суббота, 23 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Правовой экспресс-комментарий к событиям 21 мая 2016 года

ПРАВОВОЙ ЭКСПРЕСС-КОММЕНТАРИЙ

Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности, Центра исследования правовой политики, общественного фонда «Международная правовая инициатива»,  общественного объединения «Қадір-қасиет»,  общественного фонда «Хартия за права человека», Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» 

к событиям 21 мая 2016 г.

В связи с событиями 21 мая 2016 г., когда:

-          практически во всех регионах страны гражданам было отказано в проведении митингов и пикетов;
-          во многих городах перекрыты центральные площади или улицы;
-          на улицы выведены спецотряды быстрого реагирования;
-          сотни граждан, включая журналистов, были задержаны органами правопорядка в различных городах Казахстана;
-          граждане содержались в течение нескольких часов в помещениях или на территории районных и городских отделов внутренних дел;
-          гражданам предъявлялись требования писать объяснительные;
-          некоторых граждан подвергали дактилоскопической (снятие отпечатков пальцев) и фото- регистрации;
-          граждан, в том числе журналистов, заставляли удалять с сотовых телефонов, видео и фотооборудования записанную информацию;
-          у граждан, в том числе журналистов, изымали принадлежащую им фото и видеоаппаратуру и удаляли записанную информацию, и т.д.,

считаем необходимым представить следующий правовой экспресс-комментарий в отношении законодательно гарантированных прав и установленных обязанностей граждан и правомерности или неправомерности действий сотрудников правоохранительных органов с точки зрения действующего законодательства Республики Казахстан. 

I. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ

Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года (с изменениями и дополнениями от 02 февраля 2016 г.) содержит ряд положений, которые касаются правовой оценки событий 21 мая 2016 г.:

1.1.  ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ПРАВО.

«Статья 4

1. Действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики».

Экспресс-комментарий.

Эти конституционные нормы означают, что любые законы, подзаконные акты должны соответствовать Конституции, а международные договорные обязательства Республики Казахстан являются частью действующего права в РК.

1.2.  ПРАВО НА МИРНЫЕ СОБРАНИЯ.

«Статья 32

Граждане Республики Казахстан вправе мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Пользование этим правом может ограничиваться законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц

Экспресс-комментарий.

Эти конституционные нормы означают, что гражданам Республики Казахстан гарантировано право мирно собираться, проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирование. В соответствии с международными договорными обязательствами (в частности, Международным пактом о гражданских и политических правах, ратифицированным Республикой Казахстан) это право гарантируется государством, и государство должно содействовать гражданам в реализации этого права. Это право может быть ограничено для целей, указанных во второй фразе в тексте этой статьи, но первоочередной является обязанность государства обеспечить гражданам их право мирно  собираться.

1.3.  ПРАВО НА ЛИЧНУЮ СВОБОДУ. ПРАВО НА КВАЛИФИЦИРОВАННУЮ ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ.

Статья 16.

«1. Каждый имеет право на личную свободу.

2. Арест и содержание под стражей допускаются только в предусмотренных законом случаях и лишь с санкции суда с предоставлением арестованному права обжалования. Без санкции суда лицо может быть подвергнуто задержанию на срок не более семидесяти двух часов.

3. Каждый задержанный, арестованный, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента, соответственно, задержания, ареста или предъявления обвинения.»

«Статья 13.

3. Каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
»

Экспресс-комментарий.

Необходимо отметить, что пункт 1 статьи 16 Конституции РК относится не только к аресту и содержанию под стражей в связи с уголовным преследованием того или иного лица. Он относится ко всем формам ограничения свободы. Согласно Научно-практическому комментарию к Конституции Республики Казахстан, выпущенному в 2015 году Конституционным Советом РК «конституционное право на личную свободу включает, в частности, право не подвергаться ограничениям без предусмотренных законом оснований, а также сверх установленных либо контролируемых сроков. В соответствии с действующими законами допускаются ограничения права на личную свободу: как мера обеспечения производства об административном правонарушении – доставление к месту составления протокола об административном правонарушении, административное задержание; как административное взыскание – административный арест; как мера процессуального принуждения – доставление, задержание; как мера пресечения – домашний арест, экстрадиционный арест, содержание под стражей; как уголовное наказание – арест, лишение свободы».

Таким образом, в рассматриваемой нами ситуации административное задержание и доставление лица относятся к ограничениям личной свободы и, соответственно, должны быть строго регламентированы, а правоохранительные органы, использующие эти средства принуждения, должны действовать в строгом соответствии с установленными законом процедурами.

 

Экспресс-комментарий.

Исходя из комментария к пункту 1 статьи 16 Конституции РК, очевидно, что содержащееся в пункте 3 статьи 16 право на адвоката (защитника) имеют не только задержанные или арестованные в рамках уголовного преследования, но и любые лица, чья свобода ограничена  властями тем или иным образом. Это положение закреплено также в Кодексе РК об административных правонарушениях и специально в статье 13 Конституции РК.

Адвокатура предоставляет квалифицированную юридическую помощь, организует деятельность адвокатов по защите по уголовным делам, делам об административных правонарушениях, а также представительству по уголовным и гражданским делам и делам об административных правонарушениях, а также по оказанию иных видов юридической помощи в целях защиты и содействия в реализации прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов юридических лиц.

