Туркменистан: Афганский вопрос, оценка перспектив и рисков
Раиса Казиева, д. э. н., профессор, Казахский экономический университет им. Т. Рыскулова
Туркмения во внешнеполитической стратегии придает большое значение развитию отношений с Афганистаном как с соседней страной, общая граница с которой имеет протяженность около 900 км (в основном равнинной местности). Между двумя странами подписано двадцать соглашений, на основании которых открыты посольства и консульства двух государств, развиваются торгово-экономические отношения, о чем свидетельствует неуклонный рост внешнеторгового оборота между ними. Наибольший объем торговли между этими странами занимает экспорт туркменских товаров — электроэнергия, сжиженный газ, нефтепродукты, продукция сельского хозяйства, текстильной и химической промышленности, изделия и лом черных и цветных металлов.
Электроэнергетика
Туркмения поставляет Афганистану по льготной цене сжиженный газ и электроэнергию (по 2 цента за Квт/ч).
Всего Туркмения поставляет в настоящее время в Афганистан 50−60 Мвт электроэнергии.
Туркмения планирует в пять раз увеличить поставки электроэнергии в Афганистан. Постановление о развитии соответствующей инфраструктуры и строительстве ЛЭП подписал президент Г. Бердымухамедов.
Планы Туркмении по расширению энергетической инфраструктуры с целью последующего вывода и подключения к мощностям на афганской территории озвучены главой государства на 65-й сессии Генеральной ассамблеи ООН в сентябре 2010 года.
Постановлением президента национальной компании «Туркменэнерго» разрешено заключить контракт стоимостью $390,5 млн с турецкой компанией Lotus Energy на строительство 125-километровой высоковольтной ЛЭП МарыГРЭС–Атамурад–Андхой (Афганистан). Строительство завершится в сентябре 2013 года.
Планируется в два этапа построить более мощную инфраструктуру в Марыйской и Лебапской областях, что позволит в пять раз — до 300 МВт — увеличить поставки в Афганистан и начать экспорт электроэнергии в Пакистан и Таджикистан. На втором этапе предусматривается построить еще одну ЛЭП-500 Сердар–Зергер–Атамурад протяженностью 300 км.
Транспорт и связь
Туркмения готова оказать Афганистану содействие в развитии транспортной инфраструктуры.
Инициатива по реализации проекта строительства двух участков железной дороги: 85-километровой линии Атамырат–Имамназар на территории Туркменистана и 35-километровой линии от Имамназара до населенного пункта Акина на территории Афганистана.
В настоящее время страны связывает лишь 10-километровая ветка от туркменской Кушки до афганского Торагунди (в провинции Герат построена в 1960 г. и реконструирована в 2007 г.).
Гуманитарные проекты
В качестве отделения Гуманитарной ассоциации туркмен мира (ГАТМ) в Афганистане действует Культурное общество афганских туркмен им. Махтумкули Фраги.
В уезде Гарамгол северной афганской провинции Фарьяб открыт Дом здоровья, построенный Туркменистаном. Он оснащен необходимым медицинским оборудованием и инвентарем и позволяет оказывать местному населению медицинскую помощь на современном уровне.
Президент Туркмении принял решение оказать гуманитарную помощь Афганистану. Министерству здравоохранения и медицинской промышленности Туркмении предписано обеспечить за свой счет Дом здоровья провинции Фарьяб Афганистана лекарственными и медицинскими средствами.
В качестве безвозмездной гуманитарной помощи в селе Хазара-Токай района Шордепе Балхского велаята Афганистана Туркмения также ведет строительство современной школы на 400 ученических мест.
Газопровод Туркмения–Афганистан–Пакистан–Индия (ТАПИ)
Высокая степень заинтересованности Туркмении в скорейшем налаживании мирной жизни в Афганистане имеет и прагматический характер. Еще с 90-х годов прошлого века в Туркмении велись исследовательские работы, связанные со строительством Трансафганского газопровода. Газопровод должен поставлять туркменский газ в Пакистан и Индию через территорию Афганистана. В свое время нестабильная ситуация в Афганистане заставила участников проекта отложить его реализацию. Сегодня ситуация такова, что шансы проекта Трансафганского газопровода на реализацию повышаются.
