суббота, 30 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

"Хаос порой даже схож с анархией"

Алибек Джекшенкулов, экс-министр иностранных дел, премьер-министр теневого правительства, лидер Общенационального конгресса Кыргызстана:

 

 

 

— Итак, точка отсчета — апрель 2010-го. Прошел ровно год с момента второй революции в Кыргызстане. Уже можно, наверное, подвести некоторые итоги. Что изменилось? — Если смотреть с точки зрения общества, его социально-экономического положения, то, к сожалению, каких-то позитивных перемен не произошло. Если посмотреть с точки зрения элит, то их положение усугубилось. Поэтому состояние страны остается достаточно сложным, моральная, психологическая атмосфера весьма напряженная. Самое же главное, что существовавшее недоверие к прежней власти никуда не исчезло, люди в основной массе продолжают не доверять нынешним элитам, и этот процесс набирает обороты. Управляемость страной не восстановлена, беззаконие продолжается. Ситуация почти тупиковая, поскольку со стороны самих властей не наблюдается ответственности, как и прежде, никто ни за что не отвечает, ни за свои слова, ни за поступки. — Сейчас в этой ситуации не исключается вероятность того, не приведи Всевышний, что произойдет третья волна революции. Как вы к этому относитесь? — Сегодня никто не может дать гарантии, что Кыргызстан избежит подобного сценария. Вы, вероятно, знаете, что в нашей стране создан Общенациональный конгресс, в котором объединились более двадцати партий, не вошедшие по итогам выборов в парламент. Хотя, при объективном рассмотрении, еще большой вопрос, кто попал в парламент «по-настоящему», потому как коррупция участковых комиссий, подтасовка избирательных бюллетеней, запугивание населения, активное участие криминалитета в выборах дает основание полагать, что легитимность нынешнего парламента под сомнением. Поэтому мы в рамках Общенационального конгресса уже организовали теневое правительство и альтернативный парламент. Пользуясь поддержкой широких слоев населения, мы считаем, что имеем на это моральное право. Наша цель — поиск мирных, цивилизованных путей вывода Кыргызстана из кризиса, создание условий для его устойчивого развития. — А вообще как международные наблюдатели оценили прозрачность выборов? — Я внимательно следил за работой международных наблюдателей и пришел к неутешительному выводу, что они в основном зациклились на своих глобальных интересах либо краткосрочных перспективах. И это объяснимо: никто не хотел идти на жесткую критику выборов, что могло бы спровоцировать ненужные с их точки зрения выяснения отношений, всплески негодования в обществе. И поэтому для сохранения стабильной ситуации они закрыли глаза на недостатки, которые были. — Каким образом теневое правительство и теневой парламент осуществляют свою деятельность? Что вам удается сделать? С вами считаются? — Нами уже сделаны первые серьезные шаги. После образования теневого правительства я встречался с официальным премьер-министром Алмазбеком Атамбаевым, также прошли мои встречи со спикером парламента Ахматбеком Келдибековым. По итогам этих переговоров нам предоставлено право выступать в стенах существующего парламента по наиболее актуальным вопросам, участвовать в работе комиссий и выдвигать законодательные инициативы. Между Общенациональным конгрессом и парламентом подписано соответствующее соглашение, и это, считаю, свидетельствует о нашем конструктивном подходе к политической борьбе. Что касается действующего правительства, то достигнута договоренность, что представители Общенационального конгресса войдут в наблюдательные советы, которые имеются во всех министерствах и ведомствах. Иными словами, мы будем активно участвовать в обсуждении и принятии решений, анализе существующих проблем, критиковать и подсказывать. — Можете уточнить, какие политические движения, партии в вашем теневом правительстве объединены? — При формировании теневого правительства мы взяли за основу альтернативно-формальный принцип. В результате в наших рядах объединились партии, которые не только не вошли в парламент по итогам выборов, но и те партии и движения, которые не смогли вообще принимать участие в выборах в парламент из-за финансовых, организационных и прочих затруднений, а также беспартийные. Это достойные и уважаемые люди, профессионалы своего дела. Допустим, наш кандидат на пост министра обороны возглавлял в свое время Генеральный штаб вооруженных сил Кыргызстана. Его отстранили от дел лишь потому, что он оказался некоррумпированным чиновником и не принадлежит к какому-то влиятельному клану. Или же, к примеру, на должность министра внутренних дел у нас номинируется бывший начальник Следственного управления МВД, доктор наук, полковник милиции — умнейший и порядочный человек, настоящий патриот. Все эти люди, наши соратники, востребованы страной и способны взять на себя груз ответственности в сложное для страны время. Поскольку формирование правительства еще не закончилось, мы хотим продемонстрировать обществу и нынешним властям, что правительство, прежде всего, должно быть профессиональным, и в нем должны работать чистоплотные люди — это самая главная панацея выздоравливания общества. Неважно, как говорят, парламентская у нас республика или президентская. В конце концов, страной управляют прежде всего живые люди, а не законы. — В таком случае каков уровень «чистоплотности» нынешнего руководства Кыргызстана? Какова степень его контроля со стороны СМИ, общества? — Сегодня конкретно кого-то обвинять сложно — для этого должна быть мощная доказательная база. Но факт, что большинство нынешних руководителей были в старой коррумпированной криминальной системе, ясно, какую-то роль они играли тоже. А вот что касается контроля, наши СМИ имеют определенную свободу действий. Хотя здесь надо сделать поправку на то, кто является собственником тех или иных газет, телеканалов. Во-вторых, что самое печальное, даже те скандальные истории, которые выливаются на страницы печати, не имеют продолжения. Руководство страны практически не реагирует на подобные публикации, хотя, полагаю, ему придется это сделать. — Со времени возникновения парламентской республики прошло всего полгода. Как этот эксперимент у вас приживается? Больше плюсов или минусов? — Мое личное мнение — пока минусов больше. Все стало еще запутанней. Если прежде, допустим, распределением ресурсов, портфелей занималась одна семья, то теперь их несколько. Люди, бизнесмены при возникновении проблем попросту не знают, к кому идти, если идут к одному клану, то возникают препоны со стороны другого. — То есть вместо одного президента появилось 120 мини-президентов — кажется, столько у вас депутатов? — Да. И такой хаос порой даже схож с анархией. — А насколько эффективен сейчас процесс принятия решений, законов в парламенте? Там больше «говорильни» или удается законы принимать? — Законы иногда принимают, но их эффективность, реализация почти нулевая. Истинным хозяином положения является не народ, как должно быть, а, как и раньше, государственный аппарат. Демократические преобразования, в высоком понимании этого слова, наталкиваются на элементарные социально-экономические проблемы: бедность, коррумпированность, криминал, рост наркотрафика, торговля оружием и т. д. Ощутимых подвижек в преодолении этих зол не видно. — Какова же роль во всем этом Розы Отунбаевой, может она как глава государства, пускай и с усеченными полномочиями, контролировать ситуацию? — Пока нельзя сказать, что она что-то контролирует, хотя бы в тех рамках, которые определены новой Конституцией. К такому выводу я прихожу из конкретных действий правительства — да, оно пытается что-то делать, но все пробуксовывает. — По поводу предыдущего президента Курманбека Бакиева. В первые месяцы после революции временное правительство стремилось вернуть его, его сына Максима и других родственников в Кыргызстан, чтобы предать суду. Со временем, такое ощущение, запал исчез. Как сейчас обстоит дело с этим вопросом? — Вообще в кыргызском обществе есть большое желание добиться его выдачи, но каких-то усилий, мероприятий, даже элементарных предпосылок для этого лично я не вижу. Почему? Видимо, потому, что сегодняшняя власть озабочена не проблемами общественности, а проблемами сохранения власти. И в этом беда нашего государства. — «Фактор Бакиева» как-то сказался на кыргызско-белорусских отношениях? — В определенной степени, конечно, холодок между двумя странами прошел. Но мы все понимаем, что межгосударственные, международные взаимоотношения гораздо выше, чем интересы отдельной личности, пускай это и бывший президент. — Насчет глубинных мотивов «второй тюльпановой революции» выдвигалось множество версий, в том числе и связанные с влиянием внешних сил, например России. Ваше отношение к этому как специалиста в области международных отношений? — Сложно судить однозначно, поскольку нет четких доказательств, а я привык оперировать фактами. Все, что мы имеем, это в основном лишь домыслы и рассуждения. Вместе с тем я думаю, что как международный игрок Бакиев перестал удовлетворять не только Россию, но и все мировое сообщество. Долгое время он пытался заигрывать между мировыми державами, между региональными влиятельными странами, и в итоге внешняя политика Кыргызстана оказалась весьма слабой и безответственной. — Каковы сегодня авторитет и влияние России у официального Бишкека и простых граждан Кыргызстана? — Скажу, прежде всего, с позиции наших граждан. Для них Россия продолжает