То есть, каждое лицо (гражданин Казахстана, иностранец, беженец, лицо без гражданства)  имеет право на получение квалифицированной юридической помощи в любых условиях и в любом своем статусе, тем более, если это связано с взаимоотношениями с государством. Единственное ограничение – это то, что эта помощь оказывается бесплатно (то есть за счет государства) только в определенных, установленных законом случаях. Во всех остальных случаях она предоставляется за счет нуждающегося в ней лица, за счет других организаций или в рамках благотворительной помощи.

1.4.  ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ

Конституция РК

«Статья 39.

1. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения». 

«Статья  4.

…   4. Все законы, международные договоры, участником которых является Республика, публикуются. Официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения».

Экспресс-комментарий.

Эти конституционные нормы означают, что любые ограничения прав и свобод человека могут быть установлены только законами и только для целей, указанных в статье 39 Конституции РК. Согласно Научно-практическому комментарию к Конституции Республики Казахстан, выпущенному в 2015 году Конституционным Советом РК «Конституция РК предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека только закономНесоблюдение данного конституционно-правового условия, выразившееся в ограничении прав и свобод нормативным правовым актом меньшей юридической силы, является нарушением Основного Закона и может стать основанием для признания соответствующего нормативного правового акта неконституционным». 

Это, в свою очередь, означает, что любой нормативный  правовой акт меньшей юридической силы, чем закон (постановление, приказ, распоряжение и т.д.), могут быть изданы во исполнение закона, но не могут содержать ограничения прав и свобод, не установленные в законе, во исполнение которого они изданы.

Кроме того обязательным условием применения нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан является их официальное опубликование.

То есть, при ограничении тех или иных прав и свобод граждан власти не могут ссылаться на неопубликованные нормативные правовые акты, даже если они содержат государственные секреты или изданы для служебного пользования.

 

II. СОБЫТИЯ 21 МАЯ 2016 г. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Исходя из обстоятельств событий 21 мая 2015 г. далее представлены выдержки из Кодекса РК об административных правонарушениях от 5 июля 2016 г. (с изменениями и дополнениями от 29 марта 2016 г.) (КоАП РК) и других нормативных правовых актов, регулирующих права и обязанности граждан и сотрудников правоохранительных органов в контексте проведения мирных собраний.

2.1. ОСНОВАНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

КоАП РК

«Статья 2. Основание административной ответственности.

Основанием административной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава правонарушения, предусмотренного в Особенной части настоящего Кодекса».

 «Статья 11. Принцип вины.

1. Физическое лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. …».

Экспресс-комментарий.

Эти положения административного законодательства означают, что привлечь лицо к административной ответственности можно только за совершенное им правонарушение, причем должна быть установлена его вина.

Необходимо особо отметить, что в отличие от уголовного законодательства, где есть такие правовые институты, как «приготовление к преступлению» и «покушение на преступление», в административном законодательстве нет понятия «приготовление к административному правонарушению» или «покушение на административное правонарушение».

То есть, по нашему мнению, невозможно привлечь лицо за приготовление к мирному собранию или покушение на его проведение, и даже за организацию незаконного мирного собрания, если само мирное собрание не имело места быть.

2.2. СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОИЗВОДСТВА.

КОАП РК

«Статья 25. Административное правонарушение

1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического лица или противоправное действие либо бездействие юридического лица, за которое настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность».

«Статья 488. Нарушение законодательства Республики Казахстан о порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций

1. Нарушение законодательства Республики Казахстан о порядке организации или проведения собрания, митинга, шествия, пикетов, демонстрации либо иного публичного мероприятия либо воспрепятствование их организации или проведению, а равно участие в незаконных собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях либо ином публичном мероприятии, если эти действия не имеют признаков уголовно наказуемого деяния

влекут предупреждение или штраф на физических лиц в размере двадцати месячных расчетных показателей, на должностных лиц – штраф в размере пятидесяти месячных расчетных показателей либо арест на срок до десяти суток.

…3. Действия, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после применения мер административного взыскания либо организатором собрания, митинга, шествия, демонстрации, – влекут штраф в размере пятидесяти месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до пятнадцати суток».

Закон Республики Казахстан от 17 марта 1995 года «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями от 20 декабря 2004 г.) (Закон о мирных собраниях)

«Статья 1. Формами выражения общественных, групповых или личных интересов и протеста, именуемых в законодательстве собраниями, митингами, шествиями и демонстрациями, следует понимать также голодовку в общественных местах, возведение юрт, палаток, иных сооружений и пикетирование»….

«Статья 8. Собрания, митинги, шествия, пикеты и демонстрации должны быть безусловно прекращены по требованию представителя местного исполнительного органа города республиканского значения, столицы, района (города областного значения), если: не было подано заявление, состоялось решение о запрещении, нарушен порядок их проведения, предусмотренный статьями 45 и 7 настоящего Закона, а также при возникновении опасности для жизни и здоровья граждан, нарушении общественного порядка.

