воскресенье, 22 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Расстрелянное будущее

80 лет назад расстреляли будущее казахстана. Exclusive.kz продолжает публикацию серии уникальных архивных материалов о лидере алаш Алихане Букейхане.

 

 

По воспоминаниям Смахана торе Букейхана, родного младшего брата лидера нации, в связи с резким ухудшением здоровья супруги Елены Яковлевны, в 1921 году А.Букейхан срочно вернулся из Оренбурга в Семипалатинск, где застал супругу уже тяжело больной. По рассказам Гульнар апай, дочери Миржакыпа Дулатулы, А. Букейхан свою верную спутницу жизни похоронил в городе Алаш (ныне Семей) по-христиански, пригласив православного священника, выполнив, тем самым, её последнюю просьбу.

 

 

Он возвратился в родные края надолго. Смахан торе же утверждал, что из Алаш А. Букейхан направился в родной аул, расположенный в Токраунской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области, в родовой зимовке Желтау, где провел в кругу своих родных практически целый год – с конца 1921 до октября 1922 года.

Ликвидацией руководящей нелояльной части Алаш-Орды в Семипалатинской губернии»

Однако из телеграммы Коростылева настораживает следующая формулировка: «Арест Букейханова вызван... Ликвидацией руководящей нелояльной части Алаш-Орды в Семипалатинской губернии». Нет сомнений в том, что под «ликвидацией» подразумевалось «физическая ликвидация… или уничтожение» путём ареста с последующим расстрелом, казнью и т.д. Под «руководящей частью Алаш-Орды в Семипалатинской губернии» автор секретной телеграммы и её адресат имели в виду «Восточное отделение Алаш-Орды», по их выражению, а точнее – Центральный Народный Совет (правительство) Алаш Орда, который в январе 1918 года перебазировался из Оренбурга в Заречную Слободку, которая, согласно постановлению, Второго всеказахского съезда в Оренбурге от 13 декабря 1917 года, была провозглашена столицей автономии и уже была переименована в город Алаш.

Отмечу, что в советских документах периода 1919-1930 годов руководство «Восточной Алаш-Орды» фигурировало как «группа Букейханова» и именно эта группа вызывала наибольшее опасение у большевистской власти как в Кремле, так и в Казахстане. В этом можно убедиться из следующей цитаты из протокола заседания президиума ВЦИК 6 созыва № 28 от 4 апреля 1919 года, в котором было утверждено постановление наркома по национальностям И.Сталина о созыве всеказахского съезда: «Разрешить созыв Всекиргизского съезда в  г. Оренбурге, обеспечив личную неприкосновенность всем киргизам, не исключая группы Букейханова, боровшимся с оружием в руках против Советской власти».

Из телеграммы Коростылева можно уловить, что арест Алихана в октябре 1922 года был не личной инициативой секретаря Киробкома, он являлся лишь исполнителем, по всей вероятности, точно такого же секретного указания Центра, точнее – уже генерального секретаря ЦК ВКП (б) И. Сталина о «ликвидации руководящей нелояльной части Алаш-Орды в Семипалатинской губернии».

Однако «ликвидация» лидера Алаш Орды не состоялась, т.е. он арестован, но не ликвидирован, но и не отпущен на свободу: почему? По всей вероятности, вождей большевиков в Кремле и Казахстане отрезвило, более того - вынудило перенести осуществление своего зловещего плана по ликвидации казахского лидера на более поздний срок следующие строки телеграммы С. Кожанулы и Т. Рыскулулы: «Принимая во внимание... слабую связь Советской власти с массой коренного населения Киргизии, атмосферу, создавшуюся в результате работ последнего съезда Советов Киргизии... возможность неблагоприятного отражения этого сообщения [об аресте А. Букейхана. – С.А.] в массах кирнаселения».

И пока лидер Алаш Орды еще находился под арестом в Каркаралы, И. Сталин резко меняет свое решение о его дальнейшей судьбе - держать его под колпаком и как можно дальше от родных степей во избежание нежелательных для Советов последствий. До более подходящего момента. В ОГПУ отмечали, что лидер «Алаш» Букейхан имел огромный авторитет среди казахского населения, оказывал на него «негативное националистическое и политическое влияние», и поэтому в декабре 1922 года «в целях изоляции от казахского населения» решили выслать его в Москву, где он был устроен на работу в Казахскую секцию Центриздата.

В середине 1920-х годов, в период проведения кампаний по перевыборам Советов, ОГПУ фиксировало рост активности национальной интеллигенции. Например, летом 1923 г., когда в Казахстане готовился IV-й Всекиргизский (Всеказахский) съезд Советов. Возросшее влияние алашордынцев в этот период ОГПУ напрямую связывало с именем лидера «Алаш» А. Букейхана, деятельность которого приводила к «искажению партийной и советской линии», особенно по вопросам землеустройства и национальной политики партии. По мнению ОГПУ, перевыборные кампании в Советы проходили под руководством и влиянием алашордынцев.

