суббота, 23 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Китайцы тоже плачут

Доминирование государственного сектора ослабляет китайскую экономику. После многолетнего “чудо-роста”, источником растущей обеспокоенности становятся «зомби»-предприятия, поддерживаемые правительством.

ШАНХАЙ – Когда говорят о слабости китайской экономики, то речь идет, как правило о высокой корпоративной задолженности и перепроизводстве в государственном секторе. Но есть три менее обсуждаемые угрозы для экономического развития страны.

Во-первых, несмотря на снижение темпов роста ВВП, выросли расходы на социальное финансирование, особенно кредиты. Это имеет непосредственное отношение к проблеме задолженности Китая: продолжающееся рефинансирование больших долговых обязательств создает постоянный спрос на ликвидность, даже если фактические инвестиции не увеличиваются. Подобная “кредитная экспансия” – которая на самом деле является просто рефинансированием долга – неустойчива.

Очевидно, что проблема задолженности должна быть решена. И Китайское правительство над ней работает, осуществляя реструктуризации долга. Например, в 2015 году центральное правительство помогло местным властям реструктурировать CN¥3,2 трлн ($471.9 млрд) рискового долга, и ¥5 триллионов в этом году. Его общий план обмена долга на акции мог бы увеличить воздействие этих усилий.

Но эти стратегии не могут полностью решить проблему долга Китая, и не в последнюю очередь потому, что наибольшая доля задолженности Китая приходится на государственные предприятия, что предполагает широкий процесс реструктуризации крупных государственных предприятий. Продажа или передача государственных активов покрыла бы долговые обязательства и дала возможность государственному сектору, обремененному долгами, сохранить статус-кво. Такой подход позволил бы также создать возможность для продвижения приватизации, которая поддержала бы инновации и конкурентоспособность.

Второй рискованной тенденцией является быстрое снижение инвестиций в основной капитал с 20% до примерно 8% в настоящее время. Снижение было особенно заметно в частном секторе. В 2002-2012 годах рост инвестиций частного сектора составлял в среднем около 20%; к концу прошлого года он снизился вдвое, а с января по август этого года он составил всего 2,1%, с ошеломляющим спадом 1,2% в июле. Инвестиции в недвижимость также замедлились, увеличившись чуть более чем на 1% в прошлом году в силу целого ряда ограничительных политик.

Учитывая, что частные инвестиции составляют не менее 60% от общего объема инвестиций в производство, это, несомненно, будет иметь макроэкономические последствия. И, хотя двузначный рост инвестиций государственного сектора смягчит общий результат, эта тенденция, также отражает проблемы доминирования государственного сектора. Частные компании испытывают трудности с получением кредитов у государственных и коммерческих банков и находятся в невыгодном положении на рынке прямого финансирования. Более того, частным фирмам перекрыт доступ к капиталоемким, высокотехнологичным отраслям, где доминируют государственные предприятия. В большинстве современных секторов услуг доля негосударственных субъектов остается небольшой, ограничивая частные инвестиции.

Третьей тенденцией, которая должна бы обеспокоить Китай является стабильный уровень безработицы. Поскольку он не является чрезмерно высоким, это может показаться хорошей новостью. Но это отражает некоторые негативные тенденции, характеризующие долгосрочное отставание в росте производительности.

Темп роста производительности Китая, чей средний показатель в течение последних 20 лет составляет 8%, в настоящее время упал до менее 6%. Страна не расположена к всплеску производительности. По данным Национального бюро статистики, с 2010 года рост занятости в секторе услуг значительно превосходит производственный сектор, в противоположность к предыдущей тенденции.

Учитывая необходимость Китая отойти от производства, это не так уж плохо. Но большинство созданных рабочих мест в секторе услуг находятся в низкооплачиваемых, низкопроизводительных секторах и, как правило, в неформальном секторе с высокой текучестью кадров, что препятствует накоплению человеческого капитала.

Стабильный уровень занятости в Китае также отражает – опять же – недостатки в государственном секторе. Несмотря на общее замедление роста, из государственных предприятий было уволено небольшое число работников. Другими словами, в государственном секторе Китая существует огромная скрытая безработица, который и без того преследуют другие виды избыточных мощностей.

У Китая нет простого варианта для решения этой проблемы. Если правительство продолжает поддерживать государственные предприятия, особенно фирмы “зомби”, концентрация большого количества работников в низко- производительных, застойных государственных предприятиях, по-прежнему будет подрывать рост производительности. Но, если Китай проведет реструктуризацию государственного сектора, безработица будет расти. И при этом, безработным работникам государственного сектора, как правило, гораздо сложнее будет найти новую работу, чем их коллегам из частного сектора.

Тем не менее, реструктуризация государственного сектора представляется неизбежной. И действительно помогла бы решить ряд наиболее фундаментальных проблем, с которыми сталкивается Китай, от долгов и избыточных мощностей до низкой конкурентоспособности.

