воскресенье, 22 сентября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Партия власти вступила в полемику с правительством

Партия власти инициировала дискуссию о налоговом стимулировании экономического роста в то время, как правительство последовательно расширяет налогооблагаемую базу. Это две противоположные концепции. На левом берегу Астаны появились фундаментальные разногласия.

Экспертный клуб «Зерде» при Центре анализа и стратегических исследований партии «Нур отан» провел очень интересную дискуссию «Экономические механизмы стимулирования технологической модернизации и инноваций».

За последние десять лет доля НИОКР в ВВП Казахстана составляла 0,2% - 69 млрд. тенге. (Это как минимум в три раза меньше, чем заложено на увеселительные мероприятия в рамках ЭКСПО).

Фархад Куанганов, секретарь партии Нур Отан, привел печальные данные - за последние десять лет доля НИОКР в ВВП Казахстана составляла 0,2% - 69 млрд. тенге. (Для сравнения, это как минимум в три раза меньше, чем заложено на увеселительные мероприятия в рамках ЭКСПО). При этом, до сих пор все меры поддержки касались только научных организаций. Реальной поддержки спроса со стороны реального сектора так и не появилось, хотя этот тезис обсуждается уже долгие годы. На фундаментальные исследования у нас тратится у нас 24%, на прикладные 50%, опытно-конструкторские разработки 25%. В инновационных странах 15-20 % - доля финансирования фундаментальных разработок, 30-35% - прикладные, 40% - ОКР.

Главный тезис : налоговое стимулирование – ключевая мера для развития инноваций. При этом нужно финансировать не ученых, а предприятия, в чьих разработках они заинтересованы. В нашей же реальности Налоговый кодекс не поощряет даже реальный сектор, а уж тем более инновации.

В мире идет конкуренция за меры налогового стимулирования. Расходы на внедрение инноваций относятся на вычеты от 100 до 300%. То есть если вы вложили $10 млн, то вы не платите налог со следующих $20 млн.

Фархад Куанганов напомнил, что «такие институты как Академия наук и ее аналог в США привели к закрытости и засилью авторитетов. Их нежизнеспособность оказалась очевидна и в середине прошлого века родилась американская система «трех китов». Во-первых, стимулирование не ученых, а предпринимателей. В мире идет конкуренция за меры налогового стимулирования. Расходы на внедрение инноваций относятся на вычеты от 100 до 300%. То есть если вы вложили $10 млн, то вы не платите налог со следующих $20 млн. Китай пошел дальше – там не просто расходы на инновации отнесены к вычетам, но правительство также оплачивает таким предприятиям коммуникации, производственные помещения и обучение персонала. Теперь Китай занимает лидирующее место по внедрению инноваций в мире. Во-вторых, развитие университетской науки. Вузы превратились из мест обучения в площадку для рождения и тестирования новых проектов. И наконец, национальные фонды грантового финансирования, поощряющие инновации в научные исследования работают при главе государства в странах с президентской формой правления или при парламенте в парламентских странах с соответствующей подотчетностью перед ними. Кстати, именно фонду такого рода мы обязаны интернету».

Так или иначе, по мнению спикера, модернизация, о которой мы грезим, немыслима без налогового стимулирования. К сожалению, качественных исследований на эту тему нет даже в русскоязычном сегменте в целом, а о казахстанских вкладе и речи не идет. В прямой доступности только фрагментарные данные зарубежных экспертов, которые нуждаются в серьезной адаптации для нашего рынка.

А в это время реальный сектор погружен в архаику. По информации Казагро , в стране всего 300 тысяч единиц сельхозтехники, 80% которой можно смело выбрасывать. Ежегодное обновление технического парка не превышает 2%, а девальвация повысила стоимость новой техники более, чем на 100%.

За последние несколько лет практически не отмечается рост доли инновационных предприятий – он остается на уровне 8%. При том, что объем инновационной продукции вырос в 4,5 раза, его финансирование выросло в 10 раз.

