вторник, 26 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Волна беженцев: Европа расплачивается за свои забытые преступления

Эпоха модерна была ознаменована не только развитием науки, техники, образования, медицины, интернета и полетами в космос, но и в не меньшей степени колониальными захватами, которые создали основу экономического развития и доминирования Запада.

Новости по теме

В чем «профессиональная специализация» Казахстана?

19.11.2021 16:11
Кочевники могут предложить миру гармонию, которая ему сегодня так нужна

12.11.2021 14:11
Гармония пространства и времени кочевников

05.11.2021 14:11
Как казахи относились к земле и богатству?

29.10.2021 12:10
Почему казахи не устраивали революций?

22.10.2021 14:10
Новый общественный договор? Спросите о нем у своих прадедов

15.10.2021 16:10
Почему у номадов не было бюрократии?

08.10.2021 14:10
Власть и общество: кто у кого «сидит на шее»?

01.10.2021 16:10
Нас неоколонизировали под прикрытием неолиберализма

24.09.2021 12:09
Демократия для казахов: заимствование или восстановление?

17.09.2021 17:09
Казахам пора перестать примерять чужие наряды

03.09.2021 14:09
Казахи потеряли слишком много времени – нам нужен реванш

30.07.2021 13:07
Государство превратилось в бизнес-корпорацию небольшого числа лиц.

23.07.2021 16:07
Качество наших элит не позволит достичь успеха

16.07.2021 14:07
Существующая политическая система не соответствует идентичности казахов

09.07.2021 14:07
Можем ли мы позволить себе двойное гражданство?

03.07.2021 15:07

Только освоения уроков истории недостаточно, порой требуется работа над ошибками. Поскольку настоящее обусловлено прошлым, то, в случае наличия фундаментальных проблем, искать ошибку следует именно в предшествующем периоде. Говоря о наступающей эпохе, условно названной метамодерном, мы отмечали такой его признак, как движение (маятника) между модерном и постмодерном. Необходимость обращения к прошлому обоснована тем, что уходящая пятивековая эпоха модерна завершается крахом ряда его проектов. Очевидно, причины нынешнего поражения идей демократии, неолиберализма и глобализации кроются в системных ошибках, совершенных в тот период, когда определялись пути и методы цивилизационного развития Запада и его экспансии за пределы Европы.

Ответ на вопрос, почему проект модерна постигла неудача, кроется в социальном портрете и социальных отношениях тех сообществ, которые определяли экономическое и политическое развитие значительной части мира в эпоху модерна.

Доминирующее положение Европы ученые объясняют двумя совпавшими по времени факторами – становление государств и формирование капиталистических отношений. Следует отметить, что и в других частях континента, даже в более ранний период, складывались государства и империи. В некоторых из них созревали капиталистические отношения, признаки которых мы обнаруживаем в Европе XV-ХVI веков. Но именно совпадение этих двух факторов и сопровождающий их конфликт элит, в результате которого дворянство и духовенство лишились прежнего привилегированного положения и ресурсов (земли), подтолкнули к тому, что противоборство перекинулось во внешний мир. Инерция кардинальной перестройки прежней политической системы и борьбы за распределение ресурсов привела к захвату территорий за пределами Европы.

Однако существует и третий фактор – нечто более фундаментальное, характерное для представителей западной цивилизации. Те, кто осуществлял колонизацию, были людьми с определенным менталитетом, присущим оседлому обществу, еще только выходящему из феодальных отношений и, во многих местах, крепостничества. Это обстоятельство объясняет, почему колонизация происходила именно таким образом: захватом, насилием, грабежом, навязыванием своего видения мира, религии, системы управления и т.д.

Неслучайно Ф. Бродель говорит, что «отнюдь не в 1400 г… родилась Европа – чудовищное орудие мировой истории, а по крайней мере двумя-тремя столетиями раньше, если не больше» (Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т.3: Время мира. – М.,1992. – С.88). Так что было «раньше»? Западная цивилизация долго и мучительно, через бунты, войны, чуму, религиозные войны выходила из феодализма, из замкнутого мира мелких феодов, деревень, многие поколения жителей которых столетиями не покидали границы своих земель. К этому времени Восток и, в частности, кочевники уже в течение долгих веков поддерживали культурные и политические отношения между разными народами, государствами, империями, развивая международную торговлю, дипломатию, осуществляя культурные и технологические обмены на обширной территории континента.

