Багдад Амреев: ИНТЕРЕСЫ КАЗАХСТАНА ЗАТРОНЕТ ЛЮБАЯ ВОЙНА
Багдад Амреев, чрезвычайный и полномочный посол
— Если 2010 год прошел под флагом председательства в ОБСЕ, то в 2011-м Казахстан возглавит не менее авторитетную международную организацию — Организацию Исламская конференция. Чего ожидать от этой миссии, какие выгоды она принесет нашей стране? — В самом деле, в прошлом году повестка дня внешней политики Казахстана была насыщенной, она не менее насыщенна и в этом году. Председательство Казахстана в ОИК в 2011–2012 годах станет качественным продолжением курса на активную многостороннюю дипломатию нашей страны после успешного руководства ОБСЕ. Когда Казахстан отстаивал идею проведения саммита ОБСЕ в Астане, основной аргумент оппонентов сводился к отсутствию повестки дня этой организации. Действительно, то, что вторая по значимости в мире международная организация не имела «повестки дня», — факт курьезный и ставил под сомнение необходимость дальнейшего функционирования этой организации. Я не склонен преувеличивать события, но факт остается фактом — Казахстан сумел после довольно долгого перерыва в практике ОБСЕ предложить достойную для этой организации повестку дня и настоял на том, чтобы наконец-то состоялся ее саммит. Это, что бы там ни говорили, большая победа Казахстана и в равной степени победа самой ОБСЕ. Казахстан не будет статистом и в ОИК, деятельность которой также нуждается в серьезном импульсе и более эффективной повестке дня. Это особенно важно для ОИК в новых международных условиях и будет, к тому же, способствовать дальнейшему укреплению авторитета и имиджа Казахстана, как в мусульманском мире, так и на Западе, добавит дополнительный вес казахстанской дипломатии и усилит роль нашей страны в решении актуальных проблем в географии ОИК. — Говорят: «Решение крупных проблем — удел крупных держав». Если взглянуть на поведение средних или малых государств, то, как правило, они и не стремятся активно заниматься глобальной политикой. Зачем это Казахстану нужно? — Если посмотреть на карту, то можно убедиться в том, что Казахстан отнюдь не маленькая держава. К тому же бывают небольшие страны, которые в силу различных факторов вынуждены заниматься глобальными вопросами. Это можно сказать о Финляндии, которая, как известно, проделала такую работу, которая существенно отразилась на укреплении климата доверия на всем европейском пространстве на долгие десятилетия вперед. Или взять роль Норвегии в урегулировании ближневосточного конфликта. А Катар, территория которого меньше Казахстана в 100 раз, а количество населения в 20 раз, вносит определенный вклад в урегулирование проблем в Палестине, Ливане, Йемене, Судане, чем снискал себе уважение в мире. У Казахстана не меньше причин и обстоятельств быть активным актором в мировой и региональной политике, что наша страна, как многие признают, неплохо делает. У нашей страны есть все основания играть ведущую роль и в исламском мире, неотъемлемой частью которого она является. Во-первых, это — самая крупная по территории мусульманская страна в мире. Во-вторых, Казахстан — единственная мусульманская страна, граничащая одновременно и с Европой, и с Россией, и с Китаем. В-третьих, мы рассматриваемся как исламским, так и западным миром в качестве одной из наиболее прогрессивных мусульманских стран, открытой внешнему миру, и в этом качестве способной играть позитивную модераторскую роль. Эти факторы значительно раздвигают политические и дипломатические возможности Казахстана. — Вернемся к делам ОИК. Вы недавно совершили турне по ряду ключевых стран ОИК в качестве Специального посланника Казахстана этой организации. В чем заключается деятельность председателя ОИК? — Формально Казахстан приступит к выполнению функций председателя ОИК 28–30 июня 2011 года, когда наша страна примет очередную, 38-ю сессию Совета министров иностранных дел стран–членов ОИК, и будет осуществлять эти функции в течение года. А на деле уже примерно за два месяца до СМИД мы начнем председательствовать на подготовительных к данному мероприятию заседаниях ОИК, как только завершится саммит ОИК в Шарм-эль-Шейхе в марте этого года. Тут надо сказать, что Совет министров иностранных дел, который Казахстан собирается возглавить, — это основной политический и рабочий орган ОИК. Деятельность председателя заключается не только в обеспечении модерирования работы СМИД. Повестка дня ОИК обычно формируется на министерских встречах, экстренные мероприятия на уровне глав внешнеполитических ведомств также проводятся под руководством председателя СМИД, который имеет возможность выдвигать особенные инициативы, формировать новые направления в деятельности организации. Министерская конференция по своей значимости и принимаемым решениям рассматривается наравне с проведением саммита ОИК, который проходит раз в три года. Мы адекватно оцениваем как возможности ОИК в качестве международной организации, так и реальные возможности влиять на сложившиеся ситуации в географии ОИК. Вместе с тем статус председательства дает Казахстану уникальный шанс внести вклад в решение ряда проблем