В случае отказа от выполнения законных требований представителя местного исполнительного органа города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) по его указанию органами внутренних дел принимаются необходимые меры по прекращению собрания, митинга, шествия, пикетирования и демонстрации».

КоАП РК

«Статья 802. Поводы и основание для возбуждения дела об административном правонарушении

1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения административного правонарушения с учетом положений части третьей настоящей статьи;

3) сообщения или заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации;

2. Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении является наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 741 настоящего Кодекса».

«Статья 741. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении

1. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения;…»

Экспресс-комментарий.

Исходя из норм административного законодательства (статья 488 КоАП РК) административная ответственность наступает за нарушение законодательства Республики Казахстан о порядке организации или проведения собрания, митинга, шествия, пикетов, демонстрации или иного публичного мероприятия.

Согласно Закону о мирных собраниях формами выражения общественных интересов (мирными собраниями) являются собрания, митинги, шествия и демонстрации, голодовка в общественных местах, возведение юрт, палаток, иных сооружений и пикетирование.

Закон о мирных собраниях устанавливает порядок организации и проведения мирных собраний.

Однако необходимым и ключевым элементом этого правонарушения является событие мирного собрания, факт его проведения или хотя бы начала его проведения в том случае, если оно было незаконным и в связи с этим было принудительно прекращено.

Об этом свидетельствует и статья 8 Закона о мирных собраниях, которая устанавливает основания для прекращения мирного собрания, выразившиеся в том, что не было подано заявление, состоялось решение о запрещении собрания, нарушен порядок их проведения, а также при возникновении опасности для жизни и здоровья граждан, нарушении общественного порядка.

Если мирное собрание не имело места, то его организаторы, инициаторы и потенциальные участники осуществляли действия, направленные на подготовку или покушение на проведение собрания, однако (пусть даже и по не зависящим от них причинам) собрание не состоялось, и административная ответственность за подготовку этого собрания в виде его организации не может наступать.

Действующее административное законодательство не предусматривает административной ответственности за призывы к собранию (законному или незаконному), его подготовку или намерение в нем участвовать.

Оно предусматривает ответственность за организацию и проведение незаконного собрания или участие в нем, причем только в том случае, если оно состоялось или, во всяком случае, началось, потому что невозможно объявить незаконным то,   чего не произошло.

Именно поэтому статья 8 Закона о мирных собраниях предусматривает порядок прекращения незаконного собрания, если оно незаконно. То есть, если не было подано заявление или состоялось решение о запрещении данного собрания, нарушен порядок его проведения, возникла опасность для жизни и здоровья граждан или нарушен общественный порядок, то по требованию представителя местного исполнительного органа города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) собрание должно быть прекращено.

И, как определено в той же статье 8 Закона о мирных собраниях, только в случае отказа от выполнения законных требований представителя местного исполнительного органа города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) по его указанию органами внутренних дел принимаются необходимые меры по прекращению собрания, митинга, шествия, пикетирования и демонстрации.

Если власти перекрыли доступы к месту предполагаемого мирного собрания, на которое не было получено разрешения местных органов исполнительной власти, то и инициаторы, и организаторы, и потенциальные участники не смогли совершить административное правонарушение в виде незаконного собрания (митинга) по независящим от них причинам, а, как уже отмечалось выше, административная ответственность за подготовку или покушение на административное правонарушение не предусмотрена действующим административным законодательством и наступать не может.

В этой связи необоснованными и незаконными, подлежащими дисциплинарной, административной или уголовной ответственности представляются действия сотрудников правоохранительных органов 21 мая 2016 года, когда были задержаны сотни граждан, которые не смогли по независящим от них причинам провести пусть даже и не разрешенное собрание на площади в г.Алматы, которая была перекрыта органами правопорядка, не говоря уже о задержанных случайных прохожих.

В связи с указанными обстоятельствами, при отсутствии самого события мирного собрания уполномоченным должностным лицам следовало применить статью 809 КоАП РК «Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение», согласно которой при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 741 и 742 КоАП РК, должностное лицо, в производстве которого находится дело, выносит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

И даже в случае незаконного мирного собрания, начатого при отсутствии заявления, либо запрещенного решением местного органа исполнительной власти, либо с нарушением порядка его проведениязаконодательство о порядке проведения мирных собраний (статья 8 Закона о мирных собраниях) предусматривает определенный порядок его прекращения, а именно:

- предъявление требования представителя местного исполнительного органа города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) организаторам и участникам незаконного собрания о его прекращении;

-  и только в случае отказа организаторов и участников незаконного собрания от выполнения законных требований представителя местного исполнительного органа города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) по его указанию органами внутренних дел принимаются необходимые меры по прекращению собрания, митинга, шествия, пикетирования и демонстрации.

Таким образом, в ситуации, сложившейся 21 мая 2016 года, сотрудниками правоохранительных органов был нарушен порядок прекращения незаконных мирных собрания, поскольку принятые ими меры не были предварены требованием представителей местных органов исполнительной власти к предполагаемым организаторам и потенциальным участникам мирного собрания (если они полагали, что незаконное мирное собрание имеет место быть) о его прекращении и их отказа его прекратить.

