пятница, 22 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Господдержка бизнеса: ямочный ремонт вместо новой дороги

Бизнес-сообщество «не заметило» прошедший съезд НПП Атамекен, хотя это на сегодня самая крупная ассоциация предпринимателей. Возможно, дело в том, что, несмотря на слова президента Токаева о развитии конкуренции, НПП монополизировало право на истину и диалог с властью. О чем НЕ говорили на съезде Нацпалаты и какой должна быть новая стратегия развития МСБ? Об этом Марат Баккулов, председатель правления союза обрабатывающей промышленности и Тимур Жаркенов, председатель Союза промышленников и предпринимателей Iskermen.

 

Еженова Карлыгаш: Как вы оцениваете итоги прошедшего съезда НПП РК «Атамекен». О каких насущных проблемах бизнеса там не было сказано?

Тимур Жаркенов: Мне сложно судить, поскольку я не присутствовал на этом съезде, как и большинство моих коллег. Он вообще оказался несколько законспирирован, прошел в более закрытом формате, чем обычно. И все это на фоне обострения ситуации – у предпринимателей на текущий момент много очень острых вопросов, которые остаются без ответа. Как я понимаю, Нацпалата просто не в состоянии на них ответить, поскольку в некоторых вопросах ее позиции прямо противоположны интересам МСБ.

Марат Баккулов: Я, скорее, наблюдал за съездом. Президент и премьер говорили правильные вещи, но ничего экстраординарного не было. Несколько лет назад это был более продуктивный диалог. А теперь это обычное формальное мероприятие: были озвучены какие-то доклады, отчеты, нас куда-то опять направляют… Но никто так и не понял, что такое «рыночные механизмы поддержки». В общем, особых ожиданий не было, как и разочарований.

Еженова Карлыгаш: Но ведь было принято достаточно важное решение о разработке до конца года новой стратегии развития МСБ. Какой она должны быть, на ваш взгляд?

Тимур Жаркенов: На мой взгляд, все послания президента замечательные. Но когда начинается их реализация, к сожалению, получается совсем другая ситуация. Политика с чистого листа, которая сейчас декларируется, звучит здорово, но все пока остается на бумаге.

Марат Баккулов: Я много видел этих инициатив и стратегий и уже привык не обращать на них внимания. Вопрос в том, куда все старые девались? Поэтому я бы не стал обольщаться, что мы разработаем новую стратегию и все изменится. Как всегда, все сведется к одному – дадут еще больше денег тем же, кто их до этого получал. Потом опять возникнет старый вопрос – куда они делись и каков был эффект. Малому и среднему бизнесу нужны понятные правила, а не вечные программы. А мы каждый год просыпаемся с новым налоговым кодексом, с новыми поправками, с новыми изменениями. Причем, что самое что интересное, у нас все пытаются уменьшить и упростить, но в итоге все только сложнее и больше. Когда говорим о дерегулировании, государство для себя должно понять, где оно присутствует, а где – нет. У меня такое впечатление, что государство присутствует, там, где не нужно, а там, где нужно, его нет. Поэтому, прежде чем сделать что-то новое, сначала надо проанализировать прошлые ошибки.

Еженова Карлыгаш: Но какими тогда должны быть меры поддержки? И самое главное, есть ли на это деньги?

– Еще раз – нужны понятные правила и стабильность. Вот с благой целью выделили 1 трлн. тенге на экономику простых вещей: шить майки и производить сковородки. Но там «простыми вещами» уже и не пахнет. В этом списке оказались отели и все остальное. Выделенные на эту программу деньги получили все, кроме тех, для кого они были выделены – производителей обрабатывающей отрасли. Их реальный получатель – корпоративный бизнес. Поэтому, все просто – если «экономика простых вещей», то эти деньги должны идти по назначению. Не в деньгах проблема, а в их распределении.

Кстати, президент это понимает – он постоянно говорит о том, что у нас интересы крупных компаний превалируют над интересами МСБ. С другой стороны, у нас принимаются то программы развития обрабатывающей промышленности, то развития туризма, а теперь – цифровизация наше все… Но ни одна не доводится до конца. А ведь если говорить про производство, то там горизонт планирования – несколько лет, а за это время может оказаться, что какая-то программа уже не действует. Поэтому мы на них не обращаем внимания – только что-то запланируешь, а правительство уже поменяло свои планы.