Актуальность проекта газопровода ТАПИ для Туркменистана в настоящее время связана прежде всего с последствиями резкого падения спроса на газ в Европе и соответственным снижением Россией закупок туркменского газа. Если до 2009 года Туркменистан экспортировал более 50 млрд кубометров газа ежегодно, из которых 80% приходилось на долю России, то в 2010 году — около 30 млрд в Китай по более низким ценам. В результате бюджет страны испытывает недостаток денежных средств. Цены на потребительские товары в стране выросли более чем вдвое, многие государственные расходы, в том числе на социальные программы, существенно урезаны. Выход из сложившейся ситуации официальный Ашгабат ищет в диверсификации поставок на внешние рынки.
Проект строительства газопровода ТАПИ
По этому газопроводу протяженностью 1735 км ежегодно планируется осуществлять поставки туркменского природного газа с Довлетабадского месторождения в объеме 33 млрд куб. м. Сырьевой базой проекта может стать также месторождение Южный Иолотань-Осман, ресурсы которого, по последним оценкам, превышают 21 трлн кубометров газа. Согласно технико-экономическому обоснованию проекта, газопровод ТАПИ пройдет через провинции Герат и Кандагар (Афганистан), район Кветта (Пакистан) и достигнет населенного пункта Фазилк (Индия) на пакистанско-индийской границе. Стоимость сооружения ТАПИ оценивается приблизительно в $7,6 млрд.
В марте 2011 года в Исламабаде состоялось четырехдневное заседание технической рабочей группы по проекту строительства газопровода ТАПИ с участием ведущих специалистов стран-участников этого транснационального газотранспортного проекта, а также представителей Азиатского банка развития (АБР). Участники встречи обсудили проект соглашения о купле-продаже туркменского природного газа, который будет транспортироваться по будущему трубопроводу. По словам директора департамента энергетики и природных ресурсов Азиатского банка развития Пила Бае Сонга, поставка природного газа по трубопроводу ТАПИ начнется в 2016 году. АБР является главным сторонником реализации этого проекта.
По словам президента Туркменистана Г. Бердымухамедова, реализация проекта открывает для всех его участников огромные перспективы: будут созданы надежные международные механизмы защиты и безопасности энергопоставок, обеспечены долгосрочные потребности экономики Пакистана и Индии. Трубопровод способствует также восстановлению разрушенной многолетней войной экономики Афганистана.
ТАПИ и выгоды для Афганистана
Первая и самая главная выгода строительства мощного газопровода в Афганистане состоит в том, что война в Афганистане в перспективе может стать невыгодной. Тому есть следующие предпосылки.
1. Диверсификация экономики Афганистана как объективная необходимость.
Мононаправленность экономики Афганистана выглядит угрожающе. Производство наркотиков опийной группы составляет основу экономики и является сегодня единственной конкурентоспособной статьей экспорта этой страны. По разным оценкам, от полумиллиона до двух миллионов афганцев заняты выращиванием опийного мака, экстрагированием опия, транспортировкой, переработкой и доставкой героина.
Президент Афганистана в недавнем интервью откровенно заметил, что героин составляет от 60 до 80% ВВП Афганистана. При этом он признал, что эта торговля представляет опасность не меньшую, чем терроризм, и его сограждане «объявят джихад наркотикам».
Объективной предпосылкой подобного рода заявлений служат и экспертные данные относительно ситуации и тенденций в международной наркоторговле.
Общая тенденция развития наркорынка такова.
• Наркотики каннабиоидной группы (марихуана, гашиш) и несинтетические опиаты (опий-сырец или опиум) постепенно замещаются синтетическими депрессантами опийной группы — героином-основанием и героином-гидрохлоридом, а также жидким экстрактом диацетилморфина («Слеза Аллаха»). При этом после начала «контртеррористической операции» США и их союзников в Афганистане цены на героин стали падать. В 2003–2005 годах высококачественный героин-гидрохлорид появился на рынке по демпинговым ценам.
