Люди как боги или искусство дилетантов
Один очень думающий человек сказал как-то замечательную фразу: искусство – это единственная возможность уподобиться творцу.
В переводе с английского creator – креатив – дословно переводится как создатель. У нас смысловой аналог – творец.
Успех ни одной мировой корпорации немыслим без креативного творческого элемента. Креативное мышление необходимо экономике сегодня больше, чем деньги. Потому что именно оно создает новые возможности в сельском хозяйстве или строительство, биотехнологиях или энергетике. Модное сегодня слово инновации – это тоже есть не что иное, как создание новых возможностей
Более того, один из признаков развитых стран – передача рутинных производств и услуг на менее развитые рынки, а себе они оставили роскошь создания новых технологий, роскошь творить и созидать, не забывая при этом пристально следить за всем самобытным, талантливым и новаторским, что по недосмотру появляется на периферии цивилизационных узлов. Именно люди, а не товары и услуги, сегодня становятся самым ценным товаром.
И вот здесь начинается самое интересное для нас – рожденных на периферии, как принято нами самими же считать.
Антимиф № 1: Творчество лишено снобизма. Оно не признает цвета кожи, уровня доходов или географического расположения. Большинство людей, перевернувших мир своим талантом (Стив Джобс, Мария Каллас, Адриано Челентано) – выходцы из глубоких провинций. И скорее всего, именно в этом и есть промысел божий.
Антимиф № 2.
Именно деятели культуры и искусства, становятся кумирами народов и человечества. Политики или бизнесмены могут только мечтать о степени их влияния и популярности на общество. Вот истинная власть над людьми, которой не подвластны ни время, ни расстояния.
Антимиф № 3.
Лишь искусство принимает и приветствует дилетантов, оно открыто и общедоступно. В этом с ним может сравниться только спорт. Более того, так же как и в спорте, любительские занятия искусством на протяжении всей человеческой истории не только не возбранялись, но приветствовались, чего нельзя сказать о других сферах человеческой деятельности.
Антимиф № 4.
Стоимость «входа» на рынок искусства и культуры баснословна и низка одновременно. Если вы талантливы, то тогда достаточно трудолюбия и упорства. И если совсем недавно вы не смогли бы никуда пробиться без продюсера, то сегодня интернет практически обесценил их услуги. Созидайте, творите – и продюсеры сами найдут вас. Даже кино, считавшееся больше технологической индустрией, сегодня значительно подешевело. Что же касается живописи, музыки и литературы, то
стоимость производства в этих видах искусства очень невелика.
Антимиф №5.
Долгое время культура и искусство считались делом скорее престижа и принадлежности к избранным. Сегодня оценки меняются. Большинство развитых стран живут сегодня не за счет производства, а за счет туризма во всех его проявлениях: музеи, парки, кино, мода, театры, выставки и пр.
Причем, все это – ответ на мучительные вопросы, которыми сейчас превелико озабочены наши экономисты. Если вы просите у нашей молодежи, почему она бежит в город, то она простодушно ответит – некуда сходить. Молодежь, с ее огромной энергией, потенциалом, ресурсами ищет в городе увы даже не работу, а ту особую атмосферу, которая царит в кинотеатрах, развлекательных центрах, концертах, и даже, прости господи, в музеях.
Впрочем, и мы уже стремимся на запад уже не за шмотками, и даже не за сервисом – мы платим за атмосферу.
Антимиф №6.
Запад на то и запад, что первым видит и определяет тренды. Признанием ведущей роли креативного класса и креативной индустрии является специальный, посвященный ей доклад ООН, рассматривающий итоги и перспективы развития этой быстро растущей отрасли во всем мире. «Растущая креативная экономика, - говорится в докладе, - стала ведущим компонентом экономического роста, рынка труда, торговли и инноваций, а также социальной гармонии в наиболее развитых экономиках. К сожалению, большая часть развивающихся стран
пока не мо гут поставить свой творческий потенциал на службу развитию, что отражает слабости внутренней политики и деловой среды. Тем не менее, креативная индустрия предлагает развивающимся странам новые возможности ворваться и утвердиться в новых быстро развивающихся областях мировой экономики».
Стимулирование креативной индустрии и рост креативного класса особенно перспективны в развивающихся странах, так как опора на креативную индустрию позволяет развивающимся странам совершить рывок в своем экономическом
развитии.
Антимиф № 7.
На заметку тем, кто снисходительно относится к гуманитарям – история не знает ни одного примера, когда ею управлял физики или математики. Историю делали гуманитарии, а физики и математики, даже гениальные, обслуживали их амбиции. К сожалению, не всегда оправданно. Без творчества не была бы создана ни одна крупная индустрия.
Антимиф № 8
Возможно, еще один ключ к пониманию феномена творчества в том, что в образовательном процессе будущие деятели искусства заняты собственно тем же, чем они будут заниматься впоследствии: музыканты играют, режиссеры ставят спектакли и делают фильмы, художники создают произведения изобразительного искусства и т.д. То есть уже в процессе художественного
образования у будущих деятелей культуры и искусства складывается та психология
труда, которая будет характеризовать их в дальнейшем.
Антимиф №9.
Погоня за признанием, подразумевающая постоянное стремление к
совершенству и неудовлетворенность собой, эти вечные спутники творчества
приводят к тому, что человек, занимающийся искусством, воспринимает так называемое «пожизненное образование» (lifelong learning), принятое в креативной экономике, как естественную норму. Работники же других сфер зачастую воспринимают необходимость постоянно учиться как досадную помеху.
Именно поэтому среди людей искусства, вопреки распространенному мнению, чрезвычайно редки невротичные личности со слабой психикой. То, что в современном менеджменте воспринимается как «аврал» – работа с небывалым напряжением и в кратчайшие сроки, в искусстве и художественном
образовании считается нормой.
Антимиф 10.
Искусство – это постоянное депонирование в будущее, это всегда отложенный и непредсказуемый результат. Люди, работающие в культуре и искусстве, привыкают к мысли о том, что отложенный результат и длительные усилия, до поры до времени неоцененные – это и есть норма, господствующая на рынке. Как правило, прочие профессии вознаграждаются практически сразу.
Эпилог.
Страна неспособна достичь значительных достижений ни в экономическом, ни в социальном развитии без креативного класса с его специфической культурой труда. Только раскрепощенное сознание, внутренняя свобода, которое немыслимо без творчества, рождает великие идеи.
Именно в творчестве кроется наша возможность вырваться из списка развивающихся стран, которым уготованная рутинная работа. Нам достаточно только быть талантливыми и работать. И больше ничего.