Иран – очень крупный сосед Афганистана, наша общая граница составляет более 1200 километров и поэтому мы не можем недооценивать влияние такого соседства.
В целом всю ситуацию в регионе можно рассматривать как соперничество великих держав за ресурсы, как в Афганистане, так и во всем Центрально- Азиатском регионе. Все знают, что Центральная Азия очень богата ресурсами. Нефть, газ, хлопок, электроэнергия, шелк – за все эти ресурсы идет борьба. Рост Китая, как ведущей экономической державы, усложняет ситуацию.
-Стало быть, вы считаете, что ключ для решения проблемы терроризма в регионе находится в Пакистане?
- Когда бы говорим, что мы ведем переговоры с «талибами», переговоры идут на самом деле с Пакистаном. «Талибан» - это пакистанский проект, в его создание инвестированы миллиарды долларов. Пусть на виду переговоры США с «Талибаном», но все знают, что на самом деле именно Пакистан принимает решения. Мы не видим, что сами «талибы» являются такой уж серьезной силой. Если государственная власть в Афганистане будет прочной, а силы безопасности будут хорошо оснащены и обучены, с «талибами» мы справимся. Сегодня нашим силам безопасности не хватает ресурсов и устойчивости. И поэтому мы просим страны НАТО помочь нам в их оснащении и модернизации. Но позиция Пакистана здесь является ключевой. Пока эта страна не перестанет поддерживать терроризм, ситуация в регионе будет напряженной.
- Какой конкретно помощи вы ожидаете от стран Центральной Азии – Казахстан, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана?
- Сегодня мы были бы рады любой помощи и поддержке, которые способствовали бы умиротворению в нашей стране и регионе, помогали бы задачам нашего экономического развития, безопасности и политической стабильности. Как вызнаете, во время войны и смутного в Афганистане времени весь регион страдал от этого. И тогда не было нормальных связей между странами Центральной Азии и Афганистаном, другими странами Южной Азии. Вашим странам было сложно получить доступ к южным портам.
С другой стороны, и странам нашего региона не было нормального доступа на рынок ваших стран. За последние 12 лет, когда в Афганистане установился относительный мир, все страны Центральной Азии смогли оценить перспективы сотрудничества. Всем уже ясно, что безопасность и стабильность Афганистана – это одновременно и безопасность и стабильность всего региона.
В период, когда международные силы уходят из Афганистана, нам очень ценной была бы поддержка стран Центральной Азии по трем вопросам: обороны, дипломатии и развития экономики. И мы надеемся ее получить. Нестабильный Афганистан – это угроза странам Центральной Азии. Если руководство и жители ваших стран ощущают тревогу по поводу развития ситуации в Афганистане, то мы ожидаем, что тони будут вместе с нами активно решать эти проблемы, а не выстраивать «круговую оборону» на своих границах. Хотелось бы, чтобы в ваших республиках задавались вопросом: откуда происходит такое явление, как терроризм, кто его пестует и поддерживает? Нам хотелось бы, чтобы руководство ваших стран активнее озвучивало эти острые вопросы, например: почему в Пакистане существуют школы и лагеря, где из детей готовят террористов? И, соответственно, реагировали бы на это всеми возможными способами.
Экономически Афганистан многими нитями связан со странами Средней и Центральной Азии. Нефть, газ, электроэнергия, многие виды товаров идут в нашу страну из этих стран. Но здесь и еще более многообещающие проекты экономического сотрудничества, которые выгодны всем. Например, есть проект строительства газопровода ТАПИ, по маршруту: Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия. Другой – проект переброски в страны Южной Азии более 1000 мегаватт электроэнергии. Речь идет о производстве в Киргизии и Таджикистане электроэнергии, транзите ее через территорию Афганистана потребителям в Пакистане. Потребности в электроэнергии и других видах топливных ресурсов сегодня в Пакистане огромны. Эта страна, со 180-тысячным населением, испытывает в них огромный дефицит. С помощью Азиатского банка развития здесь намерены создать шесть транспортных «коридоров», в рамках сотрудничества стран Центральной Азии и южноазиатского региона. Задача здесь простая: прямой выход этих стран к портам Индийского океана. Через них ваши страны могут экспортировать свои товары. Три из этих шести транспортных путей должны проходить через Афганистан. Уже сегодня через дороги Афганистана ежедневно проходят тысячи тяжелых грузовиков, везущих товары к океанским портам. Поэтому здесь есть очень широкое поле для сотрудничества для наших стран, для бизнесменов.