• Доля синтетических наркотиков постоянно растет. Отмечается рост в мире нарколабораторий, производящих синтетические наркотики (эфедрон, первитин, фентанил и т. п.). На рынке появляются все более сильнодействующие из них (например, высокоактивный синтетический наркотик этонитазен, превосходящий по наркотической активности героин в 250–300 раз).
2. В случае если газ, поступающий по газопроводу ТАПИ, будет направляться для нужд добычи редкоземельных металлов, широко востребованных в электронной промышленности, то на арену выступят участники международного рынка электроники. Это сила, которая затрагивает интересы и доходы очень крупных стейкхолдеров, способна противостоять наркорынку.
Одним из участников новой «Большой игры» за редкоземельные металлы собирается стать Индия (один из наиболее заинтересованных в проекте ТАПИ участников: на сегодняшний день Индия готова закупать у Туркменистана порядка 18 млрд кубометров газа в год, с возможностью увеличения объемов).
Индия стремится стать важным поставщиком редкоземельных металлов, поскольку Китай сокращает их экспорт. Для добычи руд и переработки в концентрат требуются дополнительные мощности, а это ставит проблему получения топлива для генерации энергии. Газ — наилучшее решение.
Исходя из анализа рыночной ситуации на перспективу, необходимость диверсификации экономики Афганистана становится все более очевидной и актуальной (с прагматической точки зрения, в первую очередь).
Успешная реализация проекта ТАПИ позволит Афганистану получить доступ к большому количеству эффективного топлива. Это, в свою очередь, разнообразные возможности в направлении диверсификации экономики, например, строительство новых электростанций и развитие энергетики.
Электрификация создает возможности для улучшения уровня жизни населения, развития производства, для разработки многочисленных полезных ископаемых, имеющихся в Афганистане.
Есть, в частности, мнение специалистов, утверждающих, что Афганистан обладает существенными запасами редкоземельных металлов и страна может пополнить список крупных поставщиков этого сырья на мировой рынок.
Туркмения считает скорейшее урегулирование внутриафганского конфликта одной из ключевых проблем региона. Туркменская сторона выступает одним из инициаторов межафганского диалога. Несколько раундов переговоров по урегулированию ситуации в Афганистане уже прошли в туркменской столице. Президент Афганистана Х. Карзай летом 2010-го провозгласил курс на национальное примирение. Он заявляет о готовности и намерении пригласить к участию в переговорах талибов, за что подвергся на Западе достаточно резкой критике.
Однако в настоящее время известно о прямых переговорах между США и талибами. Немецкий эксперт по Афганистану Томас Руттиг (Thomas Ruttig) считает, что такие переговоры должны проводиться в интересах тех афганцев, которые выступают против войны и кровопролития на их земле. Но при этом Руттиг справедливо подчеркивает в интервью Deutsche Welle, что это не должен быть диалог лишь с «Талибаном», это «должны быть переговоры, включающие все значимые политические силы и социальные страты афганского общества и отражающие интересы большинства афганского населения».
В свою очередь, «Талибан» состоит из различных крыльев и представляет достаточно широкий спектр взглядов на будущее Афганистана, на методы борьбы с противниками и т. д. Например, в 2007–2008 годах внутри движения, по словам Томаса Руттига, развернулась острая дискуссия о том, в какой мере допустимо с точки зрения ислама самоубийство и использование террористов-смертников в ходе террористических операций. Ряд представителей движения «Талибан» остались при мнении, что такой способ борьбы недопустим. Это означает, что среди талибов нет абсолютного единства по принципиальным вопросам. Более того, ряд источников в Афганистане, а также западные и российские эксперты в течение последних лет указывали на то, что политическое руководство движения, в отличие с конца 1990-х — начала 2000-х годов, более не осуществляется из единого центра.