оставаться страной с высоким авторитетом. Это и общая история, культура, торговые и экономические связи, многое другое. Кроме того, вы, наверное, сами знаете, что на сегодняшний день почти миллион кыргызстанцев находятся на заработках именно в России. Один из главных источников доходов у нашего населения — деньги, которые присылают из России своим семьям гастарбайтеры. Если говорить о позиции элит, то их внешнеполитические предпочтения зачастую зависят не от государственных, а личных интересов. Соответственно, помимо российского, немало представителей элиты подвержены американскому, европейскому или турецкому влиянию. Сказать, что сейчас руководство страны имеет какой-то ясный ориентир, сложно, хотя декларируется разное. То, что происходит в реальной политике, — это же самая главная оценка. — В таком случае как складываются отношения кыргызского правительства с США, в частности очень интересует судьба авиабазы «Манас»? — Положение далеко не однозначное. Вот представьте, Отунбаева едет в Америку и непонятно какие дает там обещания, параллельно Атамбаев едет в Россию, и тоже неизвестно, о чем договаривается. То есть нет системы, нет единого подхода к внешним факторам, о многих из которых, в силу известных причин, я не вправе распространяться. Что же касается авиабазы в Манасе, то она пока существует и процветает. — Принято считать, что в событиях прошлого года большую роль сыграл Казахстан, особенно в обеспечении безопасного переезда Бакиева через Казахстан дальше в Белоруссию. Как вы считаете, насколько помогло казахское миротворчество? — Во-первых, здесь надо понимать, что в Кыргызстане к Курманбеку Бакиеву относятся по-разному: на юге — весьма лояльно, на севере — нетерпимо. Остается только догадываться, к каким последствиям могло привести дальнейшее нахождение экс-президента в стране. Во-вторых, и на севере, и на юге авторитет Казахстана и лично президента Нурсултана Назарбаева очень высокий. Мы хорошо видим достижения Казахстана в экономике, успехи во внешней политике, в частности проведение саммита ОБСЕ в Астане, назначение Касым-Жомарта Токаева на высокий пост в ООН. Все эти моменты позволяют воспринимать вашу страну в качестве регионального лидера. Ну и, разумеется, огромную роль играют братские отношения между нашими странами, коими мы дорожим и заинтересованы их развивать. — У Кыргызстана серьезные проблемы не только в политике, но и экономике. Какой конкретно помощи ваша страна ждет от Казахстана? — От Казахстана мы ждем всеобщую поддержку во всех направлениях. Именно поэтому я специально прибыл сюда, чтобы подробно рассказать о трудностях, с которыми мы сталкиваемся, чтобы наши казахские коллеги лучше понимали ситуацию в Кыргызстане. — Недавно ваш премьер заявил о заинтересованности Кыргызстана войти в Таможенный союз. Как это будет совмещаться с членством в ВТО? — Мне кажется, что в свое время Кыргызстан поспешил с вхождением во Всемирную торговую организацию. Невыгодные условия членства при нашем отсталом производстве, с нашим слабым экспортным потенциалом нашей экономике фактически ничего не дали и не дают. Поэтому наше присоединение к Таможенному союзу России, Казахстана и Беларуси, с одной стороны, и ответное движение России и Казахстана к членству в ВТО — с другой будут способствовать росту наших экономик и интеграционных процессов. — Последний вопрос. Очень больная тема — непростые отношения между кыргызами и узбеками, особенно после прошлогодних столкновений в Кыргызстане на межэтнической почве. Как сегодня решается эта проблема и каковы в свете этого взаимоотношения на государственном уровне с Узбекистаном? — Последствия прошлогоднего конфликта на юге преодолеваются очень трудно. Нужно время, необходимо провести глубокую и основательную работу, чтобы люди забыли горечь, страх, обиды, ведь пострадали обе национальности. В такой ситуации обвинять одну из сторон может только тот, кто ничего не понимает в жизни. На самом деле в том, что произошла трагедия, виноваты прежде всего политики, их непомерные амбиции. Сейчас в нашем обществе предпринимаются меры, чтобы восстановить добрые, дружественные отношения между народами, хотя, повторяю, этот процесс очень труден. Что касается двусторонних отношений Кыргызстана с Узбекистаном, то они на сегодняшний момент, насколько мне известно, находятся в замороженном состоянии. Каких-то реальных сдвигов не наблюдается. Однако, надеюсь, и узбекское руководство, и наше нынешнее правительство осознают важность шагов навстречу друг другу.
Оставить комментарий

Политика

Железная Роза Железная Роза
Редакция Exclusive
23.03.2011 - 20:19
Сукины дети Сукины дети
Редакция Exclusive
23.03.2011 - 18:54
РЕФЕРЕНДУМ РЕФЕРЕНДУМ
Редакция Exclusive
01.03.2011 - 11:24
Страницы:1 2