Тимур Жаркенов: Бизнес очень разный. Допустим, в ресторанном бизнесе одни проблемы, а в торговле – другие. Но в целом их объединяет одно – рукотворные проблемы, созданные самим же правительством. Например, сейчас вводятся такие понятия, как СНТ, маркировка, утильсбор… При этом все они исключительно для усиления контроля. Лучше всего было бы ничего нового не придумывать, а выполнять поручения главы государства. Сейчас такое странное впечатление, что глава государства озвучивает правильные вещи, но каким-то образом они ведут к противоположному результату. И этот результат работает на интересы одних и тех же групп. Поймите, МСБ не нужны какие-то особые условия. Просто не мешайте. Малый бизнес, как трава, прорастет, но государство будто забетонировать все хочет.

Поэтому, на мой взгляд, надо сделать мониторинг всех программ на предмет их эффективности. Но главное – никаких новшеств! А то они больше мешают, чем помогают бизнесу. Просто оставьте его в покое…

Еженова Карлыгаш: Одним из последних новшеств можно назвать утильсбор, введение которого спровоцировало предпринимателей даже на митинги и автопробеги. Однако, каждый раз правительство предлагает переговоры, которые ни к чему не приводят. То же самое можно сказать о последнем решении о возврате госсубсидий, когда аграрии готовились к чрезвычайным мерам. В общем, бизнес радикализируется, но приводит ли это к какому-то прогрессу?

Тимур Жаркенов: Ситуация складывается парадоксальная. Все наши инициативы по проведению митингов или хотя бы автопробегов заканчивались тем, что государственные органы предлагали «обсудить вопрос». Но ни одно из обещаний, данных вплоть до уровня министра, не было реализовано. Поэтому, возникает большой вопрос: стоит ли им доверять? Насколько вообще правительство действительно способно влиять на ситуацию? Такое ощущение, что госаппарат на текущий момент не функционирует.

Еженова Карлыгаш: Боюсь, если вещи называть своими именами, то правительство сегодня выполняет роль структуры, вынужденной действовать в интересах одной бизнес-группы, вопреки интересам нескольких отраслей. Предполагается, что эту проблему должна решить цифровизация. Что такое цифровизация для нашего бизнеса? Не воспринимают ли ее как еще одну статью расходов?

Марат Баккулов: Во-первых, что вкладывают чиновники в слово цифровизация? Понятно, что это те вещи, которые позволяют перевести бизнес в цифру и избавиться от человеческого фактора. Но если цифровать бардак, то получится оцифрованный бардак. А если говорить о бизнесе, то любой из нас рассуждает с точки зрения эффективности: вложение денег и полученный результат. Если это помогает мне зарабатывать больше денег, то я сделаю это без лозунгов и призывов и без помощи государства. Ну а если чиновникам хочется об этом прокричать с трибун – я не против. Но цифровизация это не фишка, не «волшебная кнопочка». Поэтому должна быть последовательность: сказали – сделали, не получилось – изучили причины. А пока для меня это звучит, как лозунг, не более.

Еженова Карлыгаш: На съезде Токаев обещал раскрыть «тайну за семью печатями» – оцифровать, сделав прозрачными, данные о земельных участках, о генпланах, доступных мощностях и т.д. Насколько мне известно, мы говорим об этом уже несколько лет, хотя в той же Украине на это потратили всего несколько месяцев. Видимо, вопрос в политической воле. Вы верите, что теперь в стране начнутся какие-то изменения?

Марат Баккулов: Сколько бы ни ругали наш егов, ЦОНы, все равно эта система работает. Я помню те времена, когда в ЦОНе платили «помогайкам» бешенные деньги, и мы не могли получить справки неделями. Значит, цифровизация работает. Значит, в этом случае стоят чьи-то интересы – не случайно информация закрыта. Теперь вопрос в том, сможет ли президент переломить ситуацию. Например, госзакупки тоже были тайной за семью печатями и понятно, что они и сейчас далеки от совершенства. Но, по крайней мере, можно увидеть, кто выиграл и по какой цене.

Тимур Жаркенов: Цифровизация – это очень хорошая вещь и за ней будущее. Но вопрос в реализации. Та же история со Сбером показывает, что пока общественность не заинтересовалась, прозрачности решений нет. Да и до сих пор многие вопросы остались и без ответа. Но если государственные базы станут полностью открытыми, это будет здорово. Но лозунги здесь не помогут. При этом, госуслуги у нас действительно доступны по сравнению с другими государствами, где ничего подобного даже нет даже среди развитых стран. Поэтому не надо посыпать голову пеплом – у нас далеко не все плохо, но есть куда расти.