То есть, действия сотрудников правоохранительных органов по задержанию предполагаемых организаторов и потенциальных участников мирного собрания без предъявления требований представителя местного органа исполнительной власти организаторам и участникам о прекращении незаконного мирного собрания (если этот представитель полагал, что собрание имеет место, и оно - незаконно) и подтвержденных фактов невыполнения этого требования являются прямым нарушением порядка прекращения незаконных мирных собраний и подлежат соответствующей дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

2.3. ЗАДЕРЖАНИЕ И ДОСТАВЛЕНИЕ.

КоАП РК

«Статья 785. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности подозреваемого в его совершении, составления протокола об административном правонарушении, когда невозможно его составление на месте совершения административного правонарушения, … уполномоченное должностное лицо вправе в пределах своих полномочий применять в отношении физического лица следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

1) доставление к месту составления протокола об административном правонарушении;
2) административное задержание физического лица;
3) привод;
4) личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице;
….
6) изъятие документов и вещей
;..»

«Статья 786. Доставление

1. Доставление, то есть принудительное препровождение физического лица…, в целях пресечения правонарушения, установления личности правонарушителя, а также составления протокола об административном правонарушении либо вынесения защитного предписания при невозможности составить их на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, производится при совершении:…

6) правонарушений, посягающих на установленный порядок управления и институты государственной власти;…

8) иных административных правонарушений при наличии соответствующих поручений прокурора или просьбы со стороны должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, – сотрудниками органов внутренних дел в орган внутренних дел (полицию) или иной государственный орган.

3. Доставление должно быть произведено в возможно короткий срок.

4. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или административном задержании».

«Статья 787. Административное задержание

Административное задержание, то есть кратковременное ограничение личной свободы физического лица, с целью пресечения правонарушения или обеспечения производства, может производиться:

1) органами внутренних дел (полицией) – при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 685 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с подпунктом 1) части первой статьи 804 настоящего Кодекса составляют протоколы об административном правонарушении».

Экспресс-комментарий.

Эти положения административного законодательства означают, что в целях пресечения административного правонарушения, установления личности подозреваемого в его совершении, составления протокола об административном правонарушении уполномоченные сотрудники органов внутренних дел имею право задержать конкретное лицо и доставить его/ее в полицейский участок, провести досмотр и изъять документы и вещи.

Однако, для всех подобных действий необходимы основания, а именно подозрения в совершении административного правонарушения. Причем согласно пункту 1 статьи 785 КоАП РК меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (в том числе задержание, доставление, изъятие вещей и предметов) принимаются в целях пресечения административного правонарушения. Согласно этой же норме КоАП РК задержание и доставление для установления личности также напрямую связаны с совершением административного правонарушения. Никаких других целей административного задержания и доставления действующее административное законодательство не предусматривает, в том числе профилактических задержаний и доставлений или доставлений для установления личности лица без документов, если его не подозревают в совершении правонарушения.

В этой связи незаконными и подлежащими уголовной ответственности по части 2 статьи 414 УК РК «Заведомо незаконные задержание, заключение  под стражу или содержание под стражей» представляются действия сотрудников правоохранительных органов 21 мая 2016 года, когда сотни задержанных были доставлены в полицейские участки не с незаконного мирного собрания (митинга), а на выходе из дома, в районе предполагаемого места митинга и т.д.

2.4. ЗАДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛИСТОВ.

Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года «О средствах массовой информации» (с изменениями и дополнениями от  29 марта 2016 г.)

«Статья 20. Права журналиста

Журналист имеет право:… 

 4) присутствовать по предъявлению удостоверения журналиста в районе стихийных бедствий, на митингах и демонстрациях, а также при иных формах выражения общественных, групповых и личных интересов и протеста;…» 

Экспресс-комментарий

Эти положения законодательства о средствах массовой информации означают, что имеющие удостоверения журналисты имеют право беспрепятственно находиться в районе стихийных бедствий, на митингах и демонстрациях, а также при иных формах выражения общественных, групповых и личных интересов и протеста, а сотрудники правоохранительных органов не имеют права препятствовать их профессиональной деятельности.

В этой связи незаконными и подлежащими уголовной ответственности по части 2 статьи 158 УК РК «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста» представляются действия сотрудников правоохранительных органов 21 мая 2016 года, когда в массовом порядке журналисты задерживались сотрудниками правоохранительных органов.

Кроме того, незаконными и подлежащими уголовной по части 2 статьи 158 УК РК «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста» и по части 1 статьи 362 УК РК «Превышение власти или должностных полномочий» представляются действия сотрудников правоохранительных органов 21 мая 2016 года, когда у некоторых журналистов изымалась принадлежащая им фото и видеоаппаратура и уничтожались сделанные ими видеозаписи и фотографии.

2.5. СРОКИ ЗАДЕРЖАНИЯ.

КоАП РК

«Статья 789. Сроки административного задержания

1. Административное задержание осуществляется в течение времени, необходимого для достижения целей, указанных в статье 785 настоящего Кодекса, и может длиться не более трех часов. Началом срока задержания является тот час с точностью до минуты, когда ограничение свободы задержанного лица стало реально, независимо от придания задержанному какого-либо процессуального статуса или выполнения иных формальных процедур. …

Моментом окончания этого срока является истечение трех часов, исчисляемых непрерывно со времени фактического задержания».

