суббота, 23 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Ваши дети живут в смартфоне? Не беда. Пусть учатся по «месту жительства»

 В 2002 году на Форуме по открытым обучающим системам для развивающихся стран ЮНЕСКО ввело в научный оборот термин «открытые (электронные) обучающие ресурсы», а уже через десятилетие СМИ присуждали массовым открытым онлайн курсам (МООК) звание важнейших событий года.

 

e-Leaning

Первые открытые e-Leaning проекты и инициативы энтузиастов, появившиеся и ставшие популярными в начале 2000-х, с тех пор активно развивались. Востребованными стали десятки проектов: от библиотек с учебными материалами и открытых университетских площадок с курсами видеолекций до онлайн-курсов международных организаций и универсальных интерактивных мультимедийных платформ, не говоря уже о языковом и досуговом (кулинария, прикладное творчество и т.д.) обучении. К началу 2010-х национальные институты большинства стран осуществляли не только программы комплексной информатизации образования, но и реализовывали масштабные проекты открытых учебно-методических хабов.

Наряду с открытыми проектами электронного обучения существовали и исключительно коммерческие e-Leaning ресурсы. Однако сегодня проекты открытого обучения все чаще предлагают платные опции, в то время как коммерческие - часть своих ресурсов делают общедоступными. К 2013 году объем платного e-leaning достиг, по данным исследовательской компании AmbientInsights (AI), $42,7 млрд. Более половины из них ($24,4 млрд.) приходилось на Северную Америку, где e-Learning развивался наиболее активно. По прогнозам AI, к 2018 году оборот в мировом e-Learning увеличится до $53,2 млрд., при среднегодовом росте в 4,4%: от 2,2% в Северной Америке до 8,9% и 9,7% в Азии и Латинской Америке соответственно.

Неожиданно в 2012 году мир, казалось, встал перед следующим эпохальным витком. С возникновением платформ МООК: Coursera, edX и Udacity закрадывалась мысль о завершении тысячелетней эры традиционных университетов.

MOOK   МООК объединили все имеющиеся на рынке форматы e-Leaning в онлайн-обучение в стиле университетских курсов: с лекциями, разбитыми на короткие модули, промежуточными заданиями, материалами для самостоятельной работы, экзаменами, и оценочной системой, маркированные Стэнфордом, Гарвардом, Массачусетским технологическим и т.д. Подобная модель дистанционных курсов за несколько лет до этого апробировалась в отдельных университетах и получила название массовых открытых онлайн курсов (MOOCs, Massiveopenonlinecourses). Миссия сегодняшних МООК - не только расширение доступа к образованию и лучшему образовательному контенту, но и исследование индивидуальных учебных практик, в соответствие с которыми e-Learning технологии будут совершенствоваться с целью более эффективного обучения.

Прошло 2 года, и платформы продолжают находиться в стадии активного роста. Появились десятки новых МООК-сообществ, региональных и специализированных, для различных аудиторий. Количество зарегистрированных пользователей самой крупной МООК, Coursera, на апрель 2015 года составило более 12 млн, а число ее курсов достигло 1000, увеличившись по сравнению с предыдущим годом с 8 млн. и 600 соответственно. У edX за год количество пользователей изменилось с 2 млн. до более 3 млн., а курсов - со 160 до 300. Следует, однако, учитывать, что если в начале критике подвергалось преимущественное размещение базовых дисциплин и курсов вводного характера, то сегодня прирост дают как продвинутые и даже незаурядные курсы-продолжения, так и в значительной мере познавательные и общегуманитарные мини-предметы.

Динамика роста МООК, поставщики МООК и предметные темы МООК на конец 2014 года приведены на графиках ниже.  

В 2014 году в ответ на критику об отсутствии системности программ, МООК сделали ставку на пакетные курсы-специализации, что себя уже оправдало и приносит (вместе с другими платными сертификатами) до $1 млн. ежемесячно. Ко всему остальному Coursera в конце 2013 года выступила с инициативой создания оффлайновых учебных центров Coursera Learning Hub, географию которых можно увидеть на карте.

 

Кроме того, растет число неанглоязычных МООК и количество курсов с переводами субтитров на другие языки. Сегодня на Coursera можно найти курсы с переводом на казахский язык. Это стало возможным благодаря тому, что к проекту Coursera Global Translator Community, который призван сделать открытые курсы по-настоящему доступными, присоединился казахстанский мобильный оператор Kcell. Для перевода Kcell, пользуясь рекомендациями, выбрал 5 наиболее популярных курсов с увлекательным дидактическим наполнением, которые ранее не преподавались в вузах Казахстана: «Применение теории игр в бизнесе» (Gamification), «Креативное программирование для электронных медиа и мобильных приложений» (Creative Programming for Digital Media&Mobile Apps), «Вдохновляющее лидерство» (Inspiring leadership), «Сети: друзья, деньги и байты» (Networks: Friends, Money and Bytes), «Учись программированию: основы для не программистов» (Learn to Program: the Fundamentals). По информации оператора, перевод всех пяти курсов стал серьезным двухлетним проектом, над которым работали привлеченные профессиональные переводчики. Инициатива Kcell по переводу МООК на казахский язык стала первой в Казахстане и получила большой резонанс. В 2015 году компания была награждена Европейской бизнес ассоциацией Казахстана (ЕВРОБАК) в номинации «Поддержка студентов».