Согласно публикациям в СМИ, Вашингтон и Кабул предлагают «Талибану» отказаться от применения насилия, признать афганскую конституцию, и в частности сформулированные в ней права женщин, национальных меньшинств и т. д. В свою очередь, представители «Талибана» требуют освободить два десятка заключенных из американской тюрьмы в Гуантанамо, вывести все иностранные войска из страны и гарантировать присутствие движения «Талибан» во властных структурах на значимых ролях. Кроме того, талибы предложили открыть представительство движения в одной из стран, чтобы осуществлять через него официальные контакты.
В западных СМИ высказывается точка зрения, что на конференцию по Афганистану, намеченную на декабрь 2011 года в Бонне, уже могут быть приглашены представители талибов. МИД ФРГ не комментирует это предположение, однако указывает, что на сей раз ответственной за мероприятие будет не Германия, а правительство Афганистана.
Развитие отношений Туркмении с Афганистаном: оценка перспектив и рисков
Строительство и модернизация отношений с Афганистаном на принципах гуманизма и здравого прагматизма с позиции Туркменистана, безусловно, требует учета всех актуальных факторов, позитивных (for) и негативных (against), а также разработки и внедрения адекватной политики на этом направлении международной политики.
Используя анализ поля сил как инструмент, позволяющий систематизировать все действующие факторы, приведем список наиболее значимых из них.
Итак, позитивные факторы, выступающие на стороне развития и модернизации туркмено-афганских отношений:
• необходимость диверсификации внешней политики, уход от моновлияния традиционно крупных участников современной «Большой игры»;
• диверсификация экспорта газа, расширение инфраструктуры — актуальнейшая задача для современного Туркменистана;
• совпадение на данном историческом этапе политэкономических интересов Туркмении в Афганистане с интересами США, Европы и иных действующих и потенциальных участников процесса (например, Индии, Пакистана);
• этническая, религиозная, культурная близость туркменского и афганского народов (данный фактор многократно усиливается численностью этнических туркмен, проживающих в Афганистане).
• Риски активизации внешнеполитической деятельности в афганском направлении для Туркменистана связаны со следующими факторами: относительно малый опыт участия в «Большой игре» (постсоветские годы независимости) и вероятность, уйдя из-под влияния одного крупного политического игрока (России), попасть под влияние других, так и не став самостоятельным и авторитетным участником международного процесса в Центральной Азии (не очень крепкие и дружественные отношения между экс-советскими странами ЦА значительно усиливают данный фактор);
• политическая нестабильность в Афганистане приводит к необходимости выстраивать сложную систему взаимоотношений не только с правительственными, но одновременно и с оппозиционными силами, обладающими реальной властью и влиянием в данной стране;
• угрозы дальнейшего распространения наркотрафика, безусловно, беспокоят политические круги Туркмении, поскольку этот процесс, кроме того, тесно связан с экспортом терроризма;
• присутствует определенная социально-психоло-гическая настороженность туркменского общества в отношении Афганистана (см. справку ниже);
• негативное мнение мирового сообщества в связи с противоречивостью внешней политики Туркменистана, пытающейся совместить принципы «позитивного нейтралитета» (невмешательства, неприсоединения) и «открытых дверей» для военных сил США и НАТО.
Справка
Социологическое онлайн-исследование «Геополитические предпочтения интернет-сообщества Туркмении» (проведено 12–18 марта 2008 года).
Общий объем выборки — 472 респондента.
Выборочная совокупность представляет активных пользователей международной компьютерной сети Интернет Туркменистана.
Восток — дело тонкое
Восточных политиков всегда отличали прагматизм, дальновидность и сложный расчет. Именно эти качества сейчас как никогда нужны для культурного и экономического возрождения Афганистана, решения внешнеполитических и экономических задач Туркменистана, мира и взаимовыгодного сотрудничества в Центральной Азии.
Политика
Геополитические интересы Узбекистана в условиях формирования новой среды безопасности в Центральной Азии: афганский фактор
Геополитические интересы Узбекистана в условиях формирования новой среды безопасности в Центральной Азии: афганский фактор