Мажилисмен предложил переселять в РК больше оралманов
Для решения демографической проблемы в Казахстан следует переселять как можно больше оралманов. С таким предложением выступил депутат мажилиса парламента Уалихан Калижанов, передает КАЗИНФОРМ.
«В 90-х годах на долю нашего государства приходилось только 0,4% от общего числа международных мигрантов. В то же время, численность населения Казахстана составляет только 0,003% мирового населения. Разница - более чем в 100 раз. В результате миграции в Казахстане был потерян естественный прирост населения», - сказал У.Калижан на заседании Социального совета при фракции НДП «Нур Отан» в мажилисе парламента РК.
По его словам, в 90-е годы численность населения РК сократилась почти на 2 млн. человек, что является большой проблемой для нашей страны.
Василий Мисник, эксперт Института политических решений:
«Прежде чем затрагивать существо вопроса, хотелось бы выразить некоторое недоумение приводимыми мажилисменом расчётами. Исходя из предложенной логики, стократное превышение доли Республики Казахстан в мировых миграционных потоках по сравнению с её же долей в мировом народонаселении должно быть как-то снижено — либо за счёт снижения миграционных потоков, либо за счёт роста населения. Однако предлагаемое решение по росту населения — привлечение оралманов — неизбежно будет означать одновременное увеличение миграционных потоков, так что чаемого снижения соотношения долей не произойдёт.
Демографические проблемы Казахстана не являются чем-то уникальным и не сводятся к эмиграции населения, хотя и усугубляются ею. Главная причина снижения темпов роста населения в во всём мире в XX веке — это переход в развитых странах, в первую очередь в городах, к модели нуклеарной семьи, активное вовлечение женщин в экономику, планирование деторождения и смещение его на более поздние сроки, а также государственная система социального обеспечения в старости. Разумеется, в разных странах этот переход идёт с разной скоростью и общие темпы естественного прироста населения зависят, в том числе, от историко-культурных факторов и от социальной политики государства в этой области. Причём если государство ставит перед собой задачу увеличения роста населения, то основной упор делается на стимулирование рождаемости, хотя очевидно, что какой-либо эффект будет заметен только через несколько лет, а прямую экономическую выгоду можно ожидать извлечь не раньше, чем лет через двадцать. В то же время рост населения за счёт снижения смертности всегда будет происходить сразу же. Но подобные меры почему-то очень редко привлекают внимание тех, кто высказывает озабоченность численностью населения Казахстана. Убыль населения за счёт массового отъезда русского и русскоязычного населения из Казахстана в 90-х годах была вполне предсказуема, важнее другое — то, что эта группа всё ещё представляет значительную долю населения, но в условиях стабилизации социально-экономической ситуации темпы её убыли значительно снизились.
В настоящее время основной, хотя и во многом потенциальный, т.е. не определяемый в рамках простых экономических расчётов, ущерб развитию Казахстана наносит эмиграция не столько по этническому признаку, сколько по «квалификационному». Т.е. уезжающие в массе своей — квалифицированные специалисты, которые недовольны теми перспективами, которые существуют для них (или для их детей) в Казахстане. К ним следует приплюсовать «невозвращающихся» студентов, которые сразу трудоустраиваются за рубежом. Заменить этих специалистов проживающие за рубежом казахи-оралманы в случае своего возвращения вряд ли смогут не раньше, чем лет через двадцать, даже если не предполагать дальнейшей деградации образовательной системы в Казахстане под воздействием в том числе и эмиграции. Пока же оралманы в массе своей пополняют ряды бедного сельского населения, внутренних мигрантов и жителей городских окраин, увеличивая долю экономически невостребованного «самозанятого» населения и социальную напряжённость. Именно такое население, в частности, является мишенью для пропаганды экстремизма — религиозного, социального, этнического — пропаганды как доморощенной, так и ведущейся из-за границы.
При этом не следует забывать, что даже в чисто количественном отношении потенциальные оралманы составляют от силы 2,5 млн человек: 1,5 млн - в Китае, около 1 млн - в Узбекистане, 100.000 - в Монголии и 50.000 - в Туркменистане».
Политика
Геополитические интересы Узбекистана в условиях формирования новой среды безопасности в Центральной Азии: афганский фактор
Геополитические интересы Узбекистана в условиях формирования новой среды безопасности в Центральной Азии: афганский фактор