суббота, 21 сентября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Региональная интеграция в ЦА – и скучно, и грустно, и некому

Будучи недавно в Астане, глава Международного валютного фонда Кристин Лагард посоветовала РК углубить внутрирегиональную интеграцию. В целом она назвала взаимодействие капиталов, человеческих ресурсов и экономик внутри Центральной Азии серьезной возможностью для прорыва и преодоления кризиса. Но Центральная Азия - это, пожалуй, регион, где говорить об интеграции, в силу взаимного недоверия и огромного количества противоречий, не приходится. 

«Я могу сразу сделать вывод, что можно много еще сделать на пути региональной интеграции и развития торговли. То, что мы сейчас видим в регионе, пока ограничено, и страны могут в большей степени помогать друг другу, поддерживать друг друга. Все страны в регионе взаимосвязаны. Они разные, в некоторых из них существует серьезная зависимость от денежных переводов из-за рубежа, некоторые из них сильно зависят от цен на сырьевые биржевые товары, но все эти страны зависят друг от друга. И та работа, которую мы проводим для этих стран, – мы будем продолжать и углублять сотрудничество», - отметила тогда глава МВФ.

Вместе с тем эксперты достаточно скептически относятся к реальности интеграционных процессов в ЦА или даже просто выстраивании в регионе добрососедских отношений.

Здесь можно опереться на мнение известного  таджикского политолога Саймуддина Дустова, который считает, что любые интеграционные процессы в Центральной Азии не имеют серьезной базисной основы, так как регион представляет собой довольно открытую систему и на него влияет огромное количество факторов; прежде всего - супердержавы и амбиции региональных игроков. Главными региональными игроками с начала 90-х являются две страны, борющиеся за право называться лидерами региона – Казахстан и Узбекистан. Если говоря о Казахстане, до недавнего времени  в нем отмечали экономический потенциал страны, то в случае с Узбекистаном, чье население перевалило за 30 млн – человеческий.

Считается, что соперничество Узбекистана и Казахстана, имея давнюю историю, относится еще к советскому времени. Состязание за лидерство в Средней Азии и симпатии Москвы были характерны для стран еще со времен первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Динмухамеда Кунаева и первого секретаря ЦК Компартии Узбекистана Шарафа Рашидова. Однако эта конкуренция не мешала и в советское время выстраивать достаточно тесные отношения. После обретения странами независимости и Каримов, и Назарбаев хоть и продолжили борьбу за региональное лидерство, но пришли к выводу, что лучше это делать при взаимном учете интересов народов и развитии торгово-экономических связей.

Кстати, в начале 90-х в регионе действительно предпринимались активные попытки создать серьезную региональную структуру, не привязанную к Москве и патронируемым ей Содружеством независимых государств.

Так, в 1994 году было создано Центрально-Азиатское Экономическое Сообщество (ЦАЭС), трансформировавшееся в последствии в просто ЦАС, однако организация оказалась по факту мертворожденной. Хотя 5 августа 1994 года на встрече глав государств стран Центральной Азии в Бишкеке был учрежден Центрально-Азиатский банк сотрудничества и развития (ЦАБСиР) с уставным капиталом $9 млн.

На волне проснувшейся взаимной любви страны стали активно обсуждать вопросы создания международных консорциумов, а также проекты межправительственных соглашений об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна реки Сырдарьи. Но так ни к чему не пришли, некоторые вопросы, например водный, не решены до сих пор и лишь усугубляются.

В свое время Казахстан носился с идеей внутрирегиональной интеграции под патронатом США, и предлагал создать организацию СЦА, но впоследствии крен был сделан в сторону ТС и ЕАЭС,  и планы оказались не реализованы.

