Репутация казахстанского бизнеса трещит по швам
Портал exclusive.kz представляет очередной репутационный рейтинг казахстанских компаний за 2016 год, который презентован на проходящем сегодня международном PR форуме. Новацией этого года можно назвать то, что наша редакция решила дополнить качественные показатели (опрос экспертов) дополнить количественными.
Партнер нашего проекта – РА РФЦА – ввело пять дополнительных коэффициентов оценки:
- Коэффициент рентабельности активов (ROA)
- Коэффициент рентабельности продаж (ROS)
- Коэффициент эффективности деятельности
- Коэффициент текущей ликвидности
- Коэффициент финансовой устойчивости
- Показатель Net NPLs (для банков)
Мы исходили из того, что, судя по ситуации в экономике страны, такие критерии, как устойчивость бренда, прозрачность, социальная ответственность, инновационность, качество менеджмента и умение работать в кризисной ситуации уже не могут отражать всю полноту картины.
К сожалению, мы не ошиблись. На графиках вы увидите, что высокий репутационный бал не отражает финансовой устойчивости компаний. И наоборот.
Аналитики РА РФЦА столкнулись с тем, что в большинстве случаев не нашли актуальной информации по большинству компаний. По мнению некоторых экспертов, даже аудированная отчетность крупных компаний не отражает объективной ситуации на этих предприятиях. Что же касается ТОО, то найти в открытых источниках их финансовые показатели практически не реально в силу того, что они попросту даже не обязаны это делать.
Это только подтверждает старый тезис о непрозрачности нашей экономики. В то же время, открытость данных становится в условиях сегодняшнего кризиса не только данью моде. Это четкий сигнал для потенциальных инвесторов, которые сегодня ищут для себя привлекательные проекты для финансирования.
Итак, можно сформулировать три тренда:
1. Несоответствие финансовых и репутационных показателей говорит о том, что возникает необходимость более комплексной оценки ситуации в компаниях. При этом нельзя полагаться на сообщения в СМИ и даже на аудированную отчетность.
2. РА РФЦА проанализировало только пять базовых коэффициентов, которые не дают полную оценку. В полном спектре их анализа – более сотни показателей. Следовательно, кредитные рейтинги представляются наиболее адекватной формой оценки.
3. Нет отраслевой оценки казахстанских предприятий. Мы узнаем о болезни той или иной отрасли уже тогда, когда она практически неизлечима. А это, как правило, чревато плохими последствиями.