глобального и общемусульманского характера. В этом контексте целями председательства Казахстана на глобальном уровне являются вклад в укрепление международной и региональной безопасности, продвижение мирового межцивилизационного диалога, обеспечение мирного и конструктивного взаимодействия между исламским миром и Западом, противодействие исламофобии в мире, укрепление процесса ядерного нераспространения и т. д. На общемусульманском уровне Казахстан будет добиваться повышения международного авторитета ОИК, укрепления единства и сотрудничества в исламском мире, реализации положений 10-летней Программы действий ОИК, содействия в решении различных конфликтов в исламском мире, сотрудничества в рамках ОИК в противодействии современным вызовам и угрозам, таким как терроризм, экстремизм, незаконная миграция, наркотрафик и др. Что касается национальных целей, то среди них можно назвать эффективное председательство в СМИД ОИК, выдвижение нашей страны на передовые позиции в исламском мире, усиление роли Казахстана как медиатора в урегулировании проблемных вопросов во взаимоотношениях мусульманского мира и Запада, а также расширение торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества с мусульманским сообществом, развитие взаимодействия в области науки и технологий, экологии, укрепление культурно-гуманитарного сотрудничества. — Каковы главные приоритеты Казахстана в период председательства? — Что касается главных приоритетов председательства, то в первую очередь нужно выделить проблематику межцивилизационного, межкультурного и межрелигиозного диалога. Наша страна, имеющая положительный опыт сохранения согласия и единства в обществе, продвижения глобального диалога цивилизаций, может продолжить активную политику в этом направлении, делая упор на диалог между мусульманским миром и Западом, исламом и христианством. Однако тут уместно отметить, что бесполезно говорить о диалоге цивилизаций и межконфессиональном согласии в мире без пресечения ксенофобии и дискриминации. В последнее время в ряде европейских стран растет разочарование по поводу ожиданий построить успешное мультикультурное общество и предпринимаются поспешные меры, направленные в конечном итоге против мусульман. Это вызывает ответную реакцию со стороны национальных диаспор, особенно мусульманских общин, и исламского мира в целом. Разумеется, мы должны призывать европейцев к большей терпимости и бороться против всяких фобий. Однако здесь нельзя обвинять только европейцев. Надо помнить, что они в свое время радушно приняли мусульман и сделали и делают немало для их успешной адаптации к местным обществам. Поэтому большая работа должна вестись также по линии мусульманских диаспор. Казахстан может содействовать сближению позиций сторон ближневосточного конфликта, содействию в решении затяжных конфликтов с участием государств–членов ОИК, а также продвижению процесса ядерной безопасности. Немаловажными являются вопросы противодействия терроризму и экстремизму, а также консолидации международной помощи Афганистану и Центральной Азии. Есть важные мероприятия и в экономической сфере. В частности, в Казахстане в год его председательства пройдут Общемусульманский экономический форум, своего рода «мусульманский Давос», а также ежегодная Международная конференция исламских банков. В рамках нашего председательства в ОИК будет проведен также ряд мероприятий культурно-гуманитарного направления. — Ситуация вокруг Ирана крайне неоднозначна, нагнетаются алармистские настроения, что мир находится на пороге новой войны. Каковы ваши оценки? Чем это угрожает Казахстану? — Интересы Казахстана заденет любая война, тем более если речь идет о соседнем государстве, с которым мы граничим через Каспийское море. Поэтому мы являемся последними, кто может оставаться в этой ситуации равнодушным. Все же я не думаю, что такая война может случиться в ближайшие годы, что в то же время не означает, что она обязательно произойдет в последующие годы. Президент Барак Обама пришел к власти на волне антивоенных настроений и недовольства американского народа политикой его предшественника. И после всего того, что он заявлял в ходе предвыборной кампании, да и потом, в частности, во время визитов в Турцию, Египет и Индонезию насчет мира и диалога с исламским миром, если он пойдет на войну с Ираном, даже во имя высших национальных интересов Америки и ее союзников, то это будет другой Обама. К тому же самые крупные за период после Второй мировой войны американо-европейские разногласия во многом тоже возникли на почве войны на Ближнем Востоке. Поэтому, будучи честным и искренним политиком и человеком, Барак Обама вряд ли пойдет на войну с Ираном. Разумеется, США — государство институтов, и к тому же остается вероятность того, что Вашингтон не сможет удержать под контролем ситуацию на Ближнем Востоке, в том числе в вопросе с Ираном. — Поговорим о другой перманентно горячей точке — Афганистане. Недавно было заявлено, что Казахстан планирует отправить туда своих военнослужащих — сама по себе очень болезненная тема. В чем целесообразность? — Если Казахстан примет