Мы вляпались в эпоху перемен
У каждого столетия есть своя «эпоха». Возрождение, с философской точки зрения, называют эпохой Приключений. XVII век – эпохой Разума, за которой последовала эпоха Просвещения. XIX и XX века стали эпохами идеологии и аналитики, соответственно. Что же касается XXI века, то можно его назвать эпохой Сложных Перемен.
С одной стороны, люди, подобно богам, научились создавать жизнь и даже новые виды живых организмов. Футуролог Юваль Ной Харари ожидает неизбежного появления Homo dues, когда люди будут не только манипулировать природой, но и откладывать смерть. При этом, большинство этих технологий были совершенно неизвестны всего лишь 30 лет назад.
Но это не избавило человечество от ощущения беспомощности и разочарования. Мы не можем остановить изменение климата и предотвратить теракты. Богатство по-прежнему недоступно большинству людей, роботы выкидывают массу людей на улицы, жизнь не справедлива, а политики циничны.
Мы живем в эпоху, когда силы созидания и силы разрушения достигли беспрецедентного уровня. Всего один ракетный запуск может изменить ход истории. В наступившую новую эпоху Сложности нам нужна новая парадигма восприятия мира, которая будет направлять наши усилии на благо мира и процветания.
За каждой великой империей стоял великий философ или историк, чьи взгляды на мир придавали имперским стремлениям легитимность и даже религиозное значение
Господствующее мировоззрение всегда было необходимым элементом формирования судьбы человечества. Александр Великий не смог бы завоевать почти весь известный в его эпоху мир, если бы он не был учеником философа Аристотеля. За каждой великой империей стоял великий философ или историк, чьи взгляды на мир придавали имперским стремлениям легитимность и даже религиозное значение. (Если бы историю писали жертвы, а не победители, тогда строительство империй выглядело бы, конечно, намного менее похвальным процессом).
Последние столетия человеческое мировоззрение фокусировалось на западном представлении о прогрессе: географические открытия, колонизации и строительства империй до индустриализации, распространения рыночных отношений и технологических инноваций.
Появился новый, более многополярный взгляд на мир, в соответствии с которым развивающиеся страны во главе с Китаем, Индией и Россией ставят под сомнение сложившийся статус-кво
Но XXI век свергает старых кумиров. Глобальный экономический кризис, зародившийся в США в 2007 году, продемонстрировал хрупкость модели развитых стран. Появился новый, более многополярный взгляд на мир, в соответствии с которым развивающиеся страны во главе с Китаем, Индией и Россией ставят под сомнение сложившийся статус-кво.
В то же время проблемы, страны мира оказались всё сильнее переплетены с глобальными мега-тенденциями (от изменения климата до финансиализации), которые находятся вне компетенции отдельных правительств. Физик Фритьоф Капра, ставший экологом, и химик Пьер Луиджи Луизи в своей книге 2014 года «Системный взгляд на жизнь» отмечают, что «главные проблемы нашего времени – это системные проблемы, которые взаимосвязаны и взаимозависимы». Соответственно, «они требуют системных решений».
В таком контексте мир нуждается в более целостном мировоззрении, основанном на принципах плюрализма и разнообразия (это касается географии, традиций, моделей государственного управления). Эти принципы отражают сложность современных глобальных тенденций и подчёркивают их. Подобный подход означает признание не только необходимости совместной работы государств над формированием мира, но и пределов наших возможностей в его формировании.
Мы до сих пор не открыли ни одного закона природы или уравнения, которые бы объясняли, каким именно образом жизнь эволюционировала до своего нынешнего состояния
С давних пор человечество действует в соответствии с парадигмой детерминизма. Мы верили, что способны предсказывать результаты и манипулировать ими. Но мы до сих пор не открыли ни одного закона природы или уравнения, которые бы объясняли, каким именно образом жизнь эволюционировала до своего нынешнего состояния, а уж тем более, как она будет эволюционировать в будущем. Детерминизм исчерпал себя. Ему на смену должна прийти парадигма, в которой неопределённость считается неотъемлемым фактом жизни.
В естественных науках уже наблюдаются подобные изменения. Квантовая механика, общая теория относительности, неопределённость стали шагом на пути вперёд в физике и математике. В биологии и нейронауках получает всё большую популярность идея, что жизнь возникает через познание (самосознание и самогенерацию) и постоянно меняется, а значит, нет «предсказуемого существования», как выразился биолог Стюарт Кауффман.
Экономика по-прежнему остаётся в основном линейной наукой, которая руководствуется детерминистскими, ньютоновскими принципами XVIII века
Однако в социальных науках – от экономики до политологии – данный переход ещё предстоит совершить. Экономика по-прежнему остаётся в основном линейной наукой, которая руководствуется детерминистскими, ньютоновскими принципами XVIII века. Но простые механистические теории не подходят к живым, сложным, зачастую квантовым системам. Более того, логика редукционизма, основанная на упрощённых допущениях и доминирующая сегодня в экономике, является в лучшем случае неполноценной, а потенциально – фундаментально ложной.
В политике мы по-прежнему с трудом находим системные решения, в том числе и потому, что зачастую не способны договориться о природе комплексных проблем, с которыми мы сталкиваемся
Точно так же в политике мы по-прежнему с трудом находим системные решения, в том числе и потому, что зачастую не способны договориться о природе комплексных проблем, с которыми мы сталкиваемся. Частично это вызвано глобальной природой современных проблем и разнообразием точек зрения, которые следует примирить. В фундаментальном же смысле это вызвано тем, что люди не всегда рациональны. И этот факт новая «экономика сложности» понимала бы лучше.
Если говорить шире, то новое «мировоззрение сложности» должно учитывать, что есть масса мотивов человеческого поведения, начиная с политических и экономических и заканчивая культурными и психологическими (и даже чисто технологическими). В эпоху сложности институты, которые мы строим и поддерживаем, требуют системного подхода, который будет эволюционировать вместе с быстро прогрессирующими естественными науками.
Эндрю Шэн – почётный научный сотрудник Азиатского глобального института при Гонконгском университете, член Консультативного совета по устойчивым финансам при Программе ООН по окружающей среде (UNEP). Сяо Гэн – президент Гонконгского института международных финансов, профессор Гонконгского университета.
Copyright: Project Syndicate, 2017.
www.project-syndicate.org