Экспресс-комментарий.

Эти положения административного законодательства означают, что сотрудники правоохранительных органов, даже при наличии оснований, в целях пресечения административного правонарушения, установления личности подозреваемого в его совершении, составления протокола об административном правонарушении (статья 785 КоАП РК) могут задержать любое лицо и доставить его/ее в полицейский участок.

Однако, в полицейском участке лицо может удерживаться против его воли в течение не более 3 часов, причем началом срока является тот час с точностью до минуты, когда ограничение свободы стало реальным (сотрудники правоохранительных органов предложили проехать в полицейский участок, задержали физически, поместили в машину или автобус и т.д.), а не тогда, когда лицо доставили в полицейский участок или составили соответствующий протокол. И именно с этого момента отсчитываются три часа, в течение которых административное задержание является законным (если, конечно, имелись предусмотренные законом основания для задержания). После истечения этого срока задержание является незаконным.

В этой связи незаконными и подлежащими уголовной ответственности по части 2 статьи 414 УК РК «Заведомо незаконные задержание, заключение  под стражу или содержание под стражей» представляются действия сотрудников правоохранительных органов 21 мая 2016 года, когда сотни задержанных содержались в полицейских участках более 3 часов, а начало срока задержания указывалось с момента доставления в полицейский участок или, чаще всего, с момента составления протокола, если протокол вообще составлялся.

2.6. ПРАВО НА КВАЛИФИЦИРОВАННУЮ ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ.

КОАП РК

«Статья 744. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном  правонарушении

1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушениивправе … пользоваться юридической помощью защитникаобжаловать применение мер обеспечения производства по делу, …, а также пользоваться иными процессуальными правами, предоставленными ему настоящим Кодексом».

«Статья 748. Защитник

1. Защитник – лицо, осуществляющее в установленном законом порядке защиту прав и интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, и оказывающее ему юридическую помощь.

2. В качестве защитников участвуют адвокаты. Наряду с адвокатами в качестве защитников допускаются супруг (супруга), близкие родственники или законные представители лица, привлекаемого к административной ответственности.

3. Защитник допускается к участию в деле с момента административного задержания лица, привлекаемого к административной ответственности, составления протокола об административном правонарушении или вынесении прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, а также на любой стадии производства по делу об административном правонарушении».

Экспресс-комментарий

Согласно статьям 13, 16 Конституции РК и статьям 744, 748 КоАП РК любое задержанное лицо имеет право на защитника (адвоката и супруга (супруги), близкого родственника). Это право лицо, подвергшееся административному задержанию, имеет с момента фактического задержания, то есть с того часа с точностью до минуты, когда ограничение свободы стало реальным (сотрудники правоохранительных органов предложили проехать в РОВД, задержали физически, поместили в машину или автобус и т.д.).

В этой связи незаконными и подлежащими уголовной ответственности по части 2 статьи 435 УК РК «Воспрепятствование законной деятельности адвокатов и иных лиц по защите прав, свобод и  законных интересов человека и гражданина, а также оказанию юридической помощи физическим и юридическим лицам» представляются действия сотрудников правоохранительных органов, лишивших практически всех задержанных конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи.

2.7. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОТОКОЛА. ОБРАЩЕНИЕ С ЗАДЕРЖАННЫМИ.

КоАП РК

«Статья 684. Суды

1. Судьи специализированных районных и приравненных к ним административных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных … ст.488…».

«Статья 804. Должностные лица, имеющие право составлять протоколы об административных правонарушениях

1. По делам об административных правонарушениях, рассматриваемым судами, протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица:

1) органов внутренних дел (статьи … 488 …)…». 

«Статья 788. Порядок административного задержания

1. Об административном задержании составляется протокол. В протоколе указываются дата, время (с точностью до минуты) и место его составления; должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; сведения о личности задержанного; время, место и основания задержания. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем делается запись об этом. Копия протокола о задержании вручается лицу, задержанному за совершение административного правонарушения.

2. По просьбе лица, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения незамедлительно уведомляются его родственники, администрация по месту работы или учебы, а также защитник. О задержании несовершеннолетнего уведомление его родителей или лиц, их заменяющих, обязательно

4. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

5. Неразъяснение задержанному лицу его прав и обязанностей является существенным нарушением производства по делу об административном правонарушении и влечет ответственность, предусмотренную законодательством Республики Казахстан.

6. Лицо, задержанное в порядке, установленном настоящим Кодексом, подлежит незамедлительному освобождению при отпадении обстоятельств, послуживших основанием для его задержания.

7. Лица, подвергнутые административному задержанию, содержатся в специально отведенных для этого помещениях, отвечающих санитарным требованиям и исключающих возможность их самовольного оставления».