Еженова Карлыгаш: Возвращаясь к новой стратегии МСБ – на мой взгляд, невозможно сделать стратегию определенной отрасли, если нет, как таковой, общей экономической стратегии у государства в целом. Несмотря на недавно презентованные Нацпланы, несмотря на обилие госпрограмм, у государства нет образа будущего, а значит, бесполезно чинить деталь автомобиля, если в нем не работает двигатель. Как вы думаете, кто эти акторы, которые способны этот образ будущего создать? А еще точнее, способно ли бизнес-сообщество выпрыгнуть из собственных штанов, подняться над собственными страхами, ограничениями, стать более амбициозным и все-таки начать влиять на ситуацию?

Марат Баккулов: Если бизнес выскочит из штанов, может остаться голым. Эта шутка, конечно, но вы правильно говорите – нет общей стратегии. Поэтому все попытки развивать какие-то отдельные направления разбиваются об системную неопределенность. А главное, не решена фундаментальная задача неприкосновенности частной собственности. Сейчас мы пытаемся лечить больного наугад, не имея диагноза. Все это приводит к тому, что даже бизнес идет на крайние меры и уже готов выходить на улицы. Когда такое было? Да никогда. А ведь бизнес крайне неохотно выходит из зоны комфорта, но не потому, что трусливый, а потому, что мы крайне заинтересованы в стабильности – деньги любят тишину. Но даже мы уже готовы шуметь – у нас нет понимания, что будет с нами завтра.

Тимур Жаркенов: Вы подняли основополагающий вопрос о самосознании бизнеса. Но давайте посмотрим правде в глаза – бизнес создан для того, чтобы работать, мы не на одной чаше весов с государственным аппаратом. Действительно, любые общественные волнения – это, прежде всего, для бизнеса катастрофа. И здесь у нас с государством общие интересы. Но если даже бизнес радикализируется, то это уже большой сигнал о том, что государственный аппарат не справляется со своим функционалом. Если государство не слышит сигналы бизнеса, то значит, перестал работать механизм сдержек и противовесов различных интересов. Это значит, что интересы определенных кланов более приоритетны, чем интересы сотен тысяч предпринимателей, а государство ничего не может с этим сделать.

Дело не в том, что крупный бизнес плохой, а малый и средний – хороший. Бизнес, есть бизнес. Но между ними должен быть здоровый баланс. Если крупный бизнес хороший налогоплательщик, то малый и средний создает рабочие места. Повторюсь, меня абсолютно устраивают те политики, которые озвучиваются Елбасы и президентом Токаевым, но в реализации есть большие пробелы. Причем, их еще не поздно устранить. Я бы сказал даже, сейчас для этого самое время. Общество ждет изменений, бизнес ждет. Причем, в правительстве сидят очень неглупые люди, но почему-то в целом система не работает.

