«Наше кредо — простота и доступность для каждого потребителя»
В Казахстане появился сенсационный IT-продукт — социальная скоринговая сеть Netscore. Его внедрение совершит революцию в области предоставления услуг населению. В чем же его уникальность? Об этом Exclusive рассказывает руководитель проекта Айман Турсынкан.
— Уникальность нашей социальной скоринговой сети не только в том, что мы используем технологические наработки своего собственного производства, не имеющие аналогов в мире. Уникальность — в совместном использовании узкоспециализированных технологий для массовых, общедоступных услуг. Наша сеть обрабатывает запросы любого казахстанца таким образом, чтобы получать максимально точный результат.
Структура нашего бизнеса делится на три группы сервисов. Первая — это популярные электронные услуги для населения и бизнеса. Вторая — подписные услуги, которые мы оказываем корпоративным клиентам. Третья группа — сугубо аналитическая. Это возможность, накапливая по крупицам информацию с рынка, глубоко сегментируя потребителя по очень точным характеристикам, строить серьезный социально-экономический форсайт. И это, пожалуй, самое важное, что есть в этой системе, — ядро социального скоринга. Мы можем создать точный портрет нашего пользователя по всем его запросам в Сети, будь то юридическое или физическое лицо: как он зарабатывает деньги, как он их тратит, на что тратит, какую недвижимость предпочитает, каковы его любимые марки автомобиля, каково его карьерное развитие, направление бизнеса и т. д.
— Как это работает?
— Очень просто. Допустим, я хочу найти работу, при этом амбиций у меня море, опыта никакого, зато в кармане кэмбриджский диплом. Я хочу ежемесячно зарабатывать 150 тысяч тенге, но на рынке никто меня не берет, потому что нет опыта и связей. И здесь включается наш сервис «Ищу работу». Система оценивает ваши возможности и ищет для вас работу по реально опубликованным вакансиям, по каким-то существующим программам и т. д. По сути, это обычная электронная форма анкеты, в которую вы забиваете свои данные, а она сама ищет вам работу.
— Как она попадает к работодателю?
— Дело в том, что работодатель тоже является нашим пользователем, у него есть точно такой же свободный доступ к нашей сети, и через мобильный телефон, и через обычный веб-браузер на любом устройстве, и через стандартный уличный терминал. Если он является подписанным корпоративным пользователем как работодатель, он может просматривать наши данные по соискателям. То есть, в принципе, это то же самое, что кадровый портал, но только на порядок умнее, быстрее и эффективнее. При этом Netscore создает историю пользователя и ведет журнал по всем его запросам, связывая их в единую поведенческую модель.
— Где это работает?
— Сегодня это работает в веб-версии www.netscore.kz и в терминальной версии. Терминальная версия на 9000 терминалах QiWi по всему Казахстану в разделе «Прочие услуги» — проводником на главном экране терминала является наш баннер «Поиск работы и денег». К концу декабря планируется запуск мобильного приложения. В декабре же мы начнем разворачивать собственную эквайринговую сеть нового поколения. Нашей главной целью было сделать решение, которое легко устанавливается на всех девайсах с экраном, на какой бы платформе они ни работали.
Если помните, государство очень долго работало над модернизацией ЦОНов, и надо сказать, что удалось сделать колоссальный прорыв с точки зрения оперативности и качества их услуг. Но дело в том, что сейчас ЦОНы как таковые существуют не везде. 45% населения, проживающего на селе, фактически не охвачено услугами ЦОНов, им приходится ехать в районный центр, там сдавать документы, выстаивать те же самые очереди. В общем, для них ничего не изменилось.
Что же предлагаем мы? Мы предлагаем реальный мобильный ЦОН — многофункциональный инфобанкомат, который размещается во всех отделениях Казпочты и выполняет все функции ЦОНа. Во-первых, он подключен к защищенной связи, имеет порт для использования электронной цифровой подписи. То есть он выполняет все функции того же самого электронного правительства, а оригиналы документов можно сдать в этом же отделении Казпочты. Сейчас мы ведем переговоры об интеграции с портальным шлюзом электронного правительства со всеми заинтересованными ведомствами. Это будет первый образец государственно-частного партнерства без проникновения в капитал на основе проектного консорциума. В консорциуме бизнес делает за свой счет определенную часть работы по реализации социальной услуги до точки интеграционного входа в государственные услуги, а правительство подхватывает эстафету и отрабатывает саму государственную услугу. При этом бизнес также отвечает за дистрибуцию — обеспечение многоканального доступа пользователей. В итоге мы имеем композитную электронную услугу, доступную с любого устройства не только любому гражданину и гостю Казахстана, но и всем органам госуправления. При этом такая композитная услуга абсолютно бесплатна, за исключением платежей, предусмотренных как госпошлина или выплаты сторонним организациям, например, кредитному бюро.
