Жанаозенский катарсис: десять вопросов с надеждой на ответ
Расул Жумалы
Юбилей независимости Казахстана омрачен трагическими событиями в Жанаозене. В то время как страна вышла на праздничные гулянья, а вечером прильнула к экранам телевизоров, чтобы насадиться концертом мастеров искусства, в провинциальном городе нефтяников вспыхнули беспорядки. Сначала группа бастующих рабочих и примкнувшие к ним неизвестные «люди в черном» воспрепятствовали параду в честь независимости. Затем произошли стихийные столкновения протестующих с блюстителями правопорядка, которые сопровождались поджогом автомашин и административных зданий, актами мародерства. В целях взятия ситуации под контроль полиция применила огнестрельное оружие. Пролилась кровь. События в Жанаозене стали настоящим шоком. В мирное время в стране, которую принято считать «оплотом благополучия» в Центральной Азии, только по официальным данным погибли 16 человек, более сотни ранены. Между тем солидарность с бастующими рабочими Жанаозена выразили жители Актау, а также Шетпе и Жетыбая. И снова пролилась кровь. Сейчас очень трудно, не поддаваясь эмоциям, трезво рассудить, что же произошло на самом деле. Чтобы выяснить причины жанаозенской трагедии, создана государственная комиссия. Аналогичную цель преследует общественная комиссия, в которую вошли представители политических партий, творческой и научной интеллигенции. Все понимают, что от честного и справедливого расследования событий в Мангистау зависит очень многое для стабильности и мира в Казахстане. В связи с этим мы посчитали уместным адресовать свои вопросы комиссиям. 1. Как известно, рабочие местной компании «Озенмунайгаз» на протяжении почти семи месяцев проводили забастовку. Насколько обоснованными являлись их требования — отдельный вопрос, но почему за более чем полгода обычный трудовой спор так и не был разрешен? Почему многие компетентные инстанции, включая центральные, закрывали на него глаза, хотя по проблеме нефтяников все это время била тревогу независимая пресса, оппозиционные деятели предупреждали о вероятных негативных последствиях? Напротив, было зафиксировано немало случаев, когда неизвестные чинили откровенные препятствия журналистам, исполняющим профессиональный долг. Понесет ли кто-нибудь из уполномоченных руководителей ответственность за свое бездействие? Если да, то ограничится ли мера ответственности рядовой отставкой с последующим переводом на иной государственный пост? 2. Отдельная тема — чем занимались депутаты парламента, избранные от города Жанаозена и в целом от Мангистауской области? Будут ли сделаны организационные и кадровые выводы также в отношении официальных СМИ, органов, ответственных за объективное информирование власти, которые, в нарушение своих прямых обязанностей, игнорировали происходящее? 3. Многие эксперты уже связывали трагические события в Жанаозене не только с самим трудовым спором, но и с целым рядом запущенных социальных проблем в Мангистауской области. Как получилось, что в одном из потенциально самых богатых регионов Казахстана, основном доноре республиканского бюджета, наблюдаются самые высокие показатели по смертности, различным видам опасных заболеваний, безработице, преступности, особенно среди молодежи, загрязнению окружающей среды, распространению радикальных течений? Насколько справедливо распределяется прибыль от разработки нефтяных месторождений региона? 4. Из мирового опыта известно, что одним из главных инструментов предотвращения выхода протестных настроений из-под контроля является не только поиск компромисса, но и их локализация и охрана протестующих, а также недопущение различных акций в одном и том же месте, если таковые противоречивы. Например, в Европе митинги пацифистов охраняют от провокаций ультраправых, на Ближнем Востоке — исламистов от светских партий. Как можно было допустить, чтобы праздничные мероприятия в Жанаозене были запланированы в том же месте, где проходит забастовка нефтяников? Кто персонально и основываясь на каких умозаключениях принимал решение о проведении торжеств на площади, и это несмотря на заблаговременные предупреждения забастовщиков? 5. Одним из факторов, способствовавших нарастанию напряженности в Жанаозене, послужили аресты, убийства активистов забастовки и членов их семей. Как расследуются эти преступления? Найдены ли настоящие убийцы и их заказчики? 6. В необходимости того, что в Жанаозене надо было оперативно и, возможно, даже жестко наводить порядок, нет никаких сомнений. И все же применение огнестрельного оружия — крайняя мера. Почему перед этим не использовались современные средства разгона толпы, как, например, оцепление, дубинки, водометы, слезоточивый газ, резиновые пули, шумовые гранаты, оглушающие сирены, брандспойты с краской, чтобы по горячим следам задерживать правонарушителей? Эти, а также другие средства наносят минимальный урон здоровью и жизни граждан. К тому же напряженность в Жанаозене длилась несколько месяцев, следовательно, у местных властей было предостаточно времени, чтобы подготовиться к возможным эксцессам. 7. Одним из доводов, приведенных в оправдание применения огнестрельного оружия, явилось утверждение, будто «организаторы беспорядков» были вооружены обрезами, дробовиками и т. д. То есть полиция была вынуждена открыть ответный огонь сугубо в защитных целях. В таком случае почему пулевые ранения получила только одна из конфликтовавших сторон? 8. Из официальных заявлений ясно следует, что никакого приказа сверху на применение табельного оружия против «бандитствующих элементов» не отдавалось. Будет ли проведен тщательный анализ того, кто и при каких условиях применил оружие? При этом почему огонь велся шквально, а не прицельно, что повлекло многочисленные жертвы среди случайных прохожих, включая женщин и подростков? Убийство одного человека другим во все времена считалось тягчайшим преступлением. Будут ли названы имена тех, кто произвольно нажимал на курок 16 декабря 2011 года в городе Жанаозене? Понесут ли они законное наказание? 9. Из уст некоторых ответственных чиновников прозвучали заявления, что волнения в Жанаозене были спровоцированы оралманами из Каракалпакии и Туркмении. Будет ли дана правовая оценка подобным заявлениям на предмет разжигания социальной розни? 10. В центральных СМИ, как правило, распространяются официальные версии произошедшего, связанные с заговором и спонсорством неких третьих сил, включая оппозицию, действия «опьяненных и обкуренных бандитствующих элементов», а то и провокацию со стороны отдельных иностранных держав, которые «завидуют спокойному и процветающему Казахстану». Оставим за скобками реалистичность таких версий. Однако почему объективное освещение трагедии не включает свидетельства очевидцев кровопролития, представителей забастовочного движения и независимых профсоюзов рабочих? Руководство страны заявило о своей заинтересованности в обеспечении беспристрастного, максимально транспарентного расследования жанаозенских событий с привлечением, если понадобится, международных экспертов. В конце концов, именно такой подход позволит расставить все точки над i и развеять сомнения у наших людей. Будут ли допущены к этому расследованию независимые СМИ, общественные деятели, политические партии и представители интеллигенции самого Казахстана? Кому-то эти вопросы, возможно, покажутся неуместными, но отвечать на них все равно придется. Этого требуют здравый смысл и человеческое достоинство, это необходимо для общего самоочищения и самоуважения. Чем раньше, тем лучше. Катарсис — термин, применявшийся еще Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет человека сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его. В современной психологии (в частности, в психоанализе, психодраме, телесно ориентированной терапии) катарсис понимают как индивидуальный или групповой процесс высвобождения психической энергии, эмоциональной разрядки, способствующий уменьшению или снятию чувства тревоги, конфликта, фрустрации посредством их вербализации или телесной экспрессии, ведущий к лечебному эффекту и лучшему пониманию себя.