Парламент РК готов противостоять религиозному экстремизму
Парламент Казахстана готов поставить законодательный заслон распространению религиозного экстремизма в стране. Об этом сообщил председатель Сената Парламента РК Кайрат Мами 22 июня в Астане, передает ИА Новости-Казахстан.
«Религиозный экстремизм и разжигание межнациональной розни у нас по Конституции, по закону запрещено. И считаю, что этим явлениям необходимо ставить, если такие поползновения будут, своевременный законодательный заслон», - отметил К.Мами на пресс-конференции.
«И мы, как депутаты, готовы со своей стороны своевременно реагировать на происходящие процессы, если такая необходимость возникнет», - сказал он.
Досым Сатпаев, к.п.н., директор «Группа оценки рисков»:
«Если речь идет об экстремисткой деятельности, в целом об экстремистских идеях, в Казахстане они, конечно, есть. В пользу этого говорит тот факт, что на за 20 лет на территории страны уже задерживались представители организаций, которые входят в список запрещенных. Это и представители Исламского движения Узбекистана, некоторых сепаратистских организаций Китая, участники боевых действий на Кавказе, представители «Хисб-ут-Тахрир аль-Ислами», были опасения о присутствии на территории РК представителей других организаций из Центральной Азии (ЦА).
Экстремизм, как одна из радикальных политических идеологических форм, существует практически во всех странах мира. В Казахстане, кроме известных международных экстремистских организаций, которые действуют и в странах ЦА, есть свои собственные. Они действуют более скрытно, базируются на разных идеологических основах, может быть и некий микст религиозного, националистического и пр. идейного воззрения. Очень часто их могут возглавлять авторитарные харизматические лидеры. Но в своей основе они закладывают радиальную форму деятельности, связанную с борьбой с действующим режимом.
При этом эта борьба не обязательно должна вестись через террористические акты. Экстремизм на то и экстремизм, что в качестве одного из инструментов борьбы может использовать идеологическую работу с населением, активно наращивая количество сторонников, сочувствующих. При определенном количественном росте этих сторонников данная экстремистская организация может претендовать на роль серьезной политической силы.
В этом плане ситуация в Казахстане тревожная, поскольку определенный процент населения чувствует себя чужими на этом празднике жизни. Многие молодые люди не видят перспектив. При наличии такого контингента всегда появляются желающие использовать протестные настроения, переведя их в русло тех или иных экстремистских идей.
И, скорее всего, мы увидим активизацию экстремистских организаций в «постназарбаевский период». Когда будет происходить смена власти некоторые экстремистские структуры, я думаю, попытаются использовать эту ситуацию для достижения политических результатов. Я даже не исключаю, что в этом плане они попытаются опереться на некоторых представителей нашей элиты.
Экстремизм имеет разные формы: он может быть направлен против представителя другой нации, против представителя власти, и не обязательно базироваться на каких-то религиозных воззрениях. Но, как показывает практика, неподготовленных людей легче всего мобилизовать под двумя лозунгами: националистическим и религиозным. Мировой опыт говорит о том, что националистические и религиозные идеи могут перекликаться и быть параллельными. Но они являются лучшим «крючком», чтобы вылавливать сторонников среди людей, считающих, что жизнь несправедлива, а делать что-то надо.
Количество этих людей увеличивается, но, со стороны госструктур, на мой взгляд, нет какой-то целенаправленной работы по профилактике. Мы можем видеть только определенные силовые методы: аресты, запреты. Профилактика же предполагает системную работу всех заинтересованных структур. Один депутат здесь ничего не сделает – принятие закона и его реализация – это абсолютно разные вещи.
Когда я говорю о профилактике, я имею ввиду более долгую и системную работу по снижению протестных групп, которые в перспективе могут участвовать в экстремистских террористических организациях. Для этого, на мой взгляд, необходимо повысить уровень жизни в стране, дать широкий доступ молодым людям к качественному образованию.
Наличие среднего класса в Казахстане (а он у нас, к сожалению, имеет очень низкий процент), наличие более широкого круга людей с хорошим образованием, вера в то государство, где они живут, и вера тому государству, которое их в какой-то степени контролирует через те или иные механизмы - являются залогом того, что ситуация может держаться под контролем.
Это все предполагает активную работу правительства, парламента, конкретных министерств и ведомств. Кроме того, потребуются очень серьезные финансовые вложения. СМИ, в свою очередь, должны проделать большую работу, активно просвещая людей, а не нагнетая страхи».