— Все это замечательно, но как научить население пользоваться этими услугами?
— Мы создали очень дружелюбные интерфейсы. Все на картиночках. Нашими услугами пользоваться так же просто, как сотовым телефоном. Принцип Windows весь поставлен на иконках. Мы подхватили ту же волну и тоже пошли на логические обозначения. Для личных нужд пользователя есть шесть кнопок: деньги, работа, образование, информбюро, копилка, друзья. Для бизнеса чуть сложнее — девять кнопок: модернизация производства, преференции, нормативно-правовые акты (НПА), инвестиции, внешнеэкономическая деятельность, поставщики, электронные биржи и т. д. Потому что мы изначально знали, что нашим фокусным потребителем должен стать самый массовый сегмент. Нам мало той доли населения, которая является постоянными пользователями Интернета. Наша целевая аудитория — это практически все население страны. Поэтому мы пошли на то, чтобы создать одновременно терминальную, портальную и мобильную версии. И все максимально просто, как во всех классических учебниках по разработке популярных порталов — не более трех кликов. Поэтому быть нашим пользователем очень просто. Для самых неопытных пользователей наши собственные терминалы будут оснащены видео- и аудиосистемой голосовых команд.
— Возможно, об этом еще рано говорить, но есть и другая сторона — вы вторгаетесь в частную жизнь человека. Всякий раз, когда он будет пользоваться услугами вашего терминала, он будет оставлять след и о нем можно будет узнать практически все?
— Безусловно, частная жизнь — неприкосновенна. Составными элементами частной жизни выступают неприкосновенность жилища, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. И то, что сейчас вокруг Facebook возбуждают огромное количество исков, только подтверждает этот тезис. Но мне хочется процитировать в связи с этим исполнительного директора Google Эрика Шмидта, который сказал: «Если вы делаете что-то такое, что хотели бы скрыть от всех, вам было бы лучше этого не делать. Реальность такова, что поисковые машины — включая Google — действительно будут хранить эту информацию какое-то время». Это было сказано также и о социальных сетях. Но мы не социальная сеть, где пользователи защищают прайвеси анонимными аккаунтами с заведомо ложными сведениями о себе. Поэтому мы обеспечиваем наших пользователей инструментами регулирования уровня открытости. Это и возможность пользоваться всеми услугами под анонимным статусом, это и личный кабинет каждого пользователя, в котором он может запретить доступ к части сведений о себе.
Также наши терминалы абсолютно защищены от доступа любых других пользователей или организаций, за исключением тех случаев, когда человек пользуется услугой, требующей идентификации. Тогда система уведомляет, что данная услуга требует вашей идентификации. Допустим, я заполняю онлайн-заявку на получение револьверной карты банка. К заявке требуется проверка кредитоспособности, которая, так же как и в банке, проверяется запросами в ГЦВП, кредитное бюро, адресное бюро и прочие ведомства. Также система открывает вам все слепки ваших предыдущих запросов, которые могут быть важны для получения кредита. По собранным данным Netscore спрашивает, какую из этой информации вы готовы открыть для повышения своих шансов получить этот кредит. Более того, она сама дает рекомендацию, какие данные вы можете оставить закрытыми, а какие открыть. Это бизнес. Если есть малейшее подозрение, что информация не защищена, то мы потеряем доверие своих потребителей. Таким образом, максимально соблюдая прайвеси и при этом имея очень достоверную информацию о пользователе, Netscore не может без согласия пользователя открыть эти сведения другим пользователям и организациям.
Хотелось бы еще отметить и важность нашей сети в финансовом и правовом ликбезе. Актуальная информация, собранная отовсюду и разложенная по «полочкам» для рядовых пользователей, дает возможность любому человеку с любым уровнем образования не просто искать работу или кредиты, а строить карьерную стратегию, стратегию заемщика, сравнивать разные возможные ситуации и делать взвешенный выбор. И для этого мы используем все современные наработки в области оценки рисков. Вот это и есть социальный скоринг — анализ и оценка для обычных людей.