За два года функционирования ТС, являющего предтечей ЕЭП, Казахстан не приобрел ничего полезного, – Расул Жумалы
Единое экономическое пространство часть казахстанских экспертов (и даже сенаторов) уже считает признаком, ведущим к нарушению независимости Казахстана. Их заявления часто критикуют российские СМИ, что подливает масла в огонь.
Расул Жумалы, политологПопробуем рассмотреть вопрос по отдельности. Начнем, пожалуй, с политики, тем более, что Россия, являющаяся крупнейшим членом как Таможенного Союза, так и грядущего ЕЭП, постсоветскую интеграцию всегда воспринимала как проект политический.
Программа минимум заключается в обеспечении доминирующей роли Кремля в Евразии, программа максимум – восстановить, пусть в усеченном виде, подобие бывшего СССР опять-таки под собственным диктатом.
Приведу высказывание Путина годичной давности: «Рано или поздно лица, ответственные за нарушение территориальной целостности России, понесут жестокое наказание».
Но ведь за годы независимости Россия ни разу не лишалась этой самой территориальной целостности?
Соответственно, несложно понять, что для нынешнего хозяина Кремля вопрос территориальной целостности России и СССР по сути одно и то же. Полагаю, подобные амбиции и подвигли некоторых российских руководителей заговорить о следующих этапах постсоветской интеграции, как то: единый парламент, единая валюта, единый язык и т.д. При этом они даже не подвергают сомнению то, что это будут соответственно аналог нынешней Госдумы РФ, российского рубля и русского языка. И это даже хорошо, что желаемое таким образом было выдано за действительное.
Элиты в других республиках СНГ расстались с иллюзиями о возможности равноправной и справедливой интеграции с Россией, во всяком случае, при существующем режиме.
В экономике за два года функционирования Таможенного Союза, являющего предтечей ЕЭП, Казахстан не приобрел ничего полезного. А вот потерял многое.
Перечислю лишь некоторые моменты: цены на продовольствие, ТНП, тарифы, ГСМ и т.д. сравнялись с российскими, которые на порядок выше (при этом уровень зарплат, пенсий, соцпособий в соседней стране также на порядок выше), наша экономика закрылась от остального мира высокими российскими таможенными тарифами (единый Таможенный кодекс ТС на 90% состоит из тарифов Таможенного кодекса РФ), в структуре товарооборота внутри ТС экспорт Казахстана почти вдвое меньше импорта, чего никогда не было.
Свой МСБ оказался в плачевном состоянии.
Наконец, Россия идет на нарушение даже таких льготных для себя условий через блокирование под всякими предлогами продвижения наших предпринимателей на собственный рынок. Так вот, считаю, что будущий ЕЭП в принципиальном плане будет мало чем отличаться от ТС. Изменятся масштабы и динамика интеграционных процессов с передачей еще больших суверенных полномочий в так называемый наднациональный орган.
Фокус в том, что этот орган фактически находится в подчинении Кремля со всеми вытекающими рисками для остальных участников интеграции, больше напоминающей процесс поглощения.