воскресенье, 24 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Политический транзит, как проблема передачи власти. Часть 2

Возможность и необходимость политической модернизации

Возвращаясь к словам Президента, следует сказать, что  осторожность не отрицает неизбежности и последовательности реформ. То, что они должны осуществляться обдуманно, не означает того, что они не должны проводиться вообще или заменяться эрзацами, типа Программы 5 институциональных реформ и 100 шагов. Очевидно, что политические реформы надо прочно опереть на сохранившийся базис «коллективного бессознательного» народа, на достигнутый за время независимости уровень его современной модификации, сохраняя инерционное движение политической системы и пользуясь импульсами, которые уже получила политическая сфера для ее дальнейшего развития по восходящей линии. По такому пути прошли успешные восточные государства – Япония, Южная Корея, Сингапур и другие. Их опыт показал, что никакого приоритета экономики над политикой нет и не может быть, что экономические и политические изменения происходят в непосредственной связи и единстве друг с другом.

Поэтому, прежде всего учитывая мнение Президента, можно без изменения Конституции, поскольку в ней в общем виде уже представлены основные тенденции развития политической системы Казахстана, начать проводить настоящие демократические реформы.

Во-первых, при сохранении института Лидера нации и сильной вертикали власти в Казахстане необходимо провести такое же укрепление горизонтальных политических связей и отношений в государстве, а также обеспечить разрастание и развитие социальных связей человека в культуре, что собственно и называется демократизацией. Используя все достижения президентской формы правления, необходимо провести такие структурные изменения в политической сфере государства, которые бы сплотили разные ее элементы не только по иерархическому принципу, но прежде всего по сетевому, ризоматическому принципу, не отделяя интересы государства от интересов общества, интересы власти и народа, а наоборот, сплачивая и соединяя их.

Вместо этого, спичрайтеры Президента в содержании 5 институциональных реформ и расшифровывающих их 100 шагов, предлагают по-прежнему отделять интересы профессионального государства, судей и госслужащих от интересов остальной и самой большой части населения, существенно обделяя ее правосубъектностью, отказывая ей в полномочности и не сосредотачивая внимание на изменении методологических подходов и концептуального идейного содержания предложенных изменений. На самом деле, здесь всего лишь необходимо установить и закрепить забытый конкурентный принцип формирования и отбора политической элиты в виде конституционной нормы, не допускающей безальтернативных внутрипартийных и иных выборов, ротации государственных служащих, их переквалификации и т.д. А также в дополнение к нему утвердить, к примеру, нравственную общественную норму, не позволяющую оставаться у руля политических партий, государственных органов и учреждений тем лидерам и руководителям, которые проиграли выборы, допустили нарушения законодательства или получили моральное осуждение общества. И для этого не надо менять Конституцию, стоит ограничиться всего лишь принятием дополнения. Это необходимо делать, потому что история независимого Казахстана изобилует случаями возвращения проштрафившихся политиков и бюрократов на ответственные государственные должности и в коридоры политической власти, которые своим возвращением наносят нестираемые нравственные беды казахской нации и государству. Много ли нерадивых чиновников и коррупционеров было отведено «за руки в суд»? Единицы. В то время когда вся система власти построена на возможности «ручного» или инструментального «распила» бюджетных денег.

Одновременно с этим, чтобы более конкретно и серьезно структурировать политические интересы в сложившемся плюралистическом политическом пространстве необходимо либерализировать условия образования партий, условия набора на государственную службу, снять, как, например, для бизнеса, некоторые запреты и административные барьеры, кардинально сократить формальные требования к ним. Это существенным образом обновит политическую элиту, даст мощный импульс для развития внутрипартийной и общественной демократии на фундаменте того «коллективного бессознательного», на которое постоянно ссылается Президент.

Во-вторых, необходимо начать переход от форм «ручного управления» к собственно институциональному – перераспределить от Президента к парламенту, о чем неоднократно высказывался сам Глава государства и чему собственно посвящены 5 институциональных реформ, в том числе некоторые такие важные полномочия как утверждение кабинета министров по итогам выборов и осуществление полного контроля над государственным бюджетом – средствами налогоплательщиков. Такой шаг, осуществленный, например, несколько веков назад английским монархом позволил Англии в среднесрочной и долгосрочной перспективе выиграть противоборство с Испанией и стать могущественной мировой державой, сохранив лидерство и поныне. Иными словами, необходимо начать осуществлять предметный, зримый и осязаемый, а не декларативный, переход к президентской-парламентской форме правления, где парламент станет также полноценной опорой государственности.

