Как казахстанский стартап борется с коронавирусом
Инновационная медицинская IT-разработка, внедренная шесть лет назад казахстанскими специалистами, получила неожиданное развитие в условиях пандемии COVID-19.
Оказалось, что система реагирования при экстренных состояниях SOS (так официально называется казахстанский стартап), созданная для управления рисками и безопасностью пациентов, может защитить и здоровье медицинского персонала.
То есть избежать самой большой, по утверждению китайских врачей, ошибки при коронавирусе – прямого контакта медработников и пациентов. Уточним: прямого контакта при недостаточных мерах защищенности медперсонала – все эти костюмы, маски и т.д., в которых китайцы месяц назад приехали в Казахстан для обмена опытом по борьбе с COVID-19. Несмотря на грустный опыт Поднебесной, эта ошибка повторилась не раз во многих странах, в том числе и у нас - в Центральной городской клинической больнице Алматы, ставшей очагом распространения коронавирусной инфекции. И это самый громкий, но не единственный пример в Казахстане: с начала эпидемии в поликлиниках, где были зарегистрированы случаи заражения, в неделю появлялось до 10 вспышек внутрибольничных инфекций – все они возникали из-за прямого длительного контакта персонала с инфицированными пациентами.
Система SOS, по-другому – система медицинской сигнализации – исключает прямые контакты.
Каким образом?
В приемном покое устанавливается пульт экстренного реагирования. Профильным специалистам выдаются специальные гаджеты с функцией экстренного вызова врачей. На компьютеры главного врача, заведующих отделениями, на дежурные посты и т.д. устанавливается специальное программное обеспечение. Все это вместе составляет единую систему координации медицинского персонала, и когда в клинику поступает пациент с предварительным диагнозом, система оповещения срабатывает моментально: время оказания первой медицинской помощи сокращается до пяти, а иногда и до двух-трех минут.
В условиях пандемии ко всем этим пунктам, разработанным в «докоронавирусную эпоху», добавились еще два: пациент с респираторными симптомами (ОРВИ, пневмонии) и повышенной температурой сразу же сопровождается медработником в соответствующей «экипировке», то есть с необходимыми средствами индивидуальной защиты; и, конечно, обеспечивается дополнительное время для медработников на фильтре, чтобы подготовиться к приему такого пациента.
Работа системы SOS в новых условиях была проверена в период пика распространения коронавирусной инфекции, с 25 марта по 5 апреля, в Жанакорганской межрайонной больнице (главный врач Я.К.Шорабаев) и в многопрофильной детской больнице № 1 города Нур-Султан (главный врач Л.П.Павловец). К слову, в детской больнице к тому времени уже были зарегистрированы несколько случаев заражения вирусной инфекцией. Во время тестирования системы ни одного нового случая среди медицинского персонала не появилось.
Выводы из эксперимента в процентах и цифрах: благодаря дистанционному общению при помощи мобильной системы SOS количество прямых контактов врача с пациентами внутри поликлиники было сокращено на 30-40%, то есть почти вдвое снизился риск заражения в результате длительных контактов медработников с инфицированными больными.
При этом, как показал опрос, качество обслуживания не снизилось, а даже повысилось.
По оценке аккредитованного независимого эксперта Министерства здравоохранения РК, врача Раи Кенесовны Рыспаевой, в условиях пандемии система SOS позволяет минимизировать риск контакта и заражения, оперативно оказывать медицинскую помощь при внештатных ситуациях, и, наконец, быстро проводить распределение пациентов с респираторными симптомами и повышенной температурой.
Впрочем, по мнению разработчиков программы, компании Vienna, медицинскую помощь пациентам с подозрением на COVID-19 надо оказывать еще до их поступления в приемный покой. Этой цели служит их новая разработка – мобильное приложение SOS-COVID 19, которое готовится к выходу.
Посредством этого бесплатного приложения каждый человек сможет: пройти тест на определение симптомов коронавируса, составленный опытными врачами-инфекционистами; при наличии симптомов отправить запись кашля врачу; получить удаленную медицинскую консультацию; в случае ухудшения состояния вызвать скорую помощь прямо из приложения.
И, наконец, система позволит удаленно отслеживать самочувствие больных с легкой формой коронавируса, которые находятся на домашнем карантине, в автоматическом режиме проводя регулярные опросы о состоянии здоровья пациента, показывая динамику развития и отправляя результаты тестов врачу. При выявлении признаков ухудшения состояния и риска для жизни заболевшего приложение самостоятельно свяжется со «скорой помощью».
Разработчики считают, что их новое приложение сможет не только существенно разгрузить медицинский персонал, позволив им сосредоточиться на больных в тяжелом состоянии, но и охватить первоначальной диагностикой бОльшее число населения.
Потому что, согласно опросам, один из основных страхов в странах с пандемией COVID-19 – это страх проходить тест на коронавирус в больницах.