 Вместе с тем, при всей концептуальной привлекательности и потенциале предложенной модели, платформы МООК получают и критические замечания и рекомендации. Например, часто упоминается, что большинство слушателей, половина из которых студенты и абитуриенты, а другая часть – люди, уже получившие образование, не стремится пройти курсы полностью, а рассматривает их как элемент интеллектуального досуга и совершает краткий аудит и выборочное прослушивание материала. Возможно, в миссию МООК не входила разработка программ дополнительной мотивации, тем не менее, подавляющая часть критики носит конструктивный характер и исходит от компетентного сообщества и слушателей МООК, которые верят в будущее открытых платформ.

 Сегодня университеты-поставщики курсов обзаводятся production-студиями, а создание лишь одного курса делается командой из 15-20 человек, требует более 100 часов подготовки лектора и в среднем обходится в $100 000. Качество курсов растет: уровень мультимедийности и интерактивности повышаются, появляются новые интерфейсные шаблоны.

 m-Leaning

 Термин m-Leaning еще недавно использовался USAID, скорее, как mobile-phone-Leaning и рассматривался как инструмент борьбы с неграмотностью и выравниванием информационного и образовательного неравенства в наименее развитых и развивающихся странах. Действительно, данные исследовательской AmbientInsight (AI) показывают, что даже сегодня рост m-Leaning в Африке доходит до 50%, в Латинской Америке - до 45%. Мобильные операторы этих регионов активно предоставляют платные услуги (например, sms) информационного, развлекательного и образовательного характера.

 В то же время и среднемировой рост m-Leaning за последние 5 лет был весьма внушительным - 22,7%; в Восточной Европе он составил более 35%, в Азии - 25%, в Северной Америке и Западной Европе - около 15%. При этом подавляющая доля потребленного m-Leaning в этот период пришлась на развитые страны Азии и Северную Америку. В этих странах продукты m-Leaning, конечно, носили совершенно иной, в отличие от развивающихся регионов, технологический характер.

 Сегодня при определении границ m-Leaning все чаще переходят от широкого "обучение с помощью портативных устройств" к обучению "посредством мобильных устройств, подключенных к мобильным сетям". При сохранении стремительного роста числа смартфонов, количество которых к концу десятилетия, как ожидается, будет примерно равным количеству людей на Земле, m-Leaning имеет перспективы определять не только и не сколько форматы, но и модели электронного обучения. А для значительной доли людей на Земле электронное обучение c m-Leaning и начнется (минуя классический e-Leaning этап).

 Аналитики аудиторской McKinsey&Company в отчете "Трансформация обучения через m-Leaning" попытались представить, каким оно будет в 2020 году. По их данным, в 2012 г. доля m-Leaning на рынке e-Leaning составляла менее 10% ($3,37 млрд.). В свою очередь, доля e-Leaning на рынке образовательных услуг($4 трлн.) составляла менее 1%. Однако к 2020 г. объем рынка m-Leaning удесятерится и составит $38 млрд., не считая дополнительных $30 млрд., которые вузы, школы и другие организации потратят на мобильные устройства. Учитывая, что расходы на образование удвоятся (до $8 трлн.), то доля m-Leaning к 2020 будет составлять уже до 1% всех расходов на образование (такой уровень в 2012 году приходился на e-leaning). А если учесть прогноз Ambient Insight, согласно которому объем e-Leaning к 2018 году достигнет $53,2 млрд., то пропорция между e- иm-leaning сократится в 5-6 раз, и сегменты станут сопоставимы по объему.

 Специалисты сходятся в том, что новые модели e-Leaning будут подстраиваться не под формат экрана, а под специфику мобильной среды. Программы курсов будут более компактными, узконаправленными и интерактивными, а управление ими - более интуитивным, с тем, чтобы люди могли учиться в любую свободную минуту, небольшими порциями и с удовольствием.  Особенно m-Leaning будет успешен в языках, программировании, точных науках и даже изобразительных искусствах. McK&Co предполагают, что до 80% m-leaning займут форматы e-курсов, игр и симуляций, а подавляющее число (75-80%) m-Leaning продуктов будут предназначено для школьников и студентов. На корпоративный и досуговый сегмент придется от 15% до 25% рынка.

Однако позволит ли среда m-Leaning сделать образовательные практики не только более свободными и увлекательными, но и эффективными, возможно, не так интересно, как узнать, что же будет после m-Leaning?

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий

Smart

Свой среди чужих Свой среди чужих
Карлыгаш Еженова
13.03.2015 - 10:12
Особенности предположений Особенности предположений
Карлыгаш Еженова
16.02.2015 - 15:53
Mobicom-новости Mobicom-новости
Редакция Exclusive
16.02.2015 - 15:25
Айфон широких возможностей Айфон широких возможностей
Редакция Exclusive
08.11.2014 - 09:34
«Супертачка» за закачку «Супертачка» за закачку
Редакция Exclusive
31.10.2014 - 22:14
Облачный рай Облачный рай
Редакция Exclusive
23.10.2014 - 15:31
Страницы:1 2 3 4 5 6