Агентством НАТР, отвечающим на технологическое развитие было заключено 328 договоров на 12 млрд. тенге, создано 539 рабочих мест, а количество произведенной продукции оценивает в свыше 57 млрд.тенге. Тем не менее, в презентации Даурена Сабденова, заместителя председателя правления НАТР приведенные данные, ровно противоположные озвученному курсу модернизации страны. Например, за последние несколько лет практически не отмечается рост доли инновационных предприятий – он остается на уровне 8%. При том, что объем инновационной продукции вырос в 4,5 раза, его финансирование выросло в 10 раз. Как в этих условиях мог почти вдвое вырасти инновационный потенциал, не совсем понятно. При этом, 80% усилий сосредоточено на трансферте технологий.

Прочие источники финансирования НИОКР, куда входят иностранные инвестиции, заемные средства, средства предприятий составляют всего 5%. В то время, как в Южная Корее, Китае и Японии этот показатель составляет 75%.

Судя по данным Космана Кажкенова, эксперта ЦПАСИ, основным источником финансирования НИОКР является государство (59%). Другим крупным источником финансовых средств являлись собственные средства научных организаций (37%). Прочие источники, куда входят иностранные инвестиции, заемные средства, средства предприятий составляют всего 5%. В то время, как в Южная Корее, Китае и Японии этот показатель составляет 75%.

В странах, входящих в ОЭСР, на долю предпринимательского сектора затраты на НИОКР приходятся (60%) от объема финансирования научных исследований, тогда как в странах ЕС (54%), США (59%).

В структуре наших затрат на НИОКР опытно-конструкторские разработки занимают лишь 24%, в то время как в ведущих странах этот показатель находится на уровне 60-63%.

Компания может получить повышенный вычет при проведении НИОКР . Он равен 250%, если НИОКР выполняются на территории Сингапура и 300% за его пределами.

В то же время, в Китае ставка налога на прибыль в размере 25% может быть уменьшена до 15%. Налоговые каникулы первые 2-5 лет после первого получения дохода -100 %. Введены супер вычеты 150% от квалифицированных затрат на проведение НИОКР, а также отмена или сокращение вдвое налога на прибыль на доходы от трансфера технологий. А в Сингапуре компания может получить повышенный вычет при проведении НИОКР . Он равен 250%, если НИОКР выполняются на территории Сингапура и 300% за его пределами.

Кроме того, у компаний есть возможность заменить налоговый вычет в размере до 100 тысяч сингапурских долларов на необлагаемый налогами грант наличными в размере 30 % от величины вычета.

Впрочем, есть и свои сложности. Например, недостаток ясности об определениях и критериях инновационной деятельности, коррупционность согласования льгот или необоснованные отказы в льготах из–за консервативности налоговых инспекторов, не берущих на себя ответственности в оценке инновационности той или иной деятельности.

Казахстан критически отстал в части поддержки отечественных разработчиков IT продукций даже от партнеров по ЕАЭС. В России, Беларуси и Украине государственное стимулирование акцентируется не на поддержке “в качестве аванса” как у нас, а на “конкретных результатах” в виде налоговых льгот.

Тимур Айсаутов, директор «DAMU Research Group», считает, что Казахстан критически отстал в части поддержки отечественных разработчиков IT продукций даже от партнеров по ЕАЭС. В России, в Беларуси, в Украине действуют комплексные меры стимулирования, ключевую роль в которых выполняют прежде налоговые льготы. При этом, государственное стимулирование акцентируется не на поддержке “в качестве аванса” (льготные кредиты, гранты, аренда помещений и т.д.) как у нас, а на “конкретных результатах” в виде налоговых льгот.

В России с 2007 года уровень налоговых взносов на работников компаний разработчиков программного обеспечения снижен с 30% до 14% (в Казахстане - 35%) от фонда заработной платы, российские компании разработчики лицензионного программного обеспечения освобождены от НДС-18%, а с 1 января 2016 года предоставляются исключительные преференции российскому программному обеспечению в государственных закупках.

