Правительство ищет новые карманы у налогоплательщиков
На минувших выходных самой горячей темой для обсуждения стала норма о том, что казахстанцы якобы должны отчислять 10% от продажи квартиры и автомобиля в ЕНПФ. Изначально это выглядело как абсурд, но в последнее время люди уже привыкли ничему не удивляться. Главное, что сквозило в комментариях в соцсетях и на сайтах СМИ – это даже не недоумение, а либо негодование, либо чувство безысходности.
И хотя нашлись квалифицированные юристы, которые пояснили, что да закон написан коряво и по сути в нынешнем виде он действительно предполагает, что нужно делать отчисления с любых договоров гражданско-правового характера (ГПХ), а продажа авто или квартиры также подпадает под эту категорию, но, скорее всего, норму уточнят. Однако народ не хотел слышать аргументов. Оберут, обязательно, оберут, были уверены казахстанцы, привыкшие, что в последнее время к ним все чаще родное правительство пытается залезть в карман.
Накал страстей был нешуточный, вновь актуализировались разговоры о том, что пора «валить из Казахстана». На фоне последних трагических событий картина действительно вырисовывалась безрадостная. Видимо, поэтому, в срочном порядке вице-министр труда и социальной защиты Казахстана Светлана Жакупова решила внести ясность в вопрос.
Она сообщила, что в статье 25 «Закона о пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» определено, что обязательные пенсионные взносы, подлежащие уплате в единый накопительный пенсионный фонд, устанавливаются в размере 10 процентов от ежемесячного дохода, принимаемого для исчисления обязательных пенсионных взносов.
В соответствии с внесенными в Закон поправками с 14 июля 2018 года физические лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера, также как и адвокаты, частные судебные исполнители, частные нотариусы, профессиональные медиаторы, индивидуальные предприниматели, осуществляют уплату обязательных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд в свою пользу с доходов, подлежащих к уплате, пояснила Жакупова.
То есть гражданам разъяснили, что платить в пенсионный фон с продажи квартир и машин не нужно. Но г-жа Жакупова забыла уточнить, а почему вообще возникли такие недомолвки. Все дело в том, что юристы внимательно изучившие поправки в закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», пришли к закономерному выводу, что в том виде, в котором они приняты у казахстанцев появилось обязательство по договорам ГПХ, в число которых входит и продажа квартир и авто платить взносы в ЕНПФ.
Формально юристы абсолютно правы, закон написан именно так и трактовать его можно очень широко. При этом Жакупова забыла упомянуть и то, что в законе почему-то убрали пункт 2 статьи 39. Он дословно гласил, что выполняющие работы по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, то есть ограничение, которое выражалось в том, что предмет договора был четко прописан, убрали. Поэтому формально по закону в том виде, в котором он существует сейчас, казахстанцы должны отчислять с продажи квартир и авто деньги в ЕНПФ. Возможно, изначально законодатели и хотели этого. Однако не оценили масштаб общественного недовольства, и вот уже выясняется, что Минтруда имело в виду одно, а прописало другое.
Примечательно, что сама Жакупова фактически признала, что редакция нормы с пенсионными отчислениями в ЕНПФ по договорам ГПХ требует серьезной корректировки.
«В рамках Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социального обеспечения», министерством был подготовлен проект «О внесении изменений в некоторые решения правительства РК по вопросу социального обеспечения», предусматривающий определение порядка и сроков уплаты обязательных пенсионных взносов физическими лицами, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера. Проект на сегодняшний день проходит процедуру согласования с заинтересованными государственными органами, экспертными советами и аккредитованными организациями», - сообщила Жакупова.
То есть поправки в закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» уже действуют с 14 июля 2018 года и граждан уже обязали делать отчисления, однако только сейчас профильное ведомство озаботилось, а как собственно эта процедура будет выглядеть.
И это очень показательно. Вероятно, чью-то светлую голову в недрах Минтруда осенила мысль, а не собрать ли дополнительные деньги в ЕНПФ за счет так называемых фрилансеров, но примечательно, что в законе вообще нет такого определения. Соответствующую норму без никакого предварительного обсуждения внесли в закон, при этом не продумав элементарных ограничений в трактовке понятия «договор гражданского-правового характера».
Ровно также Минтруда не озаботилось прописать цивилизованные нормы уплаты ОПВ с договоров ГПХ, переложив все на плечи самих физических лиц, в то время как работодатели могли бы сами это делать, для чего у них есть вся необходимая инфраструктура. Сейчас же придумана диковинная формула, когда само физическое лицо должно выполнять роль бухгалтера и исчислять 10% от своего дохода, идти в банк и переводить наличные деньги и оплачивать вдобавок комиссию банка.
Еще один примечательный момент, что в этой схеме участвуют наличные деньги - именно «наличку» необходимо приносить в банк для оплаты ОПВ. Однако у нас на каждом углу тоже правительство говорило, что необходимо полностью отходить от практики передачи наличных средств, так как это огромное поле для коррупции и само же вводит такую своеобразную норму?
Сегодня очевидно, что закон не доработан и его нужно менять, видимо, это осознают и в Минтруда и соцзащиты. Будут ли изменения? Скорее всего, да. Другой вопрос, что закон уже действует в нынешнем виде и по нему могут наступить правовые последствия для людей, которые элементарно не могут понять, как его исполнять, учитывая, что этого, видимо, не может понять сам разработчик.
Почему же возникла такая ситуация? Все очень просто – в Казахстане практически отсутствует практика публичного обсуждения законов, да большинство проходит мимо нас, и мы даже не задумываемся, но такие вопросы, как пенсионное обеспечение касаются каждого, и вносить под шумок поправки вообще проигнорировав общественное мнение, это, конечно, сильный ход. То есть граждан, заключающих договора ГПХ, а их сотни тысяч в стране просто поставили перед фактом. Ни в одном европейском государстве с сильными институтами власти такое было бы просто невозможно.
Принимается норма, которая затрагивает интересы огромного количества граждан, и о ней люди узнают по факту, даже не приняв участие в обсуждении. Как справедливо замечают эксперты, сырость многих законов, принимаемых в Казахстане, связана с тем, что они не всегда проходят оценку со стороны юристов на грамотность и возможность их исполнения. То есть чиновников, далеких от реальной жизни и обитающих в своих эмпиреях, озаряет мысль и вот она уже воплощена в виде закона. Как это отразится на обществе, к каким социальным последствиям приведет, видимо, никто не задумывается.
При наличии общественного контроля, граждане могли бы спросить за законодательные изыски с чиновников, но когда все делается «втихаря» приходится только гадать, кто стоит за теми или иными инициативами. Например, мы ведь до сих пор не знаем имя конкретного человека или группы людей, которые инициировали последние поправки в пенсионное законодательство.