пятница, 22 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Альнур Ильяшев: «Токаеву нужно придать легитимность Нур Отану»

Активист Альнур Ильяшев, осужденный за критику «Нур Отан» и правительства, предложил меры, которые помогут спасти партию власти в интервью exclusive.kz. В частности, он предлагает ее реорганизацию за счет выделения в ней «Партии протестной инклюзии», что вполне уместно при существующем законодательстве.

 

– Мы все знаем о ваших особых отношениях с партией «Нур-Отан», поэтому ваша точка зрения будет особенно интересной. Как вы можете прокомментировать, если не массовый, то достаточно заметный отток членов партии «Нур Отан» из её рядов, который мы видим последние дни?

– Это естественная реакция граждан на январские события этого года. Я знаю, что среди членов «Нур Отан» много людей, действительно искренне желавших перемен, руководствовавшихся идеей служения народу. С другой стороны, такой эмоциональный шаг, к сожалению, не столь своевременный, как хотелось бы.

– Несколько смутило то, что Елбасы в своём последнем выступлении дал понять, что «Нур Отан» возглавит Токаев, что априори предполагает, что этот вопрос уже решён и это выглядит, мягко говоря, не демократично.

– У нас всегда все было не демократично, особенно в партии «Нур Отан». Сам авторитарный характер власти чётко отражён в этой партии.

– Тем не менее, совершенно очевидно, что как прежде уже не будет, это понимают даже в «Нур Отан». Какой из вариантов съезда вы бы назвали наиболее адекватным: саморопуск партии, переизбрание её главой действующего президента, изменение формата партии и её ребрендинг?

– Учитывая слова Назарбаева, сценарий был утверждён уже давно. Насколько я помню, на политбюро ещё в конце ноября объявило об изменениях в своём составе, и этот срок выдержан. Другое дело, что под влиянием январских событий должен был состоятся ребрендинг партии. Тем более, что Токаев показал, что он умеет оперативно принимать решения в сжатых условииях. Он смог за короткое время принять решение о вводе ОДКБ, а потом его формально выполнить в считанные часы. В этом контексте самороспуск партии был бы излишне радикальным. Это может вызвать политический кризис, всё-таки это партия парламентского большинства. У неё есть свой электорат. Но и тот факт, что агрессия граждан в январе была направлена в том числе и на здания этой партии, продемонстрировала, что её поддерживает гораздо меньше, чем 71% населения. Пора назвать реальные цифры.

– А что, на ваш взгляд, мог бы сделать «Нур Отан» в контексте январских событий?

– Здесь бы я мог предложить реорганизацию партии с точки зрения придания легитимности действующему составу мажилиса. Речь идёт о выделении из «Нур Отан» партии под проектным названием «Партия протестной инклюзии». Тем более, это предусматривает и закон «О политических партиях», и Устав партии, дающий соответсвующие полномочия съезду. Туда можно было включить представителей протестного политического поля. Для сохранения «Нур Отан» конституционного большинства, исходя из текущих 76 мест, я думаю 55% в 170-местном парламенте было бы более, чем достаточно. И в этом контексте, если бы они выделили 17 мест в составе мажилиса по одному человеку из каждого региона, можно было начать политические реформы. Тот же Макс Бокаев в Атырау продемонстрировал, что он реальный лидер, что он может управлять процессом, выстраивать правильную повестку дня и отстаивать её. Такого плана люди могли бы в мажилисе провести большую, серьёзную работу для будущего нашей страны.

Всё это можно было бы сделать в рамках реорганизации партии. Правда, пришлось бы формировать новый партийный список, но власть уже не раз доказывала, что может очень быстро менять законодательство.

– А каковы аргументы в пользу такого экзотичного варианта?

– Давайте признаем, что январские события – это демонстрация наличия общественно-политического кризиса. Это показатель того, что накопленная фрустрация в один момент вылилась в такие радикальные формы. Мы можем прийти к тому, что опять какие-то не умелые, не уверенные решения или проявление какого-то лицемерия станут тригером для новых протестов. Уверен, с учётом сложившейся социально-экономической обстановки в стране, это очень реальный сценарий. Уверен, у власти в загашнике есть много непопулярных и не правильных решений, на которое она вынуждена будет пойти.

– В контексте январских событий репутации правящей партии нанесён достаточно серьёзный урон. Как вы думаете, что помогло бы сегодня сохранить ей лицо?

– Даже в нынешнем составе, не доходя до внутрипартийных изменений, в рамках существующего мажилиса нужно было бы запустить процедуру реабилитации жертв политических репрессий. То есть начать применять Закон о реабилитации, принятый ещё в 1993 году для реабилитации участников декабрьских событий 1986-го. Есть все законные основания для его применения, в том числе для уже осуждённых по политическим мотивам, преследуемых граждан. Те же самые 13 активистов, которые недавно были осуждены, в понимании властей, якобы за участие в экстремисткой организации, хотя она таковой не является, по моему мнению, как и по мнению международного сообщества. В контексте именно январских событий можно было внести дополнительный подпункт, в ст. 2 Закона о реабилитации жертв массовых политических репрессий: «подлежат реабилитации лица за участие в событиях 17-18 декабря 1986 г. в Казахстане, за исключением лиц, осуждённых за совершение умышленных убийств, и посягательства на жизнь работника милиции, народного дружиника в этих событиях, в отношении которого сохраняется действующий порядок, пересмотр уголовных дел». Основная масса мирных демонстрантов должна быть реабилитирована, а тем более в отношении тех, к кому применялись пытки, должны получить компенсацию от государства.

Это и будет запуском примерительного процесса в обществе. Когда власти заявляют, что «наша сила в единстве», нужно понять, что стоит за этим очередным лозунгом. Единство внутри чего? Внутри партии? Внутри власти? Или внутри всего народа Казахстана? Нельзя быть наполовину беременной – если делать, то делать в отношении всех. Надо понимать, что партия «Нур Отан» и сама власть несут прямую ответственность за то, что произошло в стране. Это накапливалось годами, люди пытались протестовать годами, пытались саморганизоваться в рамках, установленных законодательством. Но профсоюзы закрывали, до сих пор нет возможности зарегистрировать политические партии, чтобы люди в рамках подобных структур учились демократическим процедурам, делали это всё в мирном порядке. Не выходили на площади и улицы, а в залах заседаний мажилиса, маслихатов. И дело далеко не в некоем заговоре. Просто народу надоело всё.

В цивилизованном обществе, безусловно, должны быть цивилизованные институты мирного разрешения конфликтов. Я считаю, что концепция слышащего государства именно с этим столкнулась. Как говорится в поговорке: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Вот они сто раз слышали, в итоге на улицах городов Казахстана увидели.

Оставить комментарий

Table Talk

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33