Китай реформатирует экспортные газовые потоки Центральной Азии
К 2015 году Китай намерен довести долю природного газа в своем энергетическом балансе до 8,3% по сравнению с 4,8% в 2011 году. По оценкам, в абсолютном выражении потребление природного газа в КНР вырастет до 225 млрд куб. м к 2015 году, 285 млрд куб. м — к 2020-му и до 430 млрд куб. м — к 2030 году. Важным источником импорта природного газа для Китая стали государства Центральной Азии.
Китайский прорыв в Туркменистане
В Центральной Азии возникли благоприятные условия для разворота экспортных потоков газа на китайский рынок. Первопроходцем выступил Туркменистан. В декабре 2009 года была пущена в эксплуатацию первая очередь газопровода Туркменистан–Китай протяженностью около 7 тыс. км. Вторая нитка этого газопровода была введена в строй в конце 2010 года. По этому газопроводу Ашхабад обязался в течение трех десятилетий поставлять в КНР до 40 млрд кубометров газа ежегодно.
В 2010 году туркменский газовый экспорт на китайский рынок составил 4 млрд куб. м, в 2011-м вырос уже до 17 млрд куб. м. В марте 2012 года PetroChina приступила к строительству магистрального газопровода Запад–Восток III, соединяющего западные и восточные китайские провинции. Газопровод пропускной способностью 30 млрд куб. м газа в год будет проложен параллельно газопроводам Запад–Восток I и Запад–Восток II.
Пуск третьего газопровода, намеченный на 2014 год, откроет дополнительные возможности для экспорта газа из стран Центральной Азии на китайский рынок. Помимо туркменского газа в КНР пойдет и узбекский. Примечательно, что на китайский рынок устремились и российские нефтегазовые компании, работающие в странах Центральной Азии.
Газовые планы Узбекистана
Узбекистан входит в число пятнадцати крупнейших мировых производителей природного газа. По запасам газа страна занимает 21-е место в мире. Узбекистан является крупным по мировым меркам производителем природного газа, при этом развитие газового сектора здесь отличается немалой спецификой. Во-первых, большинство эксплуатируемых газовых месторождений относится к некрупным и даже мелким, к тому же они широко разбросаны по территории страны. Во-вторых, качество добываемого газа сравнительно невысоко, и прежде чем попасть в магистральные газопроводы и к конечным потребителям, исходное сырье нуждается в дополнительной переработке. Все это вместе взятое заметно повышает издержки геологоразведки, обустройства месторождений и добычи газа, а также его транспортировки по газопроводам.
Парадоксально, что, несмотря на эти и другие объективные ограничения, Узбекистан до самого последнего времени наращивал объемы газодобычи и даже сумел обойти по этому показателю соседний Туркменистан, где условия для развития газовой промышленности несопоставимо лучше (см. рис.).
Два фактора объясняют поступательный рост добычи газа в Узбекистане. С одной стороны, в отличие от большинства постсоветских стран, пошедших по пути рыночного развития, Узбекистан практически сохранил унаследованную от советского прошлого систему хозяйствования. Соответственно, газовая промышленность, как и все остальные отрасли и секторы, развивается в рамках императив командно-административной экономики. С другой стороны, львиная доля производимого газа потребляется внутри страны, поэтому, в отличие от того же Туркменистана, Узбекистан не столкнулся с шоковым снижением спроса на свой газ.
Добыча газа в Узбекистане достигла локального пика в 2008-м и с тех пор медленно снижается. В 2011 году, судя по предварительным данным, добыча природного газа в Узбекистане снизилась относительно уровня предыдущего года на 4,4% — до 63 млрд куб. м.
Вплоть до настоящего времени практически весь узбекский экспортный газ закупает Россия. Незначительные объемы узбекского газа поставляются в Таджикистан, однако эти поставки трудно считать торговлей в привычном понимании. Между двумя центральноазиатскими республиками регулярно возникают конфликты по поводу дисциплины поставок и платежей. Как и любой производитель и экспортер природного газа, Узбекистан стремится диверсифицировать свои экспортные рынки, и магистральные экспортные газопроводы Центральная Азия–КНР открывают такие возможности.
В июне 2010 года Ташкент и Пекин подписали соглашение о поставках в Китай 10 млрд куб. м узбекского газа ежегодно. В 2011 году отделение государственной компании «Узбекнефтегаз» «Узтрансгаз» заключило с PetroChina контракт на экспорт газа по газопроводу Центральная Азия–КНР. Согласно условиям контракта, PetroChina может ежегодно закупать у Узбекистана до 10 млрд куб. м газа. Первые поставки газа намечены на 2012 год. В начале 2014-го будет запущена третья линия газопровода Центральная Азия–КНР пропускной способностью 25 млрд куб. м, часть мощности которой заполнит узбекский газ. Нет никаких сомнений в том, что Узбекистан приложит максимум усилий для наращивания газового экспорта в китайском направлении.
