четверг, 14 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

В чьих руках должно быть европейское оружие?

В этом году Германия решила – вопреки возражениям Франции и Великобритании – продлить оружейное эмбарго против Саудовской Аравии, которое объясняется сомнениям в законности возглавляемой этой страной военной интервенции в Йемен. Этот спор подчёркивает разногласия и неэффективность, от которых по-прежнему страдает европейская политика в области экспорта оружия. А неспособность их устранить серьёзно подрывает усилия Евросоюза по повышению своего военного значения.

Такие инициативы, как Европейский оборонный фонд (он призван координировать, дополнять и увеличивать национальные оборонные инвестиции), называют серебряными пулями для решения проблем с оборонным потенциалом Европы. Но, как отмечает Анн-Мари Дескот, посол Франции в Германии, если европейские правительства хотят совместно разрабатывать военную технику, у них должна быть возможность опираться на своих партнёров, экспортируя необходимые компоненты. А для этого требуются прозрачный и предсказуемый набор экспортных правил.

В опубликованной Центром европейских реформ статье «К оружию: противоречия из-за режима экспорта оружия в Европе» вместе с Бет Оппенхайм мы доказываем, что оружейный экспорт способен помочь оборонному сотрудничеству с союзниками, благодаря улучшению совместимости. В некоторых случаях его также можно использовать для увеличения оборонного потенциала стратегических партнёров, помогая усилиям, которые направлены на решение глобально значимых проблем безопасности, таких как пиратство или терроризм. Кроме того, экспорт в третьи страны позволяет европейским оборонным компаниям максимально пользоваться выгодами экономики масштаба, одновременно заставляя их производить более конкурентоспособную продукцию. Чем больше стран вовлечено в подобный обмен, тем сильнее оказывается эффект.

Но важную роль играют и ограничения экспорта. Оружейные эмбарго могут сдержать агрессивное поведение той или иной страны, лишая её военных ресурсов, и точно так же ограничения экспорта оружия позволяют сдержать правительства, которые могут использовать это оружие для нарушения прав человека. Тем не менее, такие ограничения могут сработать только в том случае, если они применяются широко, последовательно и прозрачно. И в этом смысле отсутствие последовательной политики в сфере экспорта оружия вредит авторитету Евросоюза как проекта, основанного на ценностях.

Да, конечно, общие нормативы для общеевропейского экспорта оружия уже существуют. Более того, они являются одними из самых сильных в мире, благодаря наличию восьми критериев для выдачи лицензий на экспорт оружия (среди них уважение к нормам гуманитарного права). Но соблюдение этих правил не контролируется. И это положение надо менять, для того чтобы у Евросоюза появился хоть малейший шанс на создание оборонного союза.

Для успеха европейским институтам придётся преодолеть значительное сопротивление. Оборона считается вопросом национального суверенитета, поэтому у стран ЕС нет политической готовности уступить контроль над политикой в сфере экспорта оружия, например, какому-нибудь наднациональному надзорному органу.

Ситуация осложняется тем, что перед принятием решения об ограничения экспорта в конкретную страну, государства ЕС должны договориться, что такое решение соответствует их интересам. А это проще сказать, чем сделать. Например, в случае с Саудовской Аравией некоторые лидеры (прежде всего, канцлер Германии Ангела Меркель) пришли к выводу, что продажи оружия в эту страну в конечном итоге ведут к дестабилизации. А другие, как например, бывший министр иностранных дел Великобритании Джереми Хант, доказывают, что поставки оружия в Саудовскую Аравию расширяют возможности стран ЕС внести свой вклад в урегулирование конфликта в Йемене.

Помимо политических лидеров, организации гражданского общества также выражают тревогу, что передача полномочий Еврокомиссии, которая в меньшей степени подотчётна перед избирателями, чем национальные правительства, может привести к снижению прозрачности. А некоторые опасаются, что общеевропейская политика будет, естественно, приведена к наименьшему общему знаменателю, что ограничит её эффективность.

Но даже в такой неблагоприятной среде институты ЕС могут предпринять шаги по гармонизации политики в сфере экспорта оружия. Они могли бы запланировать увеличение расходов на исследования и разработки, совместно с национальными правительствами работать над выявлением пробелов в оборонном потенциале ЕС, а также составлять списки необходимой военной техники. Имеющие для этого возможность страны могли бы затем согласиться разработать данную технику в обмена на финансирование ЕС.

В долгосрочной перспективе всё это может привести к тому, что комиссия повысит своё влияние на экспортную политику компаний. Она сможет затем заставить производителей оружия соблюдать европейские технические требования, а не требования внешних клиентов, а также корректировать список стран, которым они продают оружие. А для повышения демократической легитимности Европарламент должен играть более активную роль в определении, которые именно проекты финансируются и для кого.