Есть мнение, что государственные предприятия должны иметь возможность продолжать свою деятельность в силу их огромных прибылей. Но эти прибыли являются результатом их монопольного статуса и массивных государственных инвестиций, которые приносят меньшую прибыль, чем инвестиции частного сектора. Поэтому прогресс в области реформы государственных предприятий актуален, независимо от краткосрочных и даже среднесрочных проблем, которые он может создать.

Двадцать лет назад Чжу Жунцзи, в то время глава правительства КНР, начал проводить подобную реформу с целью укрепления эффективности государственных предприятий и создания пространства для инвестиций частного сектора. Но эти реформы были неполными, а некоторые из них даже были свернуты госпредприятиями, вернувшими себе, в некоторых случаях, долю рынка.

В 2013 году Третий Пленум 18 ЦК Коммунистической партии Китая взял на себя обязательство, целью которого было реформирование государственных предприятий, путем смешанной формы собственности. Но и здесь прогресс был недостаточным. По сути, без стратегической реорганизации государственных предприятий, смешанная форма собственности станет характерной чертой только несущественных секторов.

Если Китай хочет добиться успеха в своей экономической реструктуризации, модернизации промышленности, а также расширении высокопроизводительных услуг, роль государственных предприятий должна быть ограничена несколькими секторами. Только тогда Китай сможет вернуть свою динамичность и сохранить экономическое развитие на достаточном уровне.

Чжан Цзюнь, профессор экономики и директор Китайского центра экономических исследований при университете Фудань.

Copyright: Project Syndicate, 2016.
www.project-syndicate.org

Оставить комментарий

Зарубежные эксперты

Запад в панике Запад в панике
Редакция Exclusive
Мастер-класс от Дубаи Мастер-класс от Дубаи
Редакция Exclusive
konec_rent_ekonomiki konec_rent_ekonomiki
Редакция Exclusive
От ЦРУ к ГФО От ЦРУ к ГФО
Редакция Exclusive
Преступление против истории в Польше Преступление против истории в Польше
Редакция Exclusive
Состоится ли еще одна великая сделка Состоится ли еще одна великая сделка
Редакция Exclusive
С какой целью президент Турции подрывает верховенство закона С какой целью президент Турции подрывает верховенство закона
Редакция Exclusive
Национализм становится все более популярным на Западе Национализм становится все более популярным на Западе
Редакция Exclusive
Европа после Меркель Европа после Меркель
Редакция Exclusive
Что делает популизм Трампа опасным для нас? Что делает популизм Трампа опасным для нас?
Редакция Exclusive
Борьба с терроризмом или свободой слова? Борьба с терроризмом или свободой слова?
Редакция Exclusive
Может ли Казахстан повторить судьбу Бразилии? Может ли Казахстан повторить судьбу Бразилии?
Редакция Exclusive
Дональд Трамп и мир недоверия Дональд Трамп и мир недоверия
Редакция Exclusive
Новый мировой беспорядок Трампа Новый мировой беспорядок Трампа
Редакция Exclusive
Опуститься до Трампа Опуститься до Трампа
Редакция Exclusive
Идолы лидерства глобализированного мира Идолы лидерства глобализированного мира
Редакция Exclusive
Социопатия Трампа и изменение климата Социопатия Трампа и изменение климата
Редакция Exclusive
Афганистан: мина под боком Афганистан: мина под боком
Редакция Exclusive
В Европу пришли политики нового типа В Европу пришли политики нового типа
Редакция Exclusive
Трамп пытается играть в персону голубых кровей Трамп пытается играть в персону голубых кровей
Редакция Exclusive
Джордж Сорос: «Демократию невозможно навязать снаружи» Джордж Сорос: «Демократию невозможно навязать снаружи»
Редакция Exclusive
Трампа назвали «подлецом» Трампа назвали «подлецом»
Редакция Exclusive
Три способа уничтожить Трампа Три способа уничтожить Трампа
Редакция Exclusive
Бойтесь китайцев, дары приносящих? Бойтесь китайцев, дары приносящих?
Редакция Exclusive
Российская традиция Холодных войн Российская традиция Холодных войн
Редакция Exclusive
В Южной Корее новый президент В Южной Корее новый президент
Редакция Exclusive
Справится ли Макрон? Справится ли Макрон?
Редакция Exclusive
Пиррова победа Терезы Мэй Пиррова победа Терезы Мэй
Редакция Exclusive
Неофеодальный капитализм России (видео) Неофеодальный капитализм России (видео)
Редакция Exclusive
Откуда взялся «Эммануэль Макрон»? Откуда взялся «Эммануэль Макрон»?
Редакция Exclusive
Демократизация искусственного разума Демократизация искусственного разума
Редакция Exclusive
Экономическая безграмотность Трампа приведёт к торговой войне? Экономическая безграмотность Трампа приведёт к торговой войне?
Редакция Exclusive
Как выборы во Франции скажутся на еврозоне Как выборы во Франции скажутся на еврозоне
Редакция Exclusive
Игра в труса Игра в труса
Редакция Exclusive
Страницы:1 2 3 4 5 6