«Статья 803. Протокол об административном правонарушении

1. Протокол об административном правонарушении составляется в письменной форме уполномоченным на то должностным лицом …

2. В протоколе об административном правонарушении указываются:

1) дата и место составления протокола;

2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

3) сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело (для физических лиц - фамилия, имя, отчество (при его наличии), дата рождения, место жительства, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер, место работы, абонентский номер телефона, факса, сотовой связи и (или) электронный адрес (если они имеются);  

4) место, время совершения и существо административного правонарушения;

5) статья Особенной части раздела 2 настоящего Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение; фамилии, имена, отчества (при их наличии), адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются;

6) объяснение физического лица либо представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело; 

7) иные сведения, необходимые для разрешения дела, а также прилагаются документы, подтверждающие факт совершения административного правонарушения».

Экспресс-комментарий.

Дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 488 КоАП РК, подведомственны административным судам.

Согласно статье  804 КоАП РК протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 488 КоАП РК, составляют должностные лица органов внутренних дел.

Помимо этого в случае административного задержания составление протокола обязательно (статья 788 КоАП РК). В протоколе обязательно указывается время задержания с точностью до минуты, причем имеется в виду начало срока административного задержания, то есть, согласно статье 789 КоАП РК, когда ограничение свободы задержанного лица стало реально, независимо от придания задержанному какого-либо процессуального статуса или выполнения иных формальных процедур.

Кроме того, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись о том, что задержанному лицу разъяснены его права и обязанности, предусмотренные КоАП РК.

При этом, согласно пункту 5 статьи 788 КоАП РК, неразъяснение задержанному лицу его прав и обязанностей является существенным нарушением производства по делу об административном правонарушении и влечет ответственность, предусмотренную законодательством Республики Казахстан.

В этой связи незаконными и подлежащими дисциплинарной, административной или уголовной ответственности представляются действия сотрудников правоохранительных органов, осуществлявших 21 мая 2016 года задержания сотен людей без составления протоколов об административном задержании, без разъяснения прав и обязанностей (в том числе права не давать объяснения), без извещения родственников и защитников и таким образом допустивших существенные нарушения административного производства.

Незаконными и подлежащими дисциплинарной, административной или уголовной ответственности представляются действия сотрудников правоохранительных органов, осуществлявших 21 мая 2016 года задержания сотен людей, которых затем в нарушение пункта 7 статьи 788 КоАП РК содержали по нескольку часов во дворах полицейских участков или в помещениях, не отвечавших санитарным требованиям, без мест для сидения, с закрытыми окнами, иногда с выключенным светом, без права получения питания и т.д.

Это обращение нельзя назвать иначе, как жестокое или унижающее достоинство обращение, а виновные в этом в соответствии с ратифицированной Республикой Казахстан Конвенцией ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания должны быть привлечены к ответственности по части 2 статьи 146 УК РК  

2.8. ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ.

КоАП РК

«Статья 744. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном  правонарушении

1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушениивправе знакомиться с протоколом и другими материалами дела, давать объяснения, …, а также пользоваться иными процессуальными правами, предоставленными ему настоящим Кодексом».

«Статья 767. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетеля.

1. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, показания потерпевшего и свидетеля представляют собой имеющие отношение к делу сведения, сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.

2. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, показания потерпевшего и свидетеля отражаются в протоколе об административном правонарушении или о применении меры обеспечения производства по делу, а при необходимости – оформляются протоколом опроса и приобщаются к делу.

3. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания свидетелей вносятся в протокол об административном правонарушении только после полного его заполнения и разъяснения указанным лицам их прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом.

 4. При несоблюдении требований, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания свидетеля считаются не имеющими силы доказательств и не могут быть признаны в качестве доказательств».

«Статья 19. Освобождение от обязанности давать свидетельские показания

1. Никто не обязан давать показания против себя самого, супруга (супруги) и своих близких родственников, круг которых определен законом.

3. В случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, указанные лица вправе отказаться от дачи показаний и не могут быть подвергнуты за это какой бы то ни было ответственности».

Экспресс-комментарий.

Эти положения административного законодательства определяют право (а не обязанность!) лица, в отношении которого ведется административное производство, давать объяснения. При этом, согласно статье 19 КоАП РК, это лицо освобождено от обязанности давать объяснения против себя самого, супруга (супруги) и своих близких родственников, круг которых определен законом, а согласно статье 767 КоАП РК сотрудники правоохранительных органов обязаны разъяснить этому лицу его права, включая право не давать объяснения.

В этой связи незаконными и подлежащими уголовной ответственности по части 1 статьи 362 УК РК «Превышение власти или должностных полномочий» и/или по статье 415 УК РК «Принуждение к даче показаний» представляются действия сотрудников правоохранительных органов, принуждавших 21 мая 2016 г. практически всех задержанных лиц писать объяснительные без разъяснения им их прав, в том числе права не давать объяснений.

2.9. ДАКТИЛОСКОПИЧЕСКАЯ И ФОТО- РЕГИСТРАЦИЯ.

Правила ведения и использования отдельных видов специальных учетов (Приложение 1 к приказу Генерального Прокурора Республики Казахстан от 10 июля 2014 г.)   

