воскресенье, 24 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Эксперты RAEX об MNP в Казахстане: «Ситуация на рынке в руках самих операторов»

В 2016 году в Казахстане начнет работа услуга MNP – переносимости мобильных номеров с одного оператора на другого. Сказать, что это ожидаемое событие, значит не сказать ничего. Уже несколько лет тема «мобильного рабства» не сходит с полос печатных и электронных изданий  и вызывает бурные обсуждения, как у профессиональных экспертов рынка, так и  у рядовых казахстанцев. И если для нашей страны это явление в новинку, то у наших ближайших соседей, в странах Азии, Европы и США, есть определенный опыт. О том, как изменится отечественный телекоммуникационный рынок, и готовы ли к перменам операторы, расскажут эксперты  RAEX «Эксперт РА Казахстан»

Международный опыт показывает, что в странах с низким уровнем развития связи и конкуренции, запуск услуг MNP в самом начале вызывает ряд изменений на рынке. Так, в Турции запуск MNP в 2008 году привел к резкому обострению конкуренции и ценовой войне, что подкрепляется конкретными цифрами. Согласно исследованиям, внутри страны  к началу 2011 года услугой воспользовались 29 млн. человек из 62 млн. абонентов в стране. После запуска MNP - операторы стали уравнивать стоимость звонков внутри сети и звонков вне сети, стоимость которых ранее могла отличаться, что привело к снижению проникновения сотовой связи, так как абоненты стали отказываться от второй SIM-карты. С 92% в 2008 году  проникновение сотовой связи снизилось до 85% - в 2010 году. При этом  доля крупнейшего оператора сократилась с 56% до 51% в течение четырех лет после запуска MNP. А рентабельность его продаж в первый год  снизилась с 38% до 35%, у конкурентов с 18% до 2%.

Вот как комментирует ситуацию научный руководитель проектов Рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА Казахстан») Василий Калабин: «MNP, сам по себе, никак не влияет на рынок. Влияет стратегия операторов, которую они выбирают. В данном случае они выбрали конкуренцию в ценовом сегменте, и мы видим здесь изменение цен и заметное сокращение рентабельности. В период с 1999 по 2004 год во всех 28 странах Европейского Союза была внедрена эта услуга, и в 2005 году аналитики провели исследование, чтобы выяснить – а сколько людей этой услугой воспользовались? В Скандинавии – Финляндии, Норвегии - была отмечена относительно высокая активность, а в остальных странах - порядка 5-6%  от всей базы номеров было перенесено. Широкого резонанса и применения услуга не получила. В Германии вообще менее процента населения воспользовалось этой услугой. На высоко конкурентных рынках США и Японии также особой популярностью эта услуга не пользовалась».

В России доля абонентов, воспользовавшихся услугой MNP в 2014 году составила только 1%. В Азербайджане, где доля проникновения мобильной связи по итогам 2014 года составляла 112%, а количество абонентов превышало 10,5 млн., также не отмечено большого результата. С момента запуска за 8 месяцев число перенесенных номеров едва превысило отметки 23,5 тысячи единиц.  По мнению экспертов, услуга не вызвала большого интереса отчасти потому, что у абонентов уже было несколько SIM-карт.

Василий Калабин:  «Результаты исследований опыта внедрения MNP показывают, что клиенты, имеющие высокий уровень лояльности к своему  оператору, скорее всего,  со своим оператором и останутся. Однако вопрос цены тоже может играть  важное значение. Другой интересный момент – те изменения, которые MNP может принести на рынок, он привносит уже в первый год, максимум – в первые два года. И если за это время ничего не случилось, то уже и не случится».