В нарастающее узбекско-китайское газовое сотрудничество стремится максимально встроиться российский «ЛУКОЙЛ».
«ЛУКОЙЛ» нацеливает узбекские газовые проекты на китайский рынок
Крупнейшим российским инвестором в узбекский газовый сектор является компания «ЛУКОЙЛ», которая ведет три газовых проекта в Узбекистане. Самым крупным проектом, в котором российская компания контролирует 90% и является оператором, связан с освоением месторождений на блоке Кандым-Хаузак-Шады. Проект реализуется в рамках СРП, подписанного в 2004 году. Объем инвестиций оценивается в более $4 млрд. Совокупные разведанные запасы на контрактной территории оцениваются в 214 млрд куб. м газа и 8 млн тонн газового конденсата. Частью СРП является разведка Кунградского блока на Устюрте, прогнозные запасы которого оцениваются в 100 млн тонн нефтяного эквивалента. Всего в рамках данного проекта «ЛУКОЙЛ» планирует ежегодно добывать/производить более 12 млрд куб. м газа и свыше 200 тыс. тонн жидких углеводородов. До 2018 года в разведку и добычу намечено вложить около $2,5 млрд.
Самостоятельной частью СРП «Кандым-Хаузак-Шады» является строительство газоперерабатывающего завода в Бухарской области Узбекистана. Завод проектной мощностью 8 млрд куб. м в год будет сдан в эксплуатацию в 2016 году. Инвестиции компании в ГПЗ оцениваются в $3 млрд.
Второй узбекский проект «ЛУКОЙЛа» связан с освоением Гиссарской группы месторождений. В конце 2011 года здесь получен первый газ. Всего в проект намечено инвестировать около $800 млн.
Еще один проект «ЛУКОЙЛа» в Узбекистане международный. Российская компания участвует в международном консорциуме Aral Sea Operating Co. В 2006 году консорциум, в который также входят «Узбекнефтегаз» (50%), китайская CNPC, южнокорейская Korea National Oil Company и малайзийская Petronas, подписал соглашение о разделе продукции с правительством Узбекистана сроком на 25 лет. Предварительные оценки запасов на контрактной территории составляют триллион кубометров. На конец 2011 года сейсмические геологоразведочные работы позволили идентифицировать запасы газа в 11 млрд куб. м. В настоящее время консорциум готовится провести разведочное бурение. Перспективы этого проекта и его экономика недостаточно ясны. Возможно, именно поэтому консорциум в 2011 году покинула Petronas. Долю малайзийской компании купил «ЛУКОЙЛ», доведя свое участие в капитале консорциума с 6,6 до 26,6%.
В 2011 году «ЛУКОЙЛ» добыл в Узбекистане примерно 3 млрд куб. м газа, в 2012 году этот показатель ожидается на уровне 4 млрд куб. м. Весь добываемый газ компания продает узбекскому правительству по цене, определяемой по специальной формуле. Режим СРП, на условиях которого российская компания производит газ на узбекских месторождениях, и цена сдачи газа выгодны для российской компании. По некоторым оценкам, в расчете на баррель нефтяного эквивалента «ЛУКОЙЛ» в 2011 году получил в Узбекистане чистую прибыль в размере $18 по сравнению с $11 на западносибирских месторождениях в России.
К 2018 году «ЛУКОЙЛ» рассчитывает добывать в Узбекистане 12 млрд куб. м газа. На пике добычи этот показатель может вырасти до 19 млрд куб. м. При этом российская компания намерена встроиться в наметившуюся тенденцию разворота экспортных потоков центральноазиатского газа в направлении КНР. Еще в сентябре 2010 года российская компания договорилась с китайской CNPC о поставках газа с разрабатываемых узбекских месторождений. Начало поставок запланировано на 2014 год, то есть приурочено к запуску третьей нитки газопровода Центральная Азия–КНР.
Перспективы экспорта газа из Казахстана
В принципе, включиться в нарастающий в направлении КНР центральноазиатский газовый поток может и Казахстан. Однако для этого необходимо, во-первых, создать собственную газопроводную инфраструктуру, которая может быть состыкована с магистральными экспортными газопроводами, во-вторых, увеличить производство товарного газа. Решение последней задачи осложняется тем, что главными производителями газа в Казахстане являются иностранные консорциумы, которые согласятся участвовать в экспортных схемах только в том случае, если это будет отвечать их экономическим интересам.