понедельник, 25 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Китай и Америка проваливают тест на пандемию

КЕМБРИДЖ (США) – Для человечества пандемия Covid-19 стала самым серьёзным испытанием со времён 1918 года, когда пандемия гриппа убила больше человек, чем погибло в ходе Первой мировой войны. Но первый раунд этого испытания две крупнейшие в мире экономики – Китая и США – проиграли. 

Первой реакцией как председателя КНР Си Цзиньпина, так и президента США Дональда Трампа стало отрицание. Критически важное время для проведения тестирования и сдерживания пандемии было упущено, а возможности для международного сотрудничества проигнорированы. 

Наоборот, после введения крайне затратных общенациональных карантинов оба лидера занялись пропагандистскими боями между собой. Министерство иностранных дел Китая обвинило американских военных в том, что из-за них в Ухане появился коронавирус, а Трамп называет Covid-19 «китайским вирусом». Однако этот вирус не интересует национальность людей, которых он убивает, и никакие глобальные меры не станут успешным без определённой степени сотрудничества между США и Китаем. 

Отношения двух стран быстро ухудшались ещё до начала пандемии. В центре внимания одобренной Трампом в 2017 году «Национальной стратегии безопасности» находится державное соперничество с Китаем. Многие американцы, поддерживающие обе основные политические партии страны, согласны с утверждением, что Трамп правильно наказал Китай за его кибер-кражи интеллектуальной собственности, за принуждение к передаче этой собственности, а также за нечестные методы во внешней торговле, например, субсидирование кредитов госпредприятиям. 

К ответным мерам не нужно принуждать. Если Китай может закрыть доступ к своему рынку для Google и Facebook из соображений безопасности, тогда США могут предпринять аналогичные шаги против Huawei или ZTE. Гнев и недоверие терзают столицы обеих стран. 

Но, как учит нас нынешний кризис, вызванный Covid-19, основанные на соперничестве подходы к национальной безопасности не являются адекватными. И пандемия Covid-19 является не единственным доказательством этого. Информационная революция и глобализация радикальным образом меняют мир политики. 

Хотя торговые войны разворачивают вспять экономическую глобализацию, экологическая глобализация в виде пандемий и изменения климата подчиняется законам биологии и физики, а не политики. В мире, в котором границы становятся всё более прозрачными для абсолютно всего (от наркотиков и незаконных финансовых потоков до инфекционных болезней и кибертерроризма), государствам следует использовать свою мягкую силу привлекательности для создания сетей и институтов, реагирующих на новые угрозы. 

Как подчёркивает эксперт по технологиям Ричард Данциг, «патогены, системы искусственного интеллекта, компьютерные вирусы, радиация – всё, что у других стран может случайно выйти из-под контроля, может стать проблемой для нас в такой же степени, как и для них. Нам надо стремиться к согласованным системам информирования, общему контролю, общим планам на случай чрезвычайной ситуации, нормам и договорам, которые должны стать средством уменьшения многочисленных взаимных рисков». Пошлины и стены на границах не помогут решить все эти проблемы. 

В случае с такими транснациональными проблемами, как Covid-19 и изменение климата, сила превращается в игру с позитивной суммой. Недостаточно думать о силе над другими; надо рассматривать ещё и вариант силы вместе с другими. По многим транснациональным вопросам страна может достичь собственных целей, помогая повысить роль других стран. Например, все страны получат пользу, если другие будут повышать свою энергоэффективность или совершенствовать системы здравоохранения.

Все лидеры обязаны ставить интересы своих стран на первое место, но при этом возникает важный моральный вопрос: какое определение этих интересов они выбирают – широкое или узкое? И Китай, и США реагируют на Covid-19, склоняясь к краткосрочным подходам соперничества и игры с нулевой суммой; они уделяют слишком мало внимания международным институтам и сотрудничеству. Как я пишу в своей новой книге «Важна ли мораль?», Трамп интерпретирует принцип «Америка прежде всего» слишком узко, отступая от долгосрочного, просвещённого эгоизма, которым были отмечены американские подходы после 1945 года, разработанные Франклином Делано Рузвельтом, Гарри Трумэном и Дуайтом Эйзенхауэром. 

Сотрудничество между геополитическими и идеологическими соперниками возможно. Например, во время Холодной войны США и СССР поддерживали программу ООН, которая помогла искоренить оспу. После эпидемии SARS в 2002-2003 годах США и Китай создали целую сеть сотрудничества между национальными органами здравоохранения, и они работали вместе, борясь со вспышкой Эболы в 2014 году в Западной Африке. 

Новые вирусы могут атаковать волнами. Сто лет назад вторая волна пандемии гриппа оказалась более летальной, чем первая. И мы ещё очень многого не знаем о новом коронавирусе. Можно ожидать сменяющихся сезонных всплесков в северном и южном полушариях. Когда Глобальный Север получит передышку, вирус (или одна из его мутаций) может двинуться на юг, а затем вновь распространиться на север, когда изменится погода. Так или иначе, мы обязаны готовиться к многолетней битве, которая потребует обмена информацией, разработки и производства лекарств и вакцин, а также производства и дистрибуции медицинских материалов и оборудования. 

Нынешний кризис, вызванный Covid-19, будет и дальше тестировать лидеров США и Китая. Для того чтобы гарантировать, что они смогут пройти этот тест, обе стороны должны снизить накал пропагандистских войн, сеющих недоверие и препятствующих сотрудничеству. Им также следует заявить о важности принципа «совместной силы», а не силы «над» другими. Им следует планировать борьбу с будущими волнами коронавируса и создавать двусторонние и многосторонние рамки, помогающие расширению сотрудничества. И им следует признать, что помощь развивающимся странам в борьбе с Covid-19 отвечает интересам каждого, потому что, если где бы то ни было сохранятся инфекционные резервуары вируса, они будут создавать опасность для людей во всех странах. 

Ради собственных интересов и по гуманитарным причинам США и Китай должны объявить о щедрых взносах в созданный ООН крупный новый фонд для борьбы с коронавирусом; он открыт для всех стран. И им надо вместе стать лидерами «Большой двадцатки» в его финансировании.

Наконец, людям предстоит ещё многому научиться друг у друга, чтобы лучше понять новый вирус, поэтому США и Китаю следует восстановить ту богатую сеть контактов между учёными и профессиональными медиками, которая существовала десятилетие назад. И было бы очень мудро сформировать двухстороннюю комиссию высокого уровня по вопросам Covid-19 во главе с вице-президентом Майком Пенсом и премьер-министром Китая Ли Кэцяном, чтобы обеспечить политическую поддержку этой работе и устранить бюрократические барьеры. 

Лидеры Китая и США провалили первый раунд своего экзамена на Covid-19. Но у них ещё есть время, чтобы понять, как можно улучшить свой результат. 

Джозеф Най – профессор Гарвардского университета, автор книги «Важна ли мораль? Президенты и внешняя политика от Рузвельта до Трампа». 

Copyright: Project Syndicate, 2020.
www.project-syndicate.org

Зарубежные эксперты

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33