Обычные европейцы, не видевшие и не знавшие мира за пределами своей замкнутой территории, не имевшие многовекового опыта соприкосновения с иными культурами, столкнулись с разными народами, религиями, языками, формами социальных отношений. Тысячи малообразованных колонизаторов шли в мир и вели себя в соответствии со своим менталитетом, усвоенными нормами общественных отношений, когда понятие «свой» распространялось только на жителей своей деревни или земли одного феодала, и лишь гораздо позднее – на жителей всего национального государства. По отношению к чужим деревням/землям/государствам относились как к чужакам, настороженно и враждебно. Следует помнить о двух важных моментах: европейские крестьяне лишь незадолго до или уже в период начавшихся колониальных захватов освободились от крепостной зависимости, а Европа пережила период жестоких религиозных войн в XVI-XVII веках.

Европейцы, начав экспансию, могли привнести на колонизируемые земли только те социальные отношения, которые им были известны и которые основывались подчинении и доминировании, подавлении чужой религии, неприятии всего инакового. Отсюда и результат: покорение, а не установления связей; захват, а не торговля; порабощение людей, а не сотрудничество с ними.

Могла ли колонизация осуществляться другим способом? В деталях и вариантах – да, что и происходило. Но, по своей сути, по фундаментальному исполнению – нет. Потому что методы колонизации соответствовали менталитету колонизаторов и были им обусловлены.

Европейская колонизация разных частей мира происходила в период формирования западноевропейских государств и развития капитализма. За колонизаторами и колонистами, выстраивавшими капиталистическую экономическую систему, шло государство, способствовавшее выкачиванию ресурсов в метрополию. Так происходило без малого пять веков. Европа выстраивала капиталистические отношения в колонизируемых странах, невзирая на то, что в ее собственных государствах капитализм разорял крестьян, заставив их вести жалкое существование в городских трущобах. Так недостатки и противоречия западной цивилизации были распространены по миру.

Россия так же пришла в Степь, привнеся феодально-крепостнические отношения, формируя социальную структуру по своему образу и подобию. Позже большевики выискивали в кочевом обществе классовые противоречия, чтобы на их основе строить классовую борьбу. Степь заражали чужими политическими и социальными «болезнями».

Уже в ходе создания мировой колониальной системы в Европе стали возникать просветительские идеи, представления о правах человека. Принципы прав человека, свобод и равенства (которые у номадов формировались естественно и органично и за века нашли отражение в общественных отношениях, традициях и ценностях) на Западе формулировались поколениями мыслителей. На распространение этих принципов и идей, восприятие их подавляющим числом европейцев ушло порядка двух столетий. То обстоятельство, что в период колониальных захватов новые идеи еще не успели закрепиться в умах и менталитете европейцев, самым непосредственным образом сказалось на последствиях колонизации, обернувшейся миллионами загубленных жизней, порабощенных людей, разграбленными землями и т.д.

В течение ХХ века коллективный Запад демократизировался. Однако система до сих пор дает сбои в виде сохранения экономических отношений между странами по принципу доминирования/подчинения и двойных стандартов, допускающих разные степени прав и свобод для разных стран. Создаются государственные или межгосударственные структуры, посредством которых осуществляется политическое давление и обеспечивается организационная поддержка в продвижении капитала, т.е. экономической экспансии. Изменились инструменты, смягчены идеология и методы воздействия, но принцип «погони первопроходцев за особой прибылью» сохраняется до сих пор. Р. Лахман отмечает: «Мировые системы и другие модели капитализма как глобальной системы служат хорошим подспорьем для выявления тех моментов, когда капиталистов в периферийных странах подвергают сильнейшему давлению, чтобы вынудить их согласиться на инвестиции, торговые отношения и прочие организационные связи из-за рубежа» (Лахман Р. Государства и власть. – М., 2020. – С. 211). Это и привело к наблюдаемому сегодня кризису идей демократии, неолиберализма и глобализации.