Политическая ссылка А. Букейхана в Москву, по мнению сотрудников ОГПУ, не дала ожидаемого результата. Судя по информации чекистов, А. Букейхан, посещая Казахстан по приглашению «националистов, сидевших в правительстве», разработал «мероприятия по землеустройству в контрреволюционных националистических интересах», а его поездки сопровождалась активизацией националистической работы [ЦА ФСБ России. Д. Р-338629, Л. 220–221]. В сентябре 1926 года А.Н. Букейхан был арестован ОГПУ в Актобе, где проводил статистико-экономическое исследование в составе антропологической экспедиции АН СССР (фото № 11), доставлен в Москву и помещён в Бутырскую тюрьму, однако уже через 5 дней выпущен на свободу.

Отслеживая деятельность казахской национально-религиозной элиты, ВО ОГПУ постепенно обозначал тенденции в её развитии, сказавшиеся на исторической судьбе движения «Алаш». Так, в циркуляре ВО ОГПУ № 156522 от 8 июля 1927 года отмечалось, что «оживились антисоветские группировки. Намечается планомерное наступление внутри Казахстана с упором на национальные формирования и блок с антисоветской интеллигенцией других восточных районов» [ЦА ФСБ России. Д. Р-338629, Л. 17; 8, Л. 4–5]. В качестве доказательств приводились сведения о связях алашордынцев с руководителями «пантюркистского антисоветского центра»: С. Кожанулы, Н.Н. Нурмакулы, Н.Т. Торекулулы (Тюрякуловым), Ж.С. Султанбекулы (Султанбековым), А.К. Кенжеулы (Кенжиным) и другими [там же, Л. 21–23, 119].

 

Фото № 11. А.Н. Букейхан в составе Антропологической экспедиции АН СССР в Адаевском уезде Казахской АССР (в первом ряду-  первый слева). Актобе, сентябрь 1926 г.

 

В первой половине 1928 г. в Восточный отдел из Казахстана поступала информация о том, что «алашордынцы призывали казахов к объединению и борьбе с советской властью», «все казахское население было согласно с платформой алашордынцев и поддерживало её. Алашордынцы в связи с кампанией по экспроприации баев, вели усиленную агитацию против конфискации» [там же, Л. 19, 191, 208]. В целях пресечения подобной «контрреволюционной деятельности алашордынцев» ПП ОГПУ по Казахстану в 1928 года в республике были арестованы все видные представители Алаш Орды, как А. Байтурсынулы, М. Дулатулы, Х. Габбасулы, и другие (всего 44 человека), за исключением А. Букейхана, поскольку имевшиеся в ОГПУ материалы «не были достаточными для немедленного ареста».

Следующая волна арестов бывших членов правительства Алаш Орда прошла в 1929 году, когда ПП ОГПУ по Казахстану задержало: Х. Досмухамедулы, Д. Досмухамедулы, М. Тынышбайулы (Тынышпаева), А. Ермекулы (Ермекова) и других (всего 19 человек). Они обвинялись в участии в «филиале подпольной контрреволюционной организации», срыве мероприятий компартии и правительства в Казахстане по землеустройству, конфискации байских хозяйств, пропаганде националистических взглядов, идеологическом воздействии на советских работников. Обвинительное заключение по уголовному делу было составлено в декабре 1931 года и направлено на согласование в Москву.

ОГПУ, считая, что доказательств преступной деятельности было недостаточно, рекомендовало прекратить уголовное дело, а всех привлеченных по делу лиц освободить в связи с тем, что их «контрреволюционная деятельность» относилась к периоду 1918–1921 годов и подпадала под акты об амнистии. Несмотря на мнение Кремля, ПП ОГПУ по Казахстану настаивало на привлечении к уголовной ответственности алашордынцев и дважды направляло телеграммы в Москву с просьбой разрешить провести их аресты, т.к. освобождение бывших алашордынцев из-под ареста могло негативно повлиять на общественно-политическую обстановку в Казахстане. В результате 20 апреля 1932 года решением Тройки при ПП ОГПУ по Казахстану Тынышбайулы, Халел и Жаханша Досмухамедулы и Мухтара Мырзаулы (Мурзина) приговорили к заключению в концлагерь сроком на 5 лет, Мухтара Ауэзулы (Ауэзова) и Алимхана Ермекулы – к 3 годам условно, С. Кадырбайулы (Кадырбаева), Ж. Акбайулы (Акпаева) и других – к высылке в Воронеж.

В 1933 году была арестована еще одна группа бывших соратников А.Н. Букейхана по партии Алаш, обвиненная в создании «националистической антисоветской организации», ведении борьбы против ЦК Казкрайкома. Решением Коллегии ОГПУ СССР от 29 марта 1934 года они также были приговорены к различным срокам заключения.