В-третьих, наряду с этим, для утверждения судебной системы в качестве третьей опоры и действительной ветви власти необходимо создать полноценный Конституционный суд РК вместо ограниченного полномочиями Конституционного Совета, либо наделить полномочиями Конституционного суда Верховный суд Республики Казахстан. Потому что накопившиеся за время независимости несостыковки и разногласия в прочтении, интерпретации и применения норм Конституции Республики Казахстан стали способом хаотичной, «ручной» модернизации, при которой не сокращаются, а увеличиваются общенациональные издержки производства ВВП. Недостаточность институтов компенсируется «ручными», эмпирическими и бытовыми средствами и инструментами, которые исчерпали свой потенциал.

Институт Лидера Нации, как и институт Первого Президента, достаточно сильно защищен, что позволяет без труда проводить нужные изменения, влиять на текущий политический процесс. Хотя от этого надо постепенно и неуклонно отказываться. Помимо этого, основополагающие идеи Лидера Нации неаутентично претворяются в программных документах правящей партии и правительства, неточно интерпретируются. А между форматами Лидера Нации, Президента, Председателя правящей партии и высшего должностного лица Правительства неизбежно возникает путаница. Помимо этого происходят наслоения форматов законодательной, судебной и исполнительной ветвей власти друг на друга, порой ненужное дублирование.

В - четвертых, необходимо начать переход от континентальной системы права к англосаксонской системе права как праву прецедентному и инновационному не только при создании Международного финансового центра в Астане, а повсеместно. Такой перевод права на англосаксонские принципы по-настоящему и до конца укоренит права и свободы личности, право частной собственности и деполитизирует, в целом, государственную, а, в частности, правоохранительную систему – полицию, вооруженные силы и силы государственной безопасности. Произойдет очищение социально-политической структуры общества, ее смыслов и содержания. Она по-настоящему десоветизируется, избавится от останков тоталитарного прошлого, станет в целом модернистской и гуманистичной.

 В-пятых,  сегодня, когда все государственные структуры практически напрямую направляются и руководятся институтом президентства, роль Н.Назарбаева как Лидера Нации существенно занижена и обесценена. Как только станут осуществляться предлагаемые институциональные политические реформы, роль Елбасы кардинально возрастет. Удастся оградить его от административно-бытовых и эмпирических действий, загрязняющих его миссию в национально-государственном строительстве. Станет возможным канонизировать институт Лидера Нации как охранителя и выразителя национального духа, языка и культуры казахов. Миссия Лидера Нации при этом вырастет из категории эмпирического и инструментального руководства государством в сферу институционально-духовного творчества принципов жизни и деятельности нации. Незыблемость такого института как институт Лидера Нации станет понятным для всех граждан и патриотов Казахстана, когда его Секретариат будет работать отдельно от Администрации Президента и начнет обеспечивать полноту и аутентичность его непреходящих идей для превращения страны в Мангилик Ель – универсальное государство, способное в современное время и в будущем находить все ответы на встающие перед ним задачи.

Итак, эти первые шаги политической модернизации при поддержке Лидера Нации может без всякой угрозы дестабилизации социально-политической обстановки начать осуществлять Дарига  Назарбаева, поскольку ее политический путь не был похож на путь «продуктов» и помощников Президента. Они позволят запустить механизм полноценного общенационального и общественного контроля, что даст оформиться режиму перманентной стандартизации и постоянного обновления политико-правовой сферы в соответствии со стандартами развитых государств, о переходе на которые было объявлено несколько лет назад. А в последующем, такие шаги запустят механизм выбора эффективной модели социально-экономического развития, а также модели цивилизационного пути. Формула обновления: «Сначала – стандартизация, потом – модернизация» – нацелит энергию общества на постоянный поиск правильных и нравственных решений. Без стандартизации законов и норм станет невозможно достижение целей социального и правового государства.

Они приведут к росту внутринационального доверия и более эффективным формам консолидации нации, ее сплочению и духовно-цивилизационному единству. Качественно вырастет и оформится национальный социальный капитал как подлинно общественный способ поддержания и укрепления целостности общества, нации и государства.

На основе этих политических инноваций, которые в  ближнесрочной перспективе существенно поднимут суверенный рейтинг Казахстана в глазах всего мирового сообщества, а не отдельных мировых финансовых организаций и агентств, будет запущен механизм инновационного развития как способ кардинального раскрепощения экономической и социальной энергии народа, создадутся новые правила, на основе которых станет возможным реализация стандартов самых развитых государств мира и их сообществ.

Фото с сайтов liter.kz,  kashagan.today

 

Оставить комментарий

Политика

ФОРС-МАЖОР ПО-КАЗАХСКИ ФОРС-МАЖОР ПО-КАЗАХСКИ
Редакция Exclusive
15.10.2015 - 12:56
Как подожгли фермера Как подожгли фермера
Карлыгаш Еженова
15.10.2015 - 09:09
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33