«Пункт 1 подпункт 4) «дактилоскопический учет – учет по особенностям строения папиллярных узоров пальцев рук лиц, задержанных, арестованных, осужденных, осуществляемый путем регистрации, хранения, классификации и выдачи дактилоскопической информации для установления или подтверждения личности человека;…

7. Дактилоскопическому учету в Комитете (Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан) подлежат:

1) осужденные на территории Республики Казахстан, к которым мерой пресечения применялся арест;

2) граждане Республики Казахстан, привлеченные к уголовной ответственности и отбывающие наказание за рубежом (если на них имеются дактилоскопические карты);

3) осужденные, совершившие преступления в местах лишения свободы;

4) лица, в отношении которых объявлен розыск (если на них имеются дактилоскопические карты и в отношении них применена мера пресечения в виде ареста).

8. Дактилоскопическому учету в территориальных органах Комитета подлежат:

1) осужденные на территории области, к которым мерой пресечения применялся арест;

2) осужденные, совершившие преступления в местах лишения свободы;

3) обвиняемые, в отношении которых органом следствия (дознания) применена мера пресечения в виде ареста;

4) лица, в отношении которых объявлен розыск (в отношении которых применена мера пресечения в виде ареста, если на них имеются дактилоскопические карты);

5) задержанные лица (только не имеющие определенного места жительства и документов, удостоверяющих их личность);

6) граждане Республики Казахстан, осужденные за рубежом, прибывшие отбывать наказание на территорию области».

Правила организации деятельности специальных приемников органов внутренних дел (утверждены приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 23 мая 2011 года)

«2. Специальный приемник – специальное учреждение органов внутренних дел, предназначенное для приема и содержания лиц, подвергнутых административному аресту.

13. Дежурный по специальному приемнику подчиняется начальнику специального приемника и его заместителю, в их отсутствие руководит работой специального приемника.

Дежурный:

1) производит регистрацию и учет лиц, доставленных в специальный приемник для отбывания административного ареста;

2) производит их личный досмотр, фотографирование и дактилоскопирование;…».

Правила организации деятельности приемников-распределителей органов внутренних дел (утверждены приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 23 мая 2011 года)

«2. Приемники-распределители предназначены для приема и содержания лиц, не имеющих определенного места жительства и (или) документов, удостоверяющих личность, при отсутствии в их действиях признаков административных правонарушений и преступлений и невозможности установления их личности иными способами….

12. Дежурный по приемнику-распределителю подчиняется начальнику приемника-распределителя и его заместителю, в их отсутствие руководит работой приемника-распределителя.

Дежурный:

1) докладывает начальнику приемника-распределителя или его заместителю обо всех доставленных и помещенных лицах;

2) производит регистрацию и учет лиц, доставленных в приемник-распределитель, организовывает производство их личного досмотра, дактилоскопирование и фотографирование …; …».

Положение о местной полицейской службе органов внутренних дел (утверждено Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2015 года»

«…2. Основные задачи, функции, права и обязанности МПС

10. Права и обязанности МПС:

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 23 апреля 2014 года «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» в пределах своей компетенции имеет право:

23) для постановки на криминалистические учеты лиц, содержащихся в приемниках-распределителях и специальных приемниках, состоящих на профилактических учетах, фотографировать, дактилоскопировать, производить звукозапись, кино- и видеосъемку;
…».

Экспресс-комментарий.

Согласно этим положениям действующего законодательства Республики Казахстан дактилоскопическая и фото-регистрация в Республике Казахстан применяются для ведения специальных, ведомственных, оперативных и криминалистических учетов и в отношении конкретных категорий лиц. К ним относятся:

- осужденные, в отношении которых применялся арест как мера пресечения;
- осужденные к лишению свободы;
- граждане Республики Казахстан, осужденные за рубежом, прибывшие отбывать наказание на территорию области;
- лица, подвергнутые административному аресту;
- задержанные лица, не имеющие определенного места жительства и документов, удостоверяющих их личность;
- лица, находящиеся на профилактическом учете;
- лица, не имеющие определенного места жительства и документов, удостоверяющих их личность, и помещенные в приемники-распределители органов внутренних дел;
- трудовые иммигранты.

В этой связи незаконными и подлежащими уголовной ответственности по части 1 статьи 362 УК РК «Превышение власти или должностных полномочий» и по части 3 статьи 147 УК РК «Нарушение неприкосновенности частной жизни и законодательства Республики Казахстан о персональных данных и их защите» представляются действия сотрудников правоохранительных органов, принуждавших 21 мая 2016 г. некоторых задержанных лиц незаконно проходить дактилоскопическую и/или фото- регистрацию. 

2.10. ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН

Закон Республики Казахстан от 8 февраля 2003 года «О чрезвычайном положении» (с изменениями от 10 января 2015 г.) (Закон о чрезвычайном положении)

«Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе.

 В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

 …5) чрезвычайное положение – временная мера, применяемая исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Республики Казахстан и представляющая собой особый правовой режим деятельности государственных органов, организаций, допускающий установление отдельных ограничений прав и свобод граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также прав юридических лиц и возлагающий на них дополнительные обязанности;…»

«Статья 3. Цель введения чрезвычайного положения.

Целью введения чрезвычайного положения является устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Республики Казахстан».

«Статья 4. Условия, основания введения  чрезвычайного положения.

