Видео по заказу
В 2019 году мировой рынок OTT (Over the Top)- видеосервисов, основанных на технологии доставки видеосигнала на мобильные устройства по сети Интернет, достигнет объема в $54 млрд., при среднегодовом росте 16,3%. Такие прогнозы озвучила американская исследовательская компания MarketsandMarket. Как отмечают аналитики российского издания «РБК», уже к 2017 году мировая абонентская база достигнет отметки 550 млн. домохозяйств.
В России цифры куда скромнее: на начало 2013 года объем рынка ОТТ-видеосервисов только приблизился к показателю 100 млн. долларов, но уже имеет потенциал роста в несколько крат. В нашей стране этот рынок только зарождается, но, судя по тому, с какой скоростью идет проникновение интернета, и наблюдая любовь казахстанцев к технологичным новинкам и гаджетам, с уверенностью можно предположить, что эпоха «Умного телевидения» уже на горизонте. Тем более, что за продвижение технологий взялись казахстанские операторы мобильной связи. Своими размышлениями о развитии OTT-видеосервисов с редакцией Exclusive поделился Станислав Тян, менеджер по развитию новых направлений бизнеса Kcell.
- Если говорить об индустрии развлечений, на Ваш взгляд, что сейчас больше всего привлекает казахстанцев, изменились ли предпочтения за последние несколько лет?
- Многое зависит от темпа жизни, динамики. Сегодня все больше казахстанцев слушают музыку или смотрят видео, находясь в движении. В основном это энергичные люди, занятые своим делом. Им некогда сидеть дома и ждать любимые программы у телевизора. Поэтому мы видим, что растет потребление видеоконтента по запросам. Как клиентоориентированный мобильный оператор, мы готовы всегда идти на встречу нашим клиентам и разрабатывать специальные приложения, адаптированные под их запросы. Например, у нас уже есть видеопортал, где размещены видео с участием знаменитостей и топовые выпуски развлекательных программ. Например, «Орел и решка». Для любителей отечественного телевидения на видеопортал загружены передачи одного из казахстанских каналов. Все это находится в записи и доступно по запросу. Но когда мы говорим о видеосервисах, а видеопортал- это только малая их часть, мы больше говорим о таких вещах, как онлайн телевидение и онлайн видео, предоставляющие возможность управлять эфиром.
- Подбирая партнеров по контенту, на что Вы обращаете внимание в первую очередь?
- Сотрудничество с телеканалами и другими партнерами осуществляется по стандартной процедуре, как и в любом другом бизнесе. Заключается контракт на поставку определенного объема контента, который канал производит или имеет у себя в архиве. После подписания договора мы начинаем предоставлять доступ к данному контенту нашим пользователям посредством нашей сети. Самый важный вопрос – это отбор материала, который выкладывается для просмотра. Не стоит забывать, что важно загружать интересный видеоконтент, который будет популярен среди пользователей. Мы, безусловно, отслеживаем интересы наших клиентов. В этом деле, кстати, не всегда играет роль стоимость услуги. Бывает, что стоимость услуги низкая, а спроса на услугу нет. Причина этому – малопопулярный контент. Понятно, что необходимость в нем отпадает автоматически. Что касается технической стороны вопроса, то отслеживать рейтинги просмотра и высчитывать индекс популярности той или иной программы нам помогают определенные сервисы и агентства.
- Насколько сами телеканалы вовлечены в процесс сотрудничества? Ведь не секрет, что для Казахстана это достаточно новое направление.
- К сожалению, пока телеканалы не так заинтересованы в представлении своих продуктов в интернете посредством сотовых операторов, поэтому можно говорить о том, что эта ниша фактически свободна. Если же брать страны, в которых просмотр видео через интернет уже стал частью обычной жизни граждан, то там наблюдается другая картина. Крупные телевизионные холдинги ведут конкурентную борьбу с медиа-холдингами. Например, в Швеции уже практически не смотрят обычное телевидение. В США такие сервисы, как Netflix или HBO выходят за рамки традиционного телевидения и являются, по сути, развлекательными порталами. ( По итогам 2014 года выручка лидера рынка — крупнейшего американского VOD-сервиса Netflix —, приходящаяся на подписчиков услуги видео по запросу, составила почти $5 млрд., прим. редакции).Подписанные на эти каналы зрители сами выбирают, что им смотреть, а не дожидаются той или иной программы в эфирной сетке. Надеюсь, в будущем мы будем наблюдать аналогичную картину в Казахстане. Но я сразу оговорюсь: речь прежде всего идет о контенте (видео/ТВ), который зритель желает смотреть в любое время, в любом месте, на любом устройстве. Что касается прямых спортивных трансляций, то пользователь, как правило, предпочитает смотреть их в режиме реального времени. В остальном же очень важно понимать, что нужно и удобно потребителю.
- Как насчет получения прибыли? Каким способом осуществляется монетизация таких проектов?
- Существует несколько способов монетизации. Я буду говорить о мировом опыте. Часто мобильный оператор предоставляет такой сервис в одном пакете с интернетом. К примеру, вы приобретаете пакет услуг, в который включено 10 ГБ трафика, плюс вы имеете определенное количество бонусов. Это может быть доступ к телевидению, социальным сетям или другим приложениям без оплаты за дополнительный трафик. Другой способ монетизации– это когда клиент платит за услугу отдельно (услуги “StandAlone”). Также за монетизацию можно счесть предварительный просмотр рекламного ролика, вживленного в видео. Но, на самом деле, вариантов привлечения заработка очень много. Все зависит от того, насколько актуальный и интересный контент предлагается потребителю и как активно реагирует клиент на новинки. Но, пожалуй, самое главное - не забывать о таких важных вещах, как доступность, скорость и функциональность. Сегодня интересный доступный контент у нас, завтра - аналогичное предложение сделают другие операторы связи. По ценам тоже конкурировать довольно сложно. А вот удобство сервисов, гибкость предлагаемых услуг, разные возможности их использования – с этим можно уверенно смотреть в будущее.
Источники: Rbkplus.ru