Оставить комментарий

Мозговой Штурм

Инфляция в Казахстане: нас ждет идеальный шторм Инфляция в Казахстане: нас ждет идеальный шторм
Редакция Exclusive
Сможет ли ОДКБ стать альтернативой НАТО? Сможет ли ОДКБ стать альтернативой НАТО?
Редакция Exclusive
Куда податься Центральной Азии: ЕАЭС или Тюркский союз? Куда податься Центральной Азии: ЕАЭС или Тюркский союз?
Редакция Exclusive
Джамиля Стехликова: «Выборы – лучший инструмент формирования новых политиков» Джамиля Стехликова: «Выборы – лучший инструмент формирования новых политиков»
Редакция Exclusive
Казахские ценности – это и есть общечеловеческие ценности Казахские ценности – это и есть общечеловеческие ценности
Редакция Exclusive
Кто виноват в росте разводов в Казахстане: родственники или социальные сети? Кто виноват в росте разводов в Казахстане: родственники или социальные сети?
Редакция Exclusive
Канат Нуров: «Я хочу стать «своим» в Нур-Султане Канат Нуров: «Я хочу стать «своим» в Нур-Султане
Редакция Exclusive
Вести здоровый образ жизни? В Казахстане это очень дорого Вести здоровый образ жизни? В Казахстане это очень дорого
Редакция Exclusive
В случае конфликта никто за Казахстан воевать не будет. Но казахов лучше не трогать В случае конфликта никто за Казахстан воевать не будет. Но казахов лучше не трогать
Редакция Exclusive
Нагорный Карабах: уроки для Центральной Азии Нагорный Карабах: уроки для Центральной Азии
Редакция Exclusive
Нужна ли Казахстану промышленная революция? Нужна ли Казахстану промышленная революция?
Редакция Exclusive
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ: информационная колония России ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ: информационная колония России
Редакция Exclusive
Тогжан Кожалиева, HAQ: «Казахстанская стабильность – это стабильность провинциального болота» Тогжан Кожалиева, HAQ: «Казахстанская стабильность – это стабильность провинциального болота»
Редакция Exclusive
Дружат с Пекином все одинаково, а враждует каждый по-своему Дружат с Пекином все одинаково, а враждует каждый по-своему
Редакция Exclusive
Казахстан превратился в свалку старых автомобилей Казахстан превратился в свалку старых автомобилей
Редакция Exclusive
Введение утильсбора привело к росту стоимости автомобилей и сельхозтехники Введение утильсбора привело к росту стоимости автомобилей и сельхозтехники
Редакция Exclusive
В Казахстане идет схватка за сотни миллиардов тенге «мусорного бизнеса» В Казахстане идет схватка за сотни миллиардов тенге «мусорного бизнеса»
Редакция Exclusive
Эудард Мухамеджанов: «Независимые суды – это гарантия безопасности для уходящих элит» Эудард Мухамеджанов: «Независимые суды – это гарантия безопасности для уходящих элит»
Редакция Exclusive
Эудард Мухамеджанов: «Возможно, пришло время отказаться от президентской формы правления» Эудард Мухамеджанов: «Возможно, пришло время отказаться от президентской формы правления»
Редакция Exclusive
АЭС превращается в инструмент геополитического влияния АЭС превращается в инструмент геополитического влияния
Редакция Exclusive
МИРНЫЙ АТОМ В ГИБРИДНЫХ ВОЙНАХ МИРНЫЙ АТОМ В ГИБРИДНЫХ ВОЙНАХ
Редакция Exclusive
Почему казахстанские профсоюзы выгнали из приличного общества Почему казахстанские профсоюзы выгнали из приличного общества
Редакция Exclusive
Минский гамбит – начало военной агрессии или ложная тревога? Минский гамбит – начало военной агрессии или ложная тревога?
Редакция Exclusive
ОСДП: Никакие переговоры с властью мы не ведем ОСДП: Никакие переговоры с властью мы не ведем
Редакция Exclusive
Нам нужен всенародный референдум о новом образе будущего Казахстана Нам нужен всенародный референдум о новом образе будущего Казахстана
Редакция Exclusive
Альнур Ильяшев: Елбасы должен создать «Фонд покаяния» Альнур Ильяшев: Елбасы должен создать «Фонд покаяния»
Редакция Exclusive
Кодекс о здоровье – очень хороший коммерческий проект для избранных Кодекс о здоровье – очень хороший коммерческий проект для избранных
Редакция Exclusive
«Подарки Кремля»: милитаризация как идеология российской власти «Подарки Кремля»: милитаризация как идеология российской власти
Редакция Exclusive
Нурлан Амрекулов: «У России есть шанс воссоздать на евразийском пространстве великую империю СССР 2:0» Нурлан Амрекулов: «У России есть шанс воссоздать на евразийском пространстве великую империю СССР 2:0»
Редакция Exclusive
Вадим Борейко: «Аренда в нацпарках: доверять фактам, а не сказкам» Вадим Борейко: «Аренда в нацпарках: доверять фактам, а не сказкам»
Редакция Exclusive
Смогут ли казахи научиться доверять друг другу? Смогут ли казахи научиться доверять друг другу?
Редакция Exclusive
Фонд Елбасы подготовил «трансформационный спецназ» Фонд Елбасы подготовил «трансформационный спецназ»
Редакция Exclusive
Жанна Курмангалиева: «Комитет науки ищет агентов перемен» Жанна Курмангалиева: «Комитет науки ищет агентов перемен»
Редакция Exclusive
Гульмира Илеуова, социолог: «В обществе вырос запрос на перемены любой ценой» Гульмира Илеуова, социолог: «В обществе вырос запрос на перемены любой ценой»
Редакция Exclusive
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33