1. Чрезвычайное положение вводится в случае, когда демократические институты, независимость и территориальная целостность, политическая стабильность Республики Казахстан, безопасность ее граждан находятся под серьезной и непосредственной угрозой и нарушено нормальное функционирование конституционных органов государства.

2. К обстоятельствам, служащим основаниями введения чрезвычайного положения при соблюдении требований пункта 1 настоящей статьи, относятся:

1) чрезвычайные ситуации социального характера, вызванные … попытками насильственного изменения конституционного строя Республики Казахстан; актами терроризма; действиями, направленными на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Республики Казахстан; массовыми беспорядками, межнациональными и межконфессиональными конфликтами; …;…».

«Статья 5. Порядок введения чрезвычайного положения.

1. Чрезвычайное положение на всей территории Республики Казахстан или в отдельных ее местностях вводится Президентом Республики Казахстан соответствующим указом после официальных консультаций с Премьер-Министром и Председателями палат Парламента Республики Казахстан с незамедлительным информированием Парламента Республики Казахстан».

«Статья 15. Основные меры и временные ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положения.

При введении чрезвычайного положения на период его действия предусматриваются следующие основные меры и временные ограничения:

1) усиление охраны общественного порядка, охраны особо важных государственных и стратегических объектов, а также объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;

2) установление ограничений на свободу передвижения, в том числе транспортных средств, в местности, где введено чрезвычайное положение;

3) проверка документов, удостоверяющих личность физических лиц, личный досмотр, досмотр находящихся при них вещей, транспортных средств;

4) установление ограничений на въезд в местность, где введено чрезвычайное положение, или на территорию Республики Казахстан, а также выезда из них;

5) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований, зрелищных, спортивных и других массовых мероприятий, а также семейных обрядов, связанных с рождением, свадьбой, смертью;

6) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности юридических лиц;

7) приостановление деятельности юридических лиц, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества;

8) эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами;

9) запрещение проведения выборов и республиканских референдумов в течение всего периода действия чрезвычайного положения в местности, где оно введено;

10) приостановление деятельности сетей и средств связи, за исключением правительственной связи».  

«Статья 16. Дополнительные меры и временные ограничения, применяемые в условиях  чрезвычайного положения.

1. В случае введения чрезвычайного положения при наличии обстоятельств, предусмотренных в подпункте 1) пункта 2 статьи 4 настоящего Закона, в местности, где вводится чрезвычайное положение, предусматриваются следующие дополнительные меры и временные ограничения:
1) введение комендантского часа;

2) осуществление контроля за средствами массовой информации посредством запросов обязательных экземпляров печатных изданий и материалов радио- и телепередач;

3) приостановление или прекращение в установленном законодательством Республики Казахстан порядке деятельности политических партий и общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;

4) ограничение или запрещение использования копировально-множительной техники, радио- и телепередающей аппаратуры, аудио- и видеозаписывающей техники, а также временное изъятие звукоусиливающих технических средств;

5) установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;

6) установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности физических и юридических лиц, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

7) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных, наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров, а также этилового спирта, алкогольной продукции;

8) временное изъятие у физических лиц оружия и боеприпасов, ядовитых веществ, а у юридических лиц временное изъятие, наряду с оружием, боеприпасами и ядовитыми веществами, также боевой и учебной военной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ.

Дополнительные меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, осуществляются в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан».

«Статья 17. Пределы применения мер и временных ограничений в условиях чрезвычайного  положения.

1. Меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения, и ограничения прав и свобод физических лиц, а также прав юридических лиц, возложение на них дополнительных обязанностей должны осуществляться в пределах, которые вызваны обстоятельствами, послужившими основанием введения чрезвычайного положения.

2. Меры и ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, не должны противоречить международным договорам в области прав человека, ратифицированным Республикой Казахстан». 

Экспресс-комментарий.

Согласно этим положениям законодательства о чрезвычайном положении определенные ограничения прав и свобод граждан могут временно вводиться в связи с объявлением чрезвычайного  положения на всей территории Республики Казахстан или в отдельных ее местностях.

Перечень этих ограничений исчерпывающий и приведен в статьях 15, 16 Закона о чрезвычайном положении.

При этом чрезвычайное положение вводится только Президентом Республики Казахстан соответствующим указом после официальных консультаций с Премьер-Министром и Председателями палат Парламента Республики Казахстан с незамедлительным информированием Парламента Республики Казахстан.

В связи с тем, что 21 мая 2016 г. никакого чрезвычайного положения на территории Республики Казахстан или ее отдельных местностей, в том числе в г.Алматы, не вводилось и, соответственно, никаких временных мер по ограничению прав и свобод граждан не могло применяться,  незаконными и подлежащими дисциплинарной, административной или уголовной  ответственности представляются действия сотрудников правоохранительных органов по ограничению прав задержанных граждан со ссылкой на некий внутриведомственный приказ, связанный с неким особым положением.

Более того, незаконными и нарушающими конституционные положения, изложенные в статьях 4 и 39 Конституции Республики Казахстан, представляются ссылки сотрудников внутренних дел на этот внутриведомственный приказ, который официально не опубликован, не является законом и, соответственно, не может устанавливать ограничения прав и свобод граждан, не предусмотренные законом.   

 

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33