Путь подонка
Когда я прочитал о событиях в Таразе, случившихся 12 ноября, возникло ощущение чего-то знакомого, как будто где-то это уже происходило или было показано, но в деталях не удержалось в памяти. Но это была не ассоциация со всякими халифатами и джихадистами. У халифатских суицидников на первом плане стоит их собственная смерть, для них важно одно-единственное событие, которое можно заранее любовно обсосать в своём униженном сознании и заранее оплакать величие своей смерти на все лады. Тут любой каскад событий дробит значимость каждого эпизода в отдельности, разрушает театральную целостность образа, и к тому же возможные случайности снижают шансы реализации слишком сложного плана в целом. Спланированный заранее типичный халифатский теракт был бы спланирован поумнее, и именно поэтому его можно было бы как-то предвидеть и пытаться предотвратить, вдумываясь в логику преступника. Да, есть ещё халифатские зомби — изнасилованные женщины, которых отправляют взрывать себя, обещая в противном случае забить камнями, как положено в халифатах. Они ведут себя, как замороженные на поводке, и на них таразский убийца похож ещё меньше. Но на кого же он похож? Да вот на кого — на героя американского боевика-ужастика, который внезапно попал в чрезвычайную ситуацию и прёт напролом, стреляя в упор без колебаний. Не зря в первые часы после событий в новостях мелькала кличка «Терминатор». Через пару дней кличка исчезла, но это не потому, что тут нет никакого сходства. Просто не наши это герои — те, что из американских боевиков. Мы не восхищаемся подонком, хоть он тут тройное сальто сделает из своей и чужой смерти. Это у них герой может круто убивать невиновных людей, и за эту крутизну им будут восхищаться авторы и зрители фильма. Это у них «cool» значит «круто». А у нас это просто мерзко. Не можем мы полюбить холодную кровь и ледяную жестокость. Зачем только смотрим, зачем детям своим даём смотреть? Ведь понимаем, что всё это — психическая болезнь американской культуры. А всё равно смотрим — как на уродов в кунсткамере, которые просто не могут появиться в реальности, потому что это невозможно. А оно ведь возможно, вот в чём беда. Любое уродство, которое красиво показано, рано или поздно найдёт свою больную психику, поселится в ней и будет ждать своего часа. Сначала стали появляться американские подростки, устраивающие стрельбу в школе. У каждого из них была обдуманная тактика расстрела, тренировка в тире, план проноса ствола в школу, и ни у одного не было никакого смысла в поступке. Было рабское следование подростковой психики усвоенному кинообразцу, который учит, что убивать людей — это очень даже cool, если это даёт хороший кадр. А ещё лучше — много хороших кадров, с брызгами крови и мозгов. Именно этим отличаются дальние западные уроды от ближних халифатовских — дальним нужна не театральная опера, а драйвовый боевик, много кадров, длинный каскад смерти, серия убийств, сплошной поток непрерывного кошмара. И если этот каскад спонтанный, неспланированный — это тем более cool. Ну ладно, думали мы, это у них, на американской родине терминаторов и наёмных киллеров, случаются такие кошмары, но вот уже в цивилизованной Европе это просто невозможно. А потом был Брейвик в Норвегии — более семидесяти трупов, большинство из них — дети, потери полиции — один человек. Какие они там сделают выводы в Норвегии, ума не приложу. Наверное, наградят своих трусов в погонах и пожмут плечами. Именно на основе внешней эстетики событий я и полагаю, что убийца Максат Кариев — это скорее реинкарнация норвежца Брейвика, чем раб арабского халифата. Это не исключает противоположной декларируемой мотивации Брейвика и Кариева. Первый что-то вещал против халифата, а второй мог быть в чём-то за эту средневековую арабскую систему. Но на самом деле оба, прежде всего, абсолютные отморозки, не ведающие чужого страдания или получающие от него удовольствие. Это могла быть, во-первых, психическая болезнь, которую умеют распознавать психиатры. А во-вторых, это было упоение американской культурой аморального убийства, которую Голливуд насаждает повсюду с маниакальным упорством. Пусть американцы радуются своим убийцам, если хотят. Мы смотрим на эти вещи принципиально иначе. Подонок М. Кариев на каждом своём шагу совершал предательство доверившихся ему людей, которое у нас не имеет оправдания даже на полволоска. Мы ведь и не замечаем, что каждый из нас доверяет свою жизнь каждому встречному на улице города. Если бы мы жили по законам боевиков, не выходили бы из дома без ствола, снятого с предохранителя, и всегда стреляли бы первыми, как положено по-ихнему, по-вестерновски. Но мы так не делаем, потому что доверяем друг другу. И если преступник на улице внезапно стреляет в человека, который заведомо не был намерен вести с ним огневой бой, он совершает именно подлое и трусливое предательство своего соотечественника, а вовсе не добивается какой-то там удачи в бою. Это в полной мере касается и стрельбы в полицию, которая ходит по улице. На них надета форма, которая постоянно обозначает, в кого должен первым стрелять преступник. И у них оружие на предохранителе, чтобы случайно кого не задеть. Они доверяют людям, и не рассчитывали на урода даже тогда, когда задерживали его по ориентировке. Мы знаем, как американская полиция задерживает предположительно вооружённого преступника в автомобиле — палец полицейского дрожит на спуске пистолета, ствол нацелен точно в голову подозреваемому, выпученные глаза и истерический крик. Ни один псих не рискнёт пошевелиться, потому что мочить будут сразу, не столько даже от полицейской крутизны, сколько от страха. А как задерживали Кариева полицейские на дороге? Что им мешало снять автомат с предохранителя и направить его в голову уроду до того, как его машина остановилась и руки освободились? Ни ловкость, ни даже удача тут ни при чём. Они, как это ни странно, доверяли ему, почти как нормальному человеку, и заплатили за своё доверие жизнью. А как конные полицейские планировали взять вооружённого автоматом отморозка, не имея оружия вообще? Это ведь только сейчас начальство додумалось, что камча недостаточно убедительна, и вооружило-таки всадников. Таким образом, для настоящего мерзавца нет никаких технических проблем в том, чтобы убивать полицейских на улице, если те ему доверяют, как средневменяемому гражданину или хотя бы как среднекриминальной личности. А обман доверия — это предательство. Так что если солдаты халифата заочно приняли предателя Кариева в свои ряды, они явно не ориентируются в ситуации. Будь они хоть немного умнее, открещивались бы от него, как от чумы, как все европейские нацисты дружно отказались от общности с Брейвиком. И всё же есть одно важное различие в норвежских и казахстанских событиях. У норвежцев полиция полтора часа ждала, наверное, когда у убийцы кончатся патроны, позволив ему расстреливать детей. Казахские полицейские бросались на убийцу хоть с голыми руками и погибали от его пуль и бомбы, но не дали ему времени убивать мирных граждан, отвлекая его огонь на себя и беспрерывно преследуя. Павшим героям вечная память. Если у простой казахстанской полиции такой моральный уровень и боевой дух, то любые халифаты уже заведомо проиграли свою войну. Но это, конечно, если кто-то на верхних этажах аппарата власти страны не предаст доверившихся.