«Я не мог и не могу быть сторонником советской власти. Мои убеждения исключают признание её»

Новый виток активности ОГПУ-НКВД по «восточным контрреволюционным организациям» пришелся на период «большого террора». По мнению НКВД, в «восточных» регионах была создана новая «пантюркистская националистическая организация», одним из её мифических лидеров стал А.Н. Букейхан. 26 июля 1937 года он был последний раз арестован и обвинён в том, что «как председатель Алаш-Орды боролся против советской власти до 1920 года», проводил «контрреволюционную, националистическую и антисоветскую деятельность», поддерживал «контрреволюционные связи с руководителями антисоветского пантюркистского центра». На допросе 28 июля 1937 г. Букейханов заявил: «Я не мог и не могу быть сторонником советской власти. Мои убеждения исключают признание её». 27 сентября 1937 года закрытое судебное заседание Военной коллегии Верховного суда СССР, рассмотрев дело А.Н. Букейхана без его адвоката и привлечения свидетелей, вынесло заключение о том, что он «оставаясь верным алашордынским идеям, боролся с советской властью» (фото № 12-13). Печальноизвестная «тройка» Военной коллегии Верховного суда СССР, прозаседав по делу лидера казахского народа буквально 15 минут, приговорила его к высшей мере наказания - расстрелу. Приговор был приведён в исполнение в тот же день – 27 сентября 1937 года (фото № 14). 

 

Фото № 12. А.Н. Букейхан в своей московской коммунальной квартире накануне последнего ареста. Москва, июль 1937 года. 

 

Фото № 13. А.Н. Букейхан – в Бутырке. Москва, июль-сентябрь, 1937 г.

 

На рассмотрение дела Ныгмета Нурмакулы, председателя Совнаркома (правительства) Казахстана 1925-1929 годов, состоявшееся вслед за делом А.Н. Букейхана, заняло еще меньше времени – 10 минут. Но последовал аналогичный приговор, который был исполнен в этот же день – 27 сентября 1937 года (фото № 12). 

Фото № 14.

Фото № 15.

Алихан Букейхан, лидер национально-освободительного движения, партии, а также глава Автономной парламентской республики под единым названием «Алаш», возродившей казахскую национальной государственности и ставшей в августе 1920 года фундаментом современного Казахстана, и Ныгмет Нурмакулы, один из первых советских руководителей современного Казахстана, были безвинно осуждены, расстрелены и похоронены в один и тот же день и в одной братской могиле в Москве. Однако преступная советская власть скрывала место их вечного покоя до тех пор, пока сама не потерпела крах в декабре 1991 года.

Могила фигурировала как «Яма № 1», где в 1935-1938 годах были похоронены, точнее сказать – высыпаны прахи более 5 тысяч жертв сталинских репрессий

Общая могила А.Н. Букейхана и Н. Нурмакулы была случайно обнаружена группой исследователей из российского фонда «Мемориал» в Донском кладбище в Москве и стала известна автору этих строк лишь в 2009 году. Выяснилось, что в документах ОГПУ НКВД эта могила фигурировала как «Яма № 1», где в 1935-1938 годах были похоронены, точнее сказать – высыпаны прахи более 5 тысяч жертв сталинских репрессий. Это в основном лидеры и первые руководители союзных республик, в том числе бывшие близкие соратники И. Сталина, как, например, Авель Енукидзе, Левон Мирзоян, Ныгмет Нурмакулы, а также представители высшего командования Советской армии, как, например, маршал Тухачевский и многие-многие другие. После расстрела тела жертв кремировались в Донском кладбище, прах высыпали в «Яму № 1», которую сейчас называют «братской могилой» (фото № 16).

 

Фото № 16. Братская могила в Донском кладбище в Москве, где похоронены А.Н. Букейхан, Н. Нурмакулы. Фото автора.

Сейчас в нашем обществе распространено мнение о том, что элита «Алаш» во главе с Алиханом Букейханом стала жертвой массовых репрессий, не достигнув своей стратегической цели, не претворив в жизнь свои планы и мечты. Это глубокое заблуждение. Алихан и его верные соратники достигли своей главной цели – возродили казахскую национальную государственность в современной форме, образовав в декабре 1917 года Автономную парламентскую республику Алаш, 100-летие которой сегодня отмечает Независимый Казахстан. 26 августа 1920 года Казахская Автономная Советская Социалистическая Республика была образована на основе, фундаменте и в пределах границ Автономии Алаш. В январе 1936 года КазАССР получила статус полноценной союзной республики - КазССР, которая, в свою очередь, в декабре 1991 года провозгласила свою Независимость. Разве не полный суверенитет и независимость были стратегической целью Алихана Букейхана и его верных соратников?!

Султан Хан Аккулы, директор НИИ «Алаш» ЕНУ им. Л.Н. Гумилева.

 

День национальной трагедии (Часть 1)

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33