Какая же ситуация складывает на казахстанском рынке? Отвечая на этот вопрос, эксперты выделяют три основных фактора, которые  сыграют свою роль при внедрении услуги MNP. Во-первых, это степень лояльности абонентов к своим операторам. Так, по результатам исследования компании EPSI Rating  показатель, отражающий удовлетворенность   абонентов своим оператором мобильной связи в Казахстане в 2014 году увеличился на 3,7% и составил 79,4 балла. Индекс лояльности,  в среднем по отрасли, вырос на 5,8% и достиг уровня 81,4 балла, что, по мнению аналитиков, является достаточно высокой оценкой.

Такие операторы мобильной связи как Kcell, «Кар-Тел» и «Мобайл Телеком Сервис» на начало 2015 г. занимают 19, 27 и 107 место в рейтинге крупнейших компаний страны по версии рейтингового агентства RAEX«Эксперт РА Казахстан». В структуре абонентской базы на конец 2014 г. первое место принадлежит компании  Kcell – 49% рынка. 38% и 13% приходится на долю Beeline и Tele2.

Другой важный фактор при оценке потенциалаMNP – длительность работы абонента со своим оператором. По данным опроса Media Relations Group (MRG), большинство клиентов постоянны в своих предпочтениях сотового оператора: 35% опрошенных пользуются услугами одной компании от одного до трех лет, менее одного года – 23% респондентов, более пяти лет – 21%. При этом многие казахстанцы готовы продолжать дружбу со своим оператором. Такое желание компании 4Service  в ходе опроса изъявили 64% респондентов.  21% казахстанцев рассматривает возможность смены оператора, если у конкурентов качество связи будет лучше, и 12% готовы поменять оператора в пользу более низких тарифов.

«К каким же изменениям на рынке Казахстана может привести внедрение услуги MNP? Прежде всего, нет оснований считать, что это значительно изменит структуру рынка. Но все опять-таки будет зависеть от той стратегии, которую выберут операторы, - говорит

Василий Калабин. - С большой вероятностью можно предположить, что на рынке появится новый импульс для конкурентной борьбы, что приведет к снижению цен, появлению новых тарифов, росту качества услуг и уровня обслуживания абонентов. Это, безусловно, будет хорошо для потребителей. Даже если абонент не собирался менять оператора, компания ему будет предлагать новые системы поощрения и бонусы, чтобы повысить свою ценность. Однако это будет не очень хорошо для самих операторов. Можно предположить, что повышение конкуренции обернется для компаний снижением как доходности, так и рентабельности. Однако, положа руку на сердце, можно сказать, что конкурентная борьба, приводящая к колебаниям рыночных долей, снижение цен и рост качества услуг – все эти тренды мы уже наблюдаем в течение последних нескольких лет. Поэтому MNP, скорее всего, только усилит существующие тенденции, но вряд ли принесет на рынок что-то принципиально новое».

В отношении Kcell эксперты уверены, что компания, занимающая на рынке лидирующую позицию, имеет все шансы сохранить первое место и с внедрением MNP.  Дополнительно преимущество оператору дает и старт услуги внутреннего MNP – право абонентов переходить со своим номером с Kcell в  Activ или с Activ в Kcell. Это, по мнению аналитиков, дает возможность предоставлять дополнительные сервисы, гибче реагировать на потребности абонентов и предлагать клиентам конкурентоспособную линейку продуктов. Большую роль также играет работа над повышением качества услуг. В частности, открытие нового Kcell Store, отвечающего всем мировым и европейским стандартам, также сыграет положительную роль в дальнейшем укреплении позиций компании на рынке. На текущей стадии развития рынка качество связи и уровень обслуживания не менее важны, чем тарифы.

В материале использованы фрагменты презентации «Влияние MNP на рынок мобильной связи» RAEX «Эксперт РА Казахстан»

 

Оставить комментарий

Smart

Наш стартап в Америке
Карлыгаш Еженова
02.11.2015 - 15:37
Internet of Things и Индустрия 4.0
Карлыгаш Еженова
02.11.2015 - 15:37
Стартап бросает вызов Стартап бросает вызов
Карлыгаш Еженова
02.11.2015 - 14:06
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33