- В некоторых влиятельных странах региона недавно сменилась власть. Грядут выборы и в Афганистане. Могут ли эти политические перемены повлиять на ситуацию?
- Я думаю, сегодня, после выборов в Пакистане и Иране, ситуация может измениться. Можно предположить, что сейчас Пакистан стоит перед дилеммой. С одной стороны - огромный дефицит электроэнергии в стране очень сильно сдерживает ее развитие. И одним из основных вызовов для вновь избранного руководителя страны, Наваза Шарифа будут эта проблема: как справиться с энергетическим кризисом. Поэтому он поддерживает проект ТАПИ, проект строительства линий передачи электроэнергии из вашего региона .
С другой стороны – у них есть проект «Талибан». И некоторые влиятельные круги в Пакистане пытаются вернуть «талибов» к власти в Афганистане. Ему придется выбирать: или энергия, или «талибы». Поэтому позиция стран Центральной Азии, на мой взгляд, должна быть принципиальной: электроэнергия – в обмен на закрытие «талибского» проекта, чтобы в Афганистане вернулись мир и порядок. Иначе Центральная Азия со временем станет жертвой талибского террора. Чтобы выполнять взятые на себя обязательства перед своими партнерами, Афганистану нужен мир, о нем мечтает каждый афганец. И здесь наши интересы совпадают с интересами ваших стран.
Конечно, с учетом всех обстоятельств, я не думаю, чтобы страны Центральной Азии могут сегодня предоставить Афганистану помощь в каких-то огромных масштабах. Однако даже небольшая помощь и поддержка афганскому народу и правительству в этот трудный час были бы очень важны.
Что касается выборов в Афганистане, то здесь важно, чтобы они были честными и открытыми, проводились бы на демократической основе. Но, к сожалению, мы не уверены, что правительство Карзая согласится добровольно уступить власть оппозиции. Мы не видим никаких сигналов к этому. Так что у нас на сегодняшний день две основных угрозы: «талибы» и Карзай.
-Большой "головной болью" для стран Центральной Азии и даже шире – России, стран Европы является большой поток наркотиков, производящихся в Афганистане. Как можно справиться с этой проблемой?
- Чтобы если не полностью прекратить, но хотя бы резко снизить наркотрафик, всем нам нужна крепкая власть и верховенство закона в Афганистане. К сожалению, в данный момент происходит ослабление всей этой государственной системы. Президент Хамид Карзай сам неоднократно нарушал законы. Именно это сегодня ухудшает ситуацию.
Есть множество подтверждений тому, что производство наркотиков расцвело в Афганистане как раз с приходом к власти «талибов». Это было и является сегодня основным источником средств для финансирования этого движения, исповедующего терроризм в качестве средства достижения политических целей. Именно «талибы», придя к власти в 2006 году дали официальное разрешение на производство наркотиков, на выращивание опиумного мака для крестьян. Они даже придумали для этого специальную налоговую систему.
После свержения «талибов» новая власть пыталась бороться с производством наркотиков. Иногда удачно, иногда неудачно. Был предпринят рад правительственных мер, чтобы заинтересовать крестьян в производстве альтернативных маку культур, например – шафрана, который очень востребован на мировом рынке. Но «талибы», когда они захватывают какой-либо регион в провинции, силой заставляют крестьян опять переходить на выращивание опиумного мака. И начинают облагать их налогами. Так финансируется терроризм. Если же «талибам» удастся вернуться к власти в Афганистане, поток наркотиков возрастет многократно. Эту опасность нужно реально осознавать.