Пока Запад, находящийся в поиске выхода из цивилизационного тупика и разрешения глобальных вопросов, не исправит их предпосылок, мир рискует войти в будущее с нынешними проблемами. Это, например, проблема беженцев, являющаяся наследием колониализма и неоколониальной политики. Речь идет не только о беженцах из Афганистана, но и об эмигрантах из Алжира, Сирии, Ливана, Индии, Пакистана и др. стран. Чего опасается Европа и почему вопрос беженцев становится ключевым для нынешних политиков и их избирателей в европейских странах? Они обоснованно опасаются достижения количественного превосходства беженцев, что чревато превращением коренного населения в меньшинство со всеми вытекающими отсюда последствиями: утратой его традиций, трансформацией норм общежития и ценностей, угасанием традиционной религии.

Это отчасти напоминает ситуацию, в которой оказались казахи в ХХ веке. Причины и обстоятельства другие, более жесткие и жестокие, но результат – тот же. Казахстан за неполное столетие пережил несколько волн переселений, насчитывающих миллионы людей (крестьянское стихийное переселение, столыпинское переселение, беженцы 1920-х гг., раскулаченные 1930-х гг., сосланные в КарЛаг и оставшиеся жить в Казахстане, депортированные народы, целинники, заводские рабочие). В итоге, казахи оказались меньшинством на своей земле; их язык, культура, поведенческие нормы, ценности были вытеснены языком и культурой прибывшего большинства.

Перед аналогичной социальной и культурной проблемой стоит нынешняя Западная Европа, и вполне можно понять, почему граждане европейских стран протестует против приема беженцев. Суть проблемы – не столько необходимые для приема беженцев материальные ресурсы, сколько угроза потери своего национального уклада жизни, ценностей, языка и т.д. Принятие беженцев – не решение проблемы. Просто физически невозможно переселить население стран, переживающих гуманитарные катастрофы, вызванные политическими кризисами и войнами.

Решение лежит в иной плоскости. Чтобы завершить долгую эпоху империализма и минимизировать последствия веков колониализма, бывшие метрополии должны сделать все возможное, чтобы жизнь в тех странах, откуда бегут беженцы, стала комфортной для проживания. Почему должны? Во-первых, потому что колонизаторы сломали естественный ход развития колонизируемых стран и направили их историю по чуждому им пути. Во-вторых, свое нынешнее благополучие бывшее метрополии достигли в немалой степени благодаря вывозу из колоний сырья, материальных ценностей, рабов. В определенный исторический период они достигли экономического превосходства, что позволило им сделать заметный рывок в развитии.

Коллективный Запад, взяв всё, что ему требовалось, не может теперь просто закрыться в своих странах, отгородившись от мира заборами. Это не поможет. Неспокойные, неблагополучные регионы – всегда риск для соседей, как близких, так и дальних. США заявляют (при Буше-младшем, Трампе и Байдене): «Мы уходим». Но сделать это не получится до тех пор, пока мир не вернется к миру и согласию. Лишь тогда человечество перевернет еще одну страницу истории и сможет начать новую.

Необходимо восполнить бывшим колониям вред, нанесенный веками или десятилетиями порабощения. Строительство школ, дорог, создание систем образования, медицины, открытие производств и др. придаст импульс развития экономикам этих стран и остановит потоки беженцев. И это – лучший выход, чем выплата социальных пособий и перенаселение Европы и Северной Америки. На тоталитарные, авторитарные, коррумпированные режимы, которые, по сути, проводят политику внутренней колонизации, следует воздействовать санкциями, не позволяя им лишать свои народы благополучия и развития. Вместе с уходящей эпохой должна остаться в прошлом человечества практика явной и скрытой колонизации, подавления народов и хищнического использования отдельных регионов и стран.

Ф. Фукуяма пишет: «…если некоторые тревожные экономические и социальные тенденции сохранятся, могут поставить под угрозу стабильность современных либеральных демократий и развенчать демократическую идеологию в ее нынешнем понимании».

Нет только западный мир осуществляет переоценку прошлого в процессе работы над ошибками и поиска дальнейшего пути развития. Повышенный интерес к истории средневековья и эпохе модерна, наблюдаемый в Казахстане, других странах Центральной Азии и Восточной Европы, обусловлен стремлением найти сбои в своем цивилизационном развитии, минимизировать последствия колонизации и определить собственный путь.

(Продолжение следует)

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33