Еврокомиссия могла бы воспользоваться и своим влиянием на торговлю товарами двойного назначения для осуществления более строгого контроля над экспортом оружия. ЕС мог бы также стандартизировать формат ежегодного отчёта об экспортных лицензиях, который обязаны предоставлять страны ЕС, а также установить более строгие сроки их сдачи. Встречи, на которых проводится взаимная оценка, позволили бы правительствам делиться опытом и выявлять наилучшие методы работы.

Наконец, Евросоюз мог бы стимулировать входящие в него страны усилить контроль над конечным использованием экспортируемого оружия. ЕС может способствовать этому процессу (дорогостоящему, требующему много времени и политически очень трудному), направляя команды экспертов в страны-импортёры. Такая деятельность (и обмен конфиденциальными данными, который она предполагает) должна заранее становиться предметом переговоров и упоминаться в экспортных соглашениях.

Гарантировать соблюдение общеевропейских правил экспорта оружия будет очень трудно. Но вести эту битву необходимо, если страны ЕС серьёзно намерены углублять оборонное сотрудничество, не говоря уже о создании оборонного союза.

София Беш – старший научный сотрудник Центра европейских реформ.

Copyright: Project Syndicate, 2019.
www.project-syndicate.org

Оставить комментарий

Зарубежные эксперты

Конституционные защитники Британии наносят ответный удар Конституционные защитники Британии наносят ответный удар
Редакция Exclusive
Четыре угрозы перед мировой экономикой Четыре угрозы перед мировой экономикой
Редакция Exclusive
Продовольствие как фактор устойчивого развития Продовольствие как фактор устойчивого развития
Редакция Exclusive
В чем отличие демократии от популизма? В чем отличие демократии от популизма?
Редакция Exclusive
Мир и ООН должны сократить рост населения Мир и ООН должны сократить рост населения
Редакция Exclusive
Климатическая угроза: уровень красный Климатическая угроза: уровень красный
Редакция Exclusive
Переход к чистой энергетике: быстрее, чем мы думаем Переход к чистой энергетике: быстрее, чем мы думаем
Редакция Exclusive
Арабское единство похоронено? Арабское единство похоронено?
Редакция Exclusive
Эффект Трампа во внешней политике США Эффект Трампа во внешней политике США
Редакция Exclusive
Новый конфликт в Азии Новый конфликт в Азии
Редакция Exclusive
Система потеряла «небесный мандат» Система потеряла «небесный мандат»
Редакция Exclusive
Неравенство – реальная проблема Гонконга Неравенство – реальная проблема Гонконга
Редакция Exclusive
Анатомия грядущей рецессии Анатомия грядущей рецессии
Редакция Exclusive
Психологический порог пройден Психологический порог пройден
Редакция Exclusive
Как управлять новой золотой лихорадкой Как управлять новой золотой лихорадкой
Редакция Exclusive
Европа выступит против Трампа? Европа выступит против Трампа?
Редакция Exclusive
Симулякр венгерского Холокоста Симулякр венгерского Холокоста
Редакция Exclusive
Германия – больше не «корона» ЕС? Германия – больше не «корона» ЕС?
Редакция Exclusive
Чего ждать от нового главы разведки США? Чего ждать от нового главы разведки США?
Редакция Exclusive
Евросоюзу нужна «королева» по вопросам климата Евросоюзу нужна «королева» по вопросам климата
Редакция Exclusive
Венесуэла: новая горячая точка планеты Венесуэла: новая горячая точка планеты
Редакция Exclusive
Президентом Украины может стать актер? Президентом Украины может стать актер?
Редакция Exclusive
Абсурдность торговых войн Америки Абсурдность торговых войн Америки
Редакция Exclusive
Терроризм приближается к нашим границам Терроризм приближается к нашим границам
Редакция Exclusive
Как достичь глобальных целей в сфере образования Как достичь глобальных целей в сфере образования
Редакция Exclusive
Сорвет ли Кремль следующие президентские выборы в США? Сорвет ли Кремль следующие президентские выборы в США?
Редакция Exclusive
Эммануэль Макрон предлагает новую конфедерацию Эммануэль Макрон предлагает новую конфедерацию
Редакция Exclusive
Мировые аксакалы бьют тревогу Мировые аксакалы бьют тревогу
Редакция Exclusive
Почему Китай и Россия «застряли» в Венесуэле Почему Китай и Россия «застряли» в Венесуэле
Редакция Exclusive
Неоднозначность экономических перспектив в 2019 году Неоднозначность экономических перспектив в 2019 году
Редакция Exclusive
Над всей Испанией безоблачное небо Над всей Испанией безоблачное небо
Редакция Exclusive
Как создавать хорошие рабочие места Как создавать хорошие рабочие места
Редакция Exclusive
Ликвидация угольной зависимости Германии Ликвидация угольной зависимости Германии
Редакция Exclusive
Перемены для макроэкономической политики Китая Перемены для макроэкономической политики Китая
Редакция Exclusive
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33