воскресенье, 22 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Отрезвление после ЭКСПО

ВВП Казахстана будет расти медленнее, чем нам обещают. Цены на нефть будут низкими. При этом диверсификация экономики тормозится, а тарифы будут расти, что ляжет тяжким бременем на бизнес. Главный донор страны – энергетический сектор - не в лучшем состоянии.

 

 

Таковы выводы третьего Национального энергетического доклада, который был представлен в рамках евразийского Форума KAZENERGY. Так, например, IHS Markit понизил показатели среднегодового роста ВВП в Казахстане на период до 2040 года на один процент – с 3,4% до 2,4%. Такой пересмотр был связан, прежде всего, с тем, что в будущем ожидается более низкий уровень мировых цен на сырую нефть - около $80 после 2024 года вместо $100, как предполагалось ранее вследствие существенного сокращения затрат в значительной части отрасли.

Снижение цен на нефть также отражает общую конъюнктуру мирового рынка сырьевых товаров в целом. Это означает уменьшение объема имеющихся в стране собственных финансовых средств для инвестирования в разведку и разработку энергоресурсов, а также приводит к необходимости корректировки ряда прогнозов в отношении роста внутреннего спроса на энергию.

Прогнозируемый на период до 2040 года показатель ежегодного роста спроса на электроэнергию – величина которого тесно связана с уровнем экономической активности – в настоящее время снизился с 1,2% до 1,1%

В частности, прогнозируемый на период до 2040 года показатель ежегодного роста спроса на электроэнергию – величина которого тесно связана с уровнем экономической активности – в настоящее время снизился с 1,2% до 1,1%. Однако при этом есть и положительный аспект: более низкие темпы роста спроса на энергию должны привести к некоторому снижению объема выбросов, упростив, таким образом для Казахстана задачу выполнения обязательств в рамках Парижского соглашения по климату.

Прогноз «низких цен на нефть на более длительный срок» также повышает значимость прямых иностранных инвестиций (ПИИ)

Прогноз «низких цен на нефть на более длительный срок» также повышает значимость прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Ограниченный объем казахстанского капитала, который можно использовать для финансирования роста энергетического сектора делает привлечение иностранного капитала важной стратегической задачей для энергетических компаний страны, стремящихся найти средства для реализации запланированных проектов расширения мощностей.

Два основных энергетических продукта страны – нефть и уран – пользуются относительно стабильным спросом во всем мире и оправдывают транспортные расходы при поставке на международные рынки

Два основных энергетических продукта страны – нефть и уран – пользуются относительно стабильным спросом во всем мире и оправдывают транспортные расходы при поставке на международные рынки. В этой связи они, в первую очередь, идут на экспорт, хотя примерно пятая часть добываемой сырой нефти поставляется на казахстанские нефтеперерабатывающие заводы. Еще два энергоносителя – природный газ и уголь – хоть и имеются в избытке, но возможности их реализации на внешних рынках ограничены из-за качества (уголь), высоких транспортных издержек либо жесткой конкуренции со стороны других поставщиков или альтернативных видов топлива.

Эти ресурсы – сверх объема, потребляемого внутри страны – можно отнести к «труднореализуемым»

Таким образом, эти ресурсы – сверх объема, потребляемого внутри страны – можно отнести к «труднореализуемым». Экспортная торговля энергоносителями, как правило, ведется исходя, главным образом, из коммерческих соображений, в то время как использование таких энергоресурсов, как газ, уголь и, в определенной степени, нефтепродукты внутри страны чаще всего следует квазикоммерческой логике, при которой немаловажная роль отводится социальным интересам. Так, строительство на юге Казахстана газовых электростанций с возможностью утилизации попутного газа, получаемого при добыче нефти, помимо покрытия дефицита и сокращения выбросов СО2 , ограничивается, в частности, высокими ценами импорта, высокими затратами на транспортировку и переработку казахстанского попутного газа, а также опасением, что необходимое покрытие затрат на строительство газовых мощностей и переработку газа приведут к нарушению социальных обязательств по обеспечению населения дешевой электроэнергией и росту тарифов на электроэнергию.

Если в любой из отраслей ТЭК в полной мере не придерживаться исключительно коммерческого подхода, упущенная в этой связи выгода приведет к снижению выручки работающих в данной отрасли компаний, которая могла бы быть инвестирована в модернизацию и развитие новых мощностей. При этом рыночные механизмы уже доказали свою эффективность в плане распределения расходов на такие инвестиции в процессе ценообразования.

Сейчас перед электроэнергетическим сектором Казахстана стоят три значимые проблемы: обеспечение надежности электроснабжения, соотношение цены-качества для потребителей (вместо дешевизны) и экологической устойчивости

Комплексный подход к развитию электроэнергетического сектора требует разработки новой концепции развития электроэнергетики. Сейчас перед электроэнергетическим сектором Казахстана стоят три значимые проблемы: обеспечение надежности электроснабжения, соотношение цены-качества для потребителей (вместо дешевизны) и экологической устойчивости. Регулирование электроэнергетического сектора Казахстана не скоординировано с существующими механизмами рынка, политикой сектора и международными обязательствами.

Эксперты советуют Казахстану ускорить реформу рынка тепловой энергии, а также внедрить стимулирующие тарифные методологии в сфере передачи и сбыта тепловой и электрической энергии, основанные на показателях эффективности работы таких компаний

Эксперты советуют Казахстану ускорить реформу рынка тепловой энергии, а также внедрить стимулирующие тарифные методологии в сфере передачи и сбыта тепловой и электрической энергии, основанные на показателях эффективности работы таких компаний.

Казахстан уже идет по пути сокращения выбросов, однако для выполнения парижских обязательств стране потребуются дополнительные усилия. Предварительно определенный национальный вклад (INDC) Казахстана в рамках Парижского соглашения предусматривает сокращение к 2030  году выбросов в масштабах всей экономики на 15% от уровня 1990  года в качестве безусловного целевого показателя. Для достижения этого показателя к 2030 году Казахстану потребуется снизить объем выбросов на 53,4 млн тенге до уровня 302,8 млн тенге CO 2 в эквиваленте. Анализ показал, что Казахстан способен реализовать около половины вышеуказанного целевого показателя. Правда, есть вероятность, что Казахстан не только сможет добиться полного сокращения выбросов на 15% согласно Парижскому соглашению, но и пройти половину пути к реализации условного целевого показателя, составляющего 25%, благодаря гораздо более существенному повышению совокупной энергоэффективности, более заметному сокращению потребления угля и более быстрому расширению мощностей ветровой и солнечной энергетики.

При том, что диверсификация экономики по- прежнему является одной из первоочередных задач для многих стран-экспортеров сырья, включая Казахстан, сохранение запасов углеводородов путем отсрочки их освоения является стратегией, результат которой трудно предугадать. Это связано с тем, что возможный прогресс в области использования энергии и развития технологий затрудняет точное прогнозирование будущей стоимости углеводородных ресурсов, отмечают эксперты.

Оставить комментарий

Финансы

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33