«РАХАТГЕЙТ» Сериал продолжается
Это уже превратилось в некий третьесортный сериал. Краткое содержание предыдущих серий: Казахстан требует от Австрии экстрадиции Рахата Алиева, та опять отказывается.
Доводы австрийской стороны не лишены логики, в том числе связаны с объективностью и беспристрастностью казахстанского правосудия. Но это лишь часть проблемы, которая, тем не менее, не снимает с повестки дня необходимость приведения нашей судебной системы в соответствие с цивилизованными нормами. Попутно возникает ряд других вопросов. Обращает на себя внимание, например, тот факт, что Вена, в общем-то, не оспаривает обвинения, выдвинутые в адрес Алиева, и свой отказ мотивирует процедурными, отчасти политическими, моментами. Что в этом случае мешает уже австрийскому правосудию организовать тот самый объективный и беспристрастный процесс на своей территории? Подобных прецедентов в мировой практике предостаточно. Мало того, европейские суды не прочь выносить вердикты касательно иностранных граждан далеко за пределами еврозоны. Так что мешает?
Ошибочно полагать, что европейских, в частности австрийских, судей и прокуроров можно запросто купить. Хотя полностью отметать данную опцию тоже нельзя. Все зависит лишь от ставок в игре в духе известной поговорки «Что нельзя купить за большие деньги, можно купить за очень большие деньги». При этом имеется в виду отнюдь не только и даже не столько финансовая сторона дела. Гораздо важнее понимать, под чью дудку пляшет сегодня официальная Вена. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться — под американскую. Потому как Австрия уже давно лишилась признаков самостоятельного государственного мышления и привыкла ставить знак равенства между своими взглядами на окружающий мир с тем, какой вид открывается из окон Белого дома. Следовательно, депеши с требованиями выдачи Алиева гораздо целесообразнее было бы слать не в альпийскую республику, а, как минимум, в Госдепартамент США. Отсюда следующий вопрос: увенчаются ли такие попытки успехом?
Австрийские (читай американские) чиновники не лукавят, когда разводят руками, мол, процесс над Рахатом Алиевым политически мотивирован. С той только оговоркой, что если для Казахстана это вопрос внутриполитический, то для Вашингтона и прочих — прежде всего внешнеполитический. Дело в том, что оскандалившийся зять в глазах западных кукловодов давно перестал быть просто высокопоставленным перебежчиком. Он — носитель сверхсекретной информации, он же — обладатель массы компрометирующих материалов на представителей отечественной элиты, он же — джокер в переговорах с Астаной, который, надо полагать, способен побить любую карту, он же — чертик из табакерки, которого приберегают до поры до времени, чтобы тот выскочил в самый нужный момент. А теперь поставьте себя на место наших американских друзей, пускай и сильно озабоченных состоянием демократии в мире. Вы бы отдали столь ценный источник по первому запросу? Это как в одном старом фильме: «Вы, мадам, не женщина, вы — аргумент, который появился в самый подходящий момент». Поэтому, может, повторяюсь, но в решении вопроса, быть суду над Алиевым или нет, главную скрипку, к сожалению, играют не преступления, которые ему инкриминируются, а большая политика. Причем в этой истории Астана заведомо находится в проигрышной позиции.
Возникает последний вопрос: как такое вообще стало возможным? Вроде бы ответы на него давно известны, да толку мало. Сериал продолжается. А сколько сериалов будет еще?