воскресенье, 08 сентября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Удо Штайнбах: «Мы испытываем исламистский ленинизм в арабских странах»

Что показывают нам события в арабском мире? Устойчивый вызов концепции воинствующего ислама, который стремится решить идеологический вопрос во взаимоотношениях между государством и обществом путем насилия. Насилие, которое обосновывается исламом.

При этом мы не видим ни в одной из этих дискуссий устойчивую роль этого агрессивного и идеологизированного ислама. Тогда возникает вопрос: какой конструктивный вклад могли бы внести ислам и исламские движения и организации? И здесь возникает двусмысленность. С одной стороны, повстанцы говорят о демократии, о конституции, о политических партиях, будь то в Тунисе, Марокко, Египте или Ливии. С другой стороны, руководители говорят о внедрении шариата, о «Мусульманских братьях» и т. п.

Тогда возникает вопрос: может ли произойти подобное в Центральной Азии, и какую роль при этом будет играть ислам?

Если обратиться к истории, то известно, что как арабы, так и народы Центральной Азии находились под колонизационным влиянием. Здесь мы должны сравнивать возможности. Ясно, что у режимов был высокий дефицит легитимности в арабском пространстве, который мы наблюдали в ходе их возникновения в 1970-е и 1980-е годы. В Центральной Азии процесс отделения — постсоциалистический процесс — совершался так, что старые элиты были переведены в ситуацию новых элит. Эти элиты приняли на себя не только власть, но и практически все экономические ресурсы.

Это означает, что ситуация в арабском пространстве 2010/11 во многом схожа с ситуацией в Центральной Азии. Но радикальный ислам заполнил этот возникший пробел таким образом, что мы испытали в известной мере исламистский ленинизм в арабских странах.

Различие с идеологическим исламом, однако, состоит в том, что движения, которые перестраивают арабское общество, происходят из средних слоев общества. Они представляют широкий союз общественных и политических сил совершенно различной идеологической и мировоззренческой природы. Политический и идеологический ислам, который пытался в прошедших двух десятилетиях менять политическую реальность, — это движения маргинальных частей общества, происходящих не из центра общества. И он не был в состоянии в суннитском мире ни в одном из случаев производить массовое движение, которое продвинулось вперед, к центру общества и смогло бы привести к настоящей угрозе для режимов (за исключением Ирана). Режимы умудрились успешно подавлять эти идеологические движения маргинальных слоев общества репрессивными средствами государственного аппарата.

Как будет развиваться ислам с точки зрения формирования идентичности нового общественного устройства? Этот же вопрос актуален и для Центральной Азии.

Ясно, что отношение автократических структур в Центральной Азии по отношению к населению, которое считает себя исламским, изменится. Напрашивается вопрос: изменится ли насильственно или будет изменяться, так сказать, в виде диалога?

Конфликт или диалог — вот в чем вопрос. Арабское пространство склоняется в пользу диалога. Более того, не следует ли диалог превратить в Trialog? Думаю, здесь применим опыт Турции, которая совершила прыжок в столетнюю светскую систему, основанную очень сильным государством.

Если конфликт должен предотвращаться между радикализирующимся исламским меньшинством и государством, то нет альтернативы диалогу между государством и обществом, которое рассматривает ислам как один из путей к собственной идентичности.

 

Оставить комментарий

Политика

Узбекистан на распутье Узбекистан на распутье
Карлыгаш Еженова
16.02.2015 - 15:57
Пора проснуться! Пора проснуться!
Карлыгаш Еженова
16.02.2015 - 15:42
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33