решение отправить своих солдат в Афганистан для участия в боевых действиях против этой страны или на стороне какой-то из противоборствующих сторон, это, конечно, было бы неправильно. Думаю, на это наше правительство никогда не пойдет. А вот послать силы для выполнения миротворческих миссий или участия в обеспечении безопасности этой страны является обязанностью любого члена мирового сообщества. С той лишь оговоркой, если такое решение будет приниматься в рамках коллективных усилий ООН, с четким обозначением целей и характера решаемых задач. В такой постановке вопроса ничего плохого нет. Тем более когда дело касается близкой нам страны. — Вы долгое время проработали в арабских странах. Как сегодня арабский мир воспринимает Казахстан, насколько заинтересован в сотрудничестве с нами? — Казахстан — относительно молодой субъект международных отношений, и ожидать, что за короткое время мы сможем составить конкуренцию в арабском мире, скажем, США, Европе, Китаю либо России, было бы неверно. Разумеется, Казахстан обладает некоторыми преимуществами, как, например, общие исторические и духовные корни. Это серьезный фактор, но не решающий. Арабский мир, несмотря на свою, казалось бы, излишнюю идеологизированность, все-таки довольно прагматичен и полагается на два фундамента: первый — совпадение или близость политических интересов, второе — сильные экономические стимулы к сотрудничеству. Так вот, за последние 20 лет мы были заняты строительством своей государственности, национальной экономики, укреплением границ, выстраивали стабильные отношения с ведущими державами. Арабы же в этот период были заняты своими внутренними проблемами, пережили несколько войн. И, по большому счету, наши политические интересы напрямую не пересекались. Хотя с обеих сторон прилагалось немало усилий, и они не безуспешные, для установления партнерских взаимоотношений. В частности, большой интерес к Казахстану проявили Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Египет. Что касается экономики, то она, как известно, вещь капризная и формируется суровой реальностью. Рынок есть рынок, ничего тут не поделаешь. Обмен готовой продукцией в наших условиях — это маловероятно. Здесь имеются определенные сложности, связанные, в частности, с отсутствием коммуникаций и со схожестью экономического уклада наших стран. Одно время наблюдался инвестиционный интерес арабов к Казахстану, и в какой-то степени он сохраняется и сейчас. Нельзя забывать, что арабские страны оказали существенную и, надо сказать, беспрецедентную в истории помощь в строительстве Астаны. И пускай в этом было больше политики, нежели экономики, интересы надо искать в основном в инвестиционной сфере. — Конечно, говоря о вашей дипломатической карьере, нельзя не говорить о ее турецком периоде. Чем он больше всего запомнился? — Одним из судьбоносных событий за время моего пребывания в Анкаре стало создание в 2009 году по инициативе президента Нурсултана Назарбаева первого в истории общетюркского межгосударственного объединения — Тюркского совета. Это имеет огромное значение не только для казахстанско-турецких отношений, но и всего тюркского мира. Данный орган и другие, созданные также по инициативе нашего президента, органы общетюркской интеграции — Парламентская ассамблея, Совет старейшин и Тюркская академия — кардинально изменили взаимоотношения тюркоязычных стран и уровень сотрудничества в тюркском мире. Позитивное восприятие инициатив Казахстана в местном обществе было настолько единодушным, что президент Казахстана был назван руководством и общественностью Турции лидером тюркского мира. Логическим результатом этого стало возведение памятника казахстанскому лидеру в турецкой столице, что, наряду с присвоением ему в ходе визита в Анкару высшей государственной награды Турции, является высшей оценкой его двадцатилетней деятельности во благо Казахстана, казахстанско-турецких отношений и тюркского мира в целом. Событием огромной важности следует назвать принятие Турцией председательства СВМДА и весьма успешное проведение саммита этой организации в июне 2010 года в Стамбуле. Прошедший в октябре 2009 года официальный визит президента Назарбаева в Анкару содержал события, придавшие отношениям двух стран особый характер и динамизм. Впервые был подписан Договор о стратегическом партнерстве, который вывел двустороннее сотрудничество на совершенно новый качественный уровень. Подобных знаковых событий в двусторонних отношениях было немало. Поэтому считаю себя счастливым человеком, что стал частью выполненной нашей дипломатией работы. Мне доставили огромное удовольствие работа в этой важной и близкой для нас стране и общение с этим замечательным народом. Я весьма дорожу этим периодом своей профессиональной деятельности. Мною выпущены за этот период две книги на турецком языке, посвященные казахстанско-турецким отношениям, проблемам тюркского мира, различным международным и региональным проблемам. В следующем году планирую также издать двухтомник, в котором будет отражено становление и развитие всех аспектов сотрудничества Казахстана и Турции за 20 лет.