Мало государства и много открытости
В 2010 году Государственный Совет Китая определил три крупных городских кластера в качестве стартовых площадок для смарт- урбанизации: дельта реки Янцзы (YRD), дельта реки Чжуцзян (PRD) и поселение Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй (BTH). Фактически, Китай в настоящее время создает 19 “супер-городов кластеров”, которые к 2030 году, по оценкам HSBC, составят около 80% ВВП страны.
К 2014, году PRD превратился в район Большого залива (GBA), охватывающий девять городов вокруг PRD в Южном Гуандуне, а также Гонконг и Макао. Как отмечается в недавнем отчете HSBC, каждый из трех крупнейших городских кластеров Китая имеет ВВП, превышающий ВВП Испании; к 2025 году все вместе они составят 45% от общего ВВП Китая. Из них GBA является наименьшим по численности населения, с 70 миллионами жителей, по сравнению с 120 миллионами в YRD и 112 миллионами в BTH. Тем не менее, GBA вносит 1,5 триллиона долларов в ВВП Китая – в целом 12% – и составляет 37% от общего объема экспорта страны. Рост ВВП кластеров значительно выше, чем у остальной части Китая.
GBA является местом высокой концентрации динамичных частных предприятий, таких как Tencent, Midea и Huawei. Это также самый инновационный городской кластер в Китае, создающий более 50% международных патентных заявок страны. По данным HSBC, GBA является наименее обремененным неэффективными государственными предприятиями и избыточными производственными мощностями.
Причина проста: GBA гораздо более ориентирован на рынок, чем его партнеры, а Гонконг и Макао гораздо более открыты для внешнего мира, чем любые другие китайские города. Оба города не только обеспечивают более свободный поток товаров, услуг, капитала, технологий, талантов и ресурсов, но также отвечают мировым стандартам с точки зрения нормативных положений, деловой практики, социальной инфраструктуры и даже образа жизни.
Все это свидетельствует о том, что Китай должен работать над созданием своего собственного спроса, используя в полной мере свой потенциал для проведения политических экспериментов, долгосрочного планирования и принятия прагматичных решений.
В течение десятилетия после глобального экономического кризиса 2008 года, страны с развитой экономикой в значительной степени полагались на легкую денежно-кредитную политику, в надежде, что значительные объемы ликвидных средств и сверхнизкие процентные ставки позволят создать достаточный спрос для устранения избыточных мощностей. Но это подорвало производительность, стимулировало спекулятивную деятельность, способствовало образованию “финансовых пузырей” и усугубило неравенство доходов и имущественного неравенства.
Поскольку граждане развитых стран все больше разочарованы этим положением дел, политики – в частности, Президент США Дональд Трамп – попытались успокоить их иммиграционными ограничениями и протекционистскими торговыми мерами. Но, хотя это может временно удовлетворить некоторые сегменты населения этих стран, это в конечном итоге усугубит ситуацию сдерживанием глобального спроса, усугублением структурных дисбалансов (включая торговые дисбалансы), что в конечном итоге приведет к общему спаду.
Все это имеет значительные последствия для Китая, который стал основной мишенью тарифов администрации Трампа, обвиняющего Пекин в глобальном избытке производственных мощностей. В этом контексте, более остро, чем когда-либо, Китай ограничивает свою зависимость от внешнего спроса и высокого уровня инвестиций за счет стимулирования устойчивого внутреннего потребления. Успех будет зависеть от дальнейшего использования Китаем того, что мы называем “BREEP методология”, в соответствии с которой регулирующие органы просматривают, исследуют, экспериментируют, оценивают и продвигают то, что работает, постоянно совершенствуя и адаптируя свои инструменты и тактику.
С 2000 года, долгосрочный план Китая по увеличению доходов, сокращению неравенства и защите окружающей среды зависит от гармоничного развития инноваций и урбанизации. Китай надеется создать зеленые и эффективные городские кластеры, населенные все более образованными рабочими, которые могут потреблять на устойчивой основе.
Текущая экономическая теория предоставляет мало руководств о том, как достичь эффективного цикла растущего дохода и производительности, что жизненно важны для динамичных и процветающих городов. Но, используя свою BREEP методологию, Китай научился тому, что отказ от универсальных подходов и поощрение конкуренции между городами, является ценным средством достижения успеха в стратегиях развития.
Безусловно, Китайские лидеры не просто почивают на лаврах своих успешных городских кластеров; напротив, они работают над тем, чтобы применить свои уроки по всей стране. Например, начиная с 2013 года, Национальная комиссия Китая по развитию и реформам провела глубокий анализ уроков из Фошаня, одного из самых динамичных городов GBA, с тем чтобы спланировать дальнейшее развитие кластера с лучшими и более инновационными стратегиями.
NDRC проанализировал исследования по смарт урбанизации со стороны Всемирного банка, McKinsey и других, с тем чтобы получить представление о том, как группирование может поддержать экономический рост и инновации. Чтобы расширить свои исследования, планировщики NDRC напрямую сотрудничали с местными чиновниками, инвесторами и зарубежными экспертами.
Затем начался этап экспериментов с созданием Зоны свободной торговли Шанхая и экспериментальной Зоны свободной торговли Пиньянь Цяньхай-Шеку. Оценки этих экспериментов привели к объявлению в прошлом году большего количества ЗСТ, а также к Новой области Сьонгань, амбициозному плану по преобразованию – с использованием передовых технологий – пыльных равнин в Хэбэй под Пекином и Тяньцзинем, в динамичный зеленый город модель.
Китай также должен работать над тем, чтобы способствовать еще более быстрому росту в городских кластерах, которые уже успешны. В рамках GBA, в Гонконге, где расположены несколько из 100 лучших университетов мира, существует явное сравнительное преимущество в фундаментальных исследованиях. Между тем, Шэньчжэнь, Дунгуань, Фошань и другие города GBA обладают мощными возможностями для инновационных исследований и разработок, ориентированных как на рынок, так и на производство. Таким образом, улучшение взаимодействия внутри GBA будет поддерживать инновации в каждом сегменте цепочки поставок, что может привести к производству продуктов, которые могут быть проданы 1,4 миллиардам потребителей Китая и адаптированы к мировым рынкам.
Угроза торговой войны может быть и плохая новость для Китая, но это не приведет к снижению экономики. Реальная задача, стоящая перед Китаем, заключается в том, чтобы использовать динамичные городские кластеры, такие как GBA, не только для роста, но также и для решения структурных проблем, таких как неравенство и избыточный потенциал в финансовом и экологически устойчивом режиме.
Эндрю Шэн, почетный член Азиатского глобального института в Гонконгском университете и член Консультативного совета ЮНЕП по устойчивому финансированию. Сяо Гэн, президент Гонконгского института международных финансов, является профессором бизнес-школы HSBC в Пекинском университете и факультета бизнеса и экономики Университета Гонконга.
Copyright: Project Syndicate, 2018.
www.project-syndicate.org