Эксперт Института экономических исследований стран Центральной Азии Алишер Хамидов заметил, что помимо влияния внешних акторов, в лице США и России, которые, в силу разных обстоятельств, мешают внутрирегиональной интеграции, есть и вполне объективные причины ее невозможности в рамках ЦА. И даже на уровне Казахстана и Узбекистана,  как двух самых сильных государств региона. Во-первых, экономические потенциалы стран совершенно разные: к примеру, уровень жизни в Узбекистане не может идти в сравнение с Казахстаном, не говоря уже о Таджикистане и Кыргызстане. Да и степень открытости государств региона и их выбор пути развития - тоже различны. Насквозь закрытые Туркменистан и Узбекистан воспринимают любую интеграцию как опасность: считается, что она может привести к краху устоявшихся там режимов. Спустя два десятка лет после развала СССР можно говорить о том, что в регионе больше точек отторжения и взаимной неприязни, нежели объединяющих факторов», - подчеркнул Алишер Хамидов.

По словам таджикского политолога Рашида Абдулло, в среднесрочной перспективе какая-либо интеграция в Центральной Азии просто невозможна, в силу ряда как объективных, так субъективных обстоятельств.

«Для таджиков интеграция — это этническая смерть. Это слияние всех и вся. Страны Центральной Азии абсолютно разные по уровню экономики и социального развития. В то же время, любая интеграция предполагает появление наднациональных структур. Мы можем быть захлестнуты нетаджикским морем, которое нас окружает»,— говорит он.

А вот каким видится процесс интеграции в Центральной Азии для председателя программы «Религия, общество и безопасность» в Московском Центре КарнегиАлексея Малашенко.

«Не следует абсолютизировать этно- и социокультурную гомогенность региона. Недаром при строительстве национальных государств одни напоминают о «кочевой демократии», а другие указывают на развитую городскую культуру. Заметим к тому же, что тюркская доминанта иногда воспринимается как потенциальная угроза со стороны ираноязычных таджиков. Происходит «размывание региона». Существует идея о неизбежном переосмыслении понятия «Центральная Азия»,  как уже сложившегося «старого» ареала, о расширении ее границ в южном направлении, включение в нее Афганистана, Ирана и даже Пакистана. В самом деле, понять происходящие здесь процессы невозможно без учета афганского компонента,следовательно, событий в Пакистане. Но не только теории и термины тормозят путь интеграции. Есть шлагбаумы куда серьезнее. Первая - нерешенные проблемы межгосударственных отношений. Одна из них - границы, на которых строг  пропускной режим и которые на ряде участков вообще заминированы. Плюс этнические анклавы, наличие которых - один из непосредственных источников нестабильности. Не решена водная проблема. Водопользование могло бы явиться основой для постоянного продуктивного диалога, поводом для координации общих усилий и, в конечном счете, базой для бесконфликтного существования. Однако именно распределение и регулирование водных ресурсов оказывается  объектом противоречий и используется в качестве средства давления на соседа. Повсеместно национальные интересы преобладают над интересами региональной интеграции. В Центральной Азии и в обществе, и среди элит польза от интеграции представляется спорной. Отсутствует и сама модель интеграции, и покуда не видно особого стремления ее создать. Причем, для кого-то эта модель, вольно или невольно ассоциируется с советской эпохой, кому-то навевает грустные  - не в пользу Центральной Азии - сравнения с ЕС», - считает Алексей Малашенко.

В целом распад общей народнохозяйственной системы Союза ССР выявил слабые стороны потенциала экономических, финансовых, производственных, людских ресурсов  стран Центральной Азии, что, в свою очередь, нашло отражение в неравномерности экономического развития государств региона. В условиях перехода стран  ЦА к рыночной экономике вполне отчетливо стали прослеживаться две взаимопротивоположные тенденции: дезинтеграция и интеграция.

Именно по этой причине, несмотря на десятки рекомендаций ведущих международных институтов о важности интеграции в Центральной Азии, в ближайшем будущем этого ждать не стоит. Страны готовы как в омут бросаться в новые структуры, строить различные геополитические конструкции, но не готовы обустроить собственный регион, что делает его все более небезопасным и экономически отсталым.

Фото с сайта akorda.kz

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33