Беларусь вообще считается ведущей «IT-страной» в Восточной Европе . Все товары ввозимые резидентами белорусского технопарка “Парка высоких технологий” освобождаются от НДС.

А Беларусь вообще считается ведущей «IT-страной» в Восточной Европе . Все товары ввозимые резидентами белорусского технопарка “Парка высоких технологий” освобождаются от НДС. Резиденты Парка освобождаются от НДС (не включает розницу) по оборотам от реализации своей продукции и уплаты налога на прибыль. Налоговые послабления (правовой режим) для резидентов Парка высоких технологий (технопарк, г.Минск) действует на всей территории Белоруссии, вне зависимости от того, где физически размещены офисы компаний.

Аргументы и доводы о узости рынка абсолютно несостоятельны. Объем производства IT программ в Беларуси в 2015 году составил $1120 млн., при внутреннем потреблении всего лишь $86 млн. дол.

Аргументы и доводы о узости рынка абсолютно несостоятельны. Объем производства IT программ в Беларуси в 2015 году составил $1120 млн., при внутреннем потреблении всего лишь $86 млн. дол.

В Украине с 1 января 2014 года для местных IТ-компаний на 10 лет введён льготный налоговый режим, включающий полное освобождение от уплаты НДС (не включает розницу) - 20%, снижение налога на прибыль с 21% до 5%. В США IT компании (в большинстве штатов) полностью освобождены от НДС (Sales Tax) , а в Индии с 1998 года налоги для ИТ-компаний практически «обнулили» (доля IT-отрасли составляет 10 % ВВП, экспорт более $120 млрд.).

Руководство НАТР сдержанно согласилось с доводами, и даже проинформировало, что приняло беспрецедентные по жесткости меры. Например, отправило в НПП новые правила выделения грантов и сократило срок рассмотрения заявок с девяти до двух месяцев.

НАТР заработал только 1 миллиард тенге за счет размещения на депозитах средств, выделенных на гранты. А отечественные разработчики в это время годами не могут дождаться выделенного финансирования.

Нурлан Исин, глава Ассоциации IT-компаний Казахстана считает, что «НАТР только бумаги перекладывает, средства не осваиваются». Он привел шокирующий факт о том, что «НАТР заработал только 1 миллиард тенге за счет размещения на депозитах средств, выделенных на гранты. А отечественные разработчики в это время годами не могут дождаться выделенного финансирования».

Информация о тендерах на сайте размещена только в русской версии, в то время как львиная доля выпускников вузов получила образование на казахском языке. Он считает, что этого не только достаточно для того, чтобы отменить все тендеры, но и обратиться в Генеральную прокуратуру.

Мурат Абенов, глава соответствующего Комитета НПП «Атамекен» сделал несколько достаточно громких заявлений, получивших молчаливое согласие аудитории. В частности, он считает, что вопрос в прозрачности механизма отбора проектов для финансирования. «Может быть, пора честно признаться в том, что нам нужно тупо заниматься трансфертом технологий? – спросил он. – Я не нашел информации на сайте НАТР, кто, за что и сколько именно получил денег. Нужен общественный контроль!» – призвал он Нур Отан. Мурат Абенов также обратил внимание присутствовавших на то, что полная информация о тендерах на сайте размещена только в русской версии, в то время как львиная доля выпускников вузов получила образование на казахском языке. Он считает, что этого не только достаточно для того, чтобы отменить все тендеры, но и обратиться в Генеральную прокуратуру.

Все это выглядит довольно убедительным и заманчивым. Но чувство ликования от найденного наконец рецепта портит два фактора: такие меры обсуждаются уже почти 15 лет, но они остаются на бумаге. Возможно, потому, что для их реализации нет остаточно развитой профессиональной среды. И дело даже не в том, что у